О БАНКОВСКОЙ ТАЙНЕ
Краеугольным камнем экономики Швейцарии является банковский сектор. По официальным данным, на него приходится 30% ВВП страны. Общий объем капитала банков составляет 4,6 триллиона швейцарских франков. Только в одной Женеве (финансовая столица Швейцарии) работает 125 банков, на службе в которых задействовано приблизительно 20 тысяч граждан (9% рабочих мест кантона). Швейцарские банки по праву называют основой и отправной точкой стремительного финансового развития, считавшегося в начале прошлого столетия одним из самых бедных в Европе, государства. Сами швейцарцы говорят на эту тему с большой неохотой. Прорыв в экономическом развитии Швейцарии, как признал президент Ассоциации банков Женевы Франсуа Жиллерон, приходится на период Второй мировой войны.
Деньги, как известно, не пахнут, а банки для Швейцарии такой же предмет национальной гордости, как известные всему миру часы, шоколад, сыр, ножи и вина. Рекламируя исключительность своей банковской системы, рядовые швейцарцы, банкиры и, что примечательно, представители власти и правоохранительных органов, как правило, акцентируют внимание на ее трех основных особенностях: надежность, высокий профессионализм и коммерческая тайна. Остановимся на последней. Святая святых любых финансовых операций, она, по сути, предоставляет банкам статус государства в государстве. Власти, за редким исключением, речь о котором пойдет дальше, не вмешиваются в дела банков. Приведем один очень показательный пример. До недавнего времени, доверяя свои прибыли банку, даже не заплатив с них налоги, швейцарцы могли быть спокойны — о них никто не узнавал. «Недовольное», по словам Франсуа Жиллерона, государство решило проблему путем принятия закона, обязывающего банки... Нет, не предоставлять информацию о счетах, а отчислять в бюджет 35% комиссионных от вклада (если налогоплательщик указывает прибыль, доверенную на сохранение банку, в декларации доходов, власти эти проценты возвращают). Ну, чем не цивилизация? Кстати, правительственные программы, административное давление, зависимость от Федерального банка и т. д. — все это, как сказал удивленный вопросом корреспондента «Дня» Франсуа Жиллерон, Швейцарии абсолютно незнакомо.
ДЕНЬГИ «В ЗАКОНЕ»
Регламентированная законодательством закрытость банков Конфедерации делает их привлекательными для любителей «делать деньги» других стран. Еще в начале 90-х процесс был поставлен «на широкую ногу». Главным было показать, что деньги, которые вы собираетесь хранить или «провести» через банк в Швейцарии, легального происхождения. Показать банкиру и, естественно, никому больше. «С 1996 года банки стали очень осторожно относиться к финансовым операциям с представителями стран бывшего СССР, — говорит Франсуа Жиллерон. — После того, как информация, подтверждающая легальность предлагаемых нам средств оттуда, оказалась ложной». В 1998 году в Швейцарии вступил в силу закон, согласно которому банкиры в обязательном порядке должны проверять законность происхождения тех или иных средств, подробную информацию о клиенте и т. д. Но даже ужесточив меры борьбы с отмыванием «грязных денег», государство оставило банкирам возможность «не усомниться» в легальности тех или иных средств. Правда теперь, как пояснили «Дню» в Федеральном департаменте по банковскому надзору, в случае обнаружения сомнительного оборота на счетах банка к нему после ряда предупреждений могут применить санкции, вплоть до ликвидации. Кстати, в 1998 году в структуре «финансовой разведки» Швейцарии появился новый, специализирующийся на крупных банках, департамент, штат которого на сегодняшний день — 17 человек.
Подобные меры в Украине назвали бы «косметическими», но другие Швейцарии, похоже, просто не нужны: воровать деньги из государственного бюджета у них сложно (практически во всех кантонах все крупные финансовые расходы государства проходят референдум), а «увести», к примеру, десяток миллионов кубометров российского газа — вообще невозможно. А вот, что касается «грязных денег» иностранного для швейцарцев происхождения, то тут дело не только в законе 1998 года. Понятно, что напрямую вести «дела» с дорожащими своей репутацией банками, подозрения которых повлекут заявление в полицию или Федеральный департамент по банковскому надзору, станет только самоубийца. Хотя Генеральный прокурор Республики и кантона Женева господин Бернар Бертосса (срок полномочий которого закончился 21 апреля) отметил украинским журналистам, что требования в вопросе борьбы с отмыванием «грязных денег» швейцарские банки выполняют с большой неохотой.
Эксперт Федеральной прокуратуры по странам Восточной Европы Сиалм Амброс был более откровенен и подтвердил «Дню», ряд вполне законных схем «отмывания» денег в Швейцарии, повлиять на которые власти не могут. Банковская, видите ли, тайна и... законы. Большая часть названных «вариаций на тему» была, в общем-то, известна — оффшорные переводы (ответственность за легальность происхождения денег клиента берет на себя, по сути, информационно закрытый банк оффшора) и корреспондентские счета (ответственность за «чистоту» прокручиваемых средств лежит на банке, открывшем такой счет в Швейцарии).
Что действительно удивило, так это механизмы «отката» посредством института финансовых поверенных (распорядителей). По словам Сиалм Амброса, поверенные, взявшие на себя обязанность распоряжаться деньгами господина «Х» и решившие вложить их в швейцарский банк, обязаны назвать банкиру всего лишь имя и фамилию своего клиента. Детальная «биография» вклада в этом случае находится вне компетенции банка: ее обязан проверять поверенный. Контроль над последним? Только со стороны Ассоциации его коллег, частично подотчетной властям. «Практически никакого. Механизм контроля в этом случае работает очень плохо», признался «Дню» эксперт. И... Внимание! По словам представителей Федеральной прокуратуры, через институт финансовых поверенных проходит около половины всего оборота швейцарских банков! Хочешь не хочешь, а поверишь неофициальным данным, что около 20 000 финансовых поверенных являются самыми состоятельными гражданами Швейцарии. И, заметьте, все по закону. Нет же ничего зазорного в том, что какой-нибудь миллиардер, будь он даже гражданин другой страны, доверяет свои деньги финансовому специалисту?
ТАЙНОЕ МОЖЕТ СТАТЬ ЯВНЫМ, НО...
Жизнь Швейцарии протекает по закону. В четко определенных, регламентированных и, самое главное, общепринятых рамках. Законы в Швейцарии нарушают гораздо реже, чем у нас. «Обойти» их, оставшись незамеченным, а значит, — безнаказанным, практически невозможно. Об этом никогда не следует забывать. Особенно, если ты — премьер-министр другой страны и у тебя миллионы долларов на счету в швейцарском банке.
Однако вернемся к «святая святых» — к банковской тайне. Она, как выяснилось, далеко не абсолютна. Точнее — получить из банка информацию о том или ином счете действительно сложно. Но, во-первых, возникни подозрения в законности тех или иных финансовых операций у банкира на любом их этапе (вложение средств, перевод комиссионных, дополнительные поступления на счет и т. д.), как он моментально может, даже обязан обратиться в правоохранительные органы Швейцарии, «финансовую разведку» страны. Так, рассказали в Федеральном департаменте по банковскому надзору, было с поступившим в Швейцарию из США миллиардом «грязных» долларов нигерийского диктатора Абаша. Итог — следствие женевской прокуратуры, которое курировал Бернар Бертосса, арест счетов и финансовая экстрадиция.
Впрочем, подобные вещи, как стало понятно, скорее исключения из общего правила. Интересно другое. Бернар Бертосса говорит, что банковская тайна заканчивается там, где начинается следствие кантональной, а с 1 января этого года — Федеральной прокуратуры. Для того, чтобы начать следствие и «заморозить» счет, по его словам, достаточно даже газетной публикации или, к примеру, анонимного письма в прокуратуру с подробной информацией о том, кто, когда, каким образом и на какой счет перевел «грязные» деньги. Чем не повод задуматься многим политикам, стоит ли воровать деньги у своей страны и «откатывать» их посредством престижных швейцарских банков? При таких-то «раскладах», гарантий, что письмо обиженных «подельников» или информация заинтересованных спецслужб не «заморозит» награбленное, довольно мало.
Но, необходимо отметить, даже в случае блокирования счетов банковская тайна продолжает противодействовать правоохранительным органам других стран. Заместитель Генерального прокурора Украины Николай Обиход прокомментировал сотрудничество со своими швейцарскими коллегами по делу Лазаренко следующим образом: «Мы работаем в полном взаимодействии с правоохранительными органами Швейцарии, но, к сожалению, иногда процедура передачи информации о счетах в швейцарских банках в этом плане затягивается на полтора, а то и два года. Прокуратура Швейцарии не владеет полномочиями передавать, имеющиеся у нее данные, непосредственно нам. Процедура заключается в следующем: перед тем как предоставить нам информацию, следователь в Швейцарии, который ведет то или иное дело, обращается в банк. Банк ставит в известность клиента (это может быть товарищ «Петренко», который сидит в Украине): «Вот вашим счетом заинтересовались правоохранительные органы вашей страны. Какова ваша реакция, согласны ли вы но то, чтобы открывать данные по своему счету?» Естественно, что человек, который совершил преступление, будет против. После этого следователь (Швейцарии. — Авт. ) обращается, минуя банк, к клиенту и просит его согласия на выдачу документов по счету украинской стороне. Человек опять-таки возражает. Начинаются судебные разбирательства там — в кантональном суде они затягиваются от полугода до года. Если кантональный суд принимает решение о выдаче информации, скажем, Украине, то клиент банка имеет право обжаловать его в Федеральном суде — еще год судебных разбирательств. Таким образом, вследствие этой процедуры наличие информации, к примеру, у господина Бертоссы — еще не гарантия, что она будет передана Украине. Даже на неофициальном уровне».
«ОТМЫВАТЬ» ДЕНЬГИ ЧЕРЕЗ ШВЕЙЦАРИЮ ОПАСНО
Теоретический проигрыш государств, власти которых используют служебные полномочия в своих целях, на международной арене очевиден. Приведем практические доказательства. Бернар Бертосса рассказал журналистам, что при непосредственном участии женевской прокуратуры были заблокированы счета секретаря СНГ Павла Бородина, нигерийского диктатора Абаша, экс-шефа полиции Испании, экс-президента Мексики, расчеты по продаже военного оборудования Франции на Тайвань... Этот перечень можно продолжать довольно долго. Многих из «коллекции» экс-прокурора «ушли» от власти. Некоторые, что удивляет Б. Бертоссу, по-прежнему видные политические фигуры своих государств.
Перейдем к главному. Вопрос финансовой экстрадиции в Украину десятков миллионов долларов, «уведенных» экс-премьером Павлом Лазаренко, сдвинулся с мертвой точки. И, кстати, на официальном уровне. На многочисленные вопросы, ранее неоднократно ставившиеся отечественным правоохранительным органам нашей страны, в женевском Дворце юстиции отвечал... тогда еще «при исполнении» генеральный прокурор Республики и кантона Женева господин Бернар Бертосса. В минувшую среду об этом говорили заместитель начальника управления правовой помощи международного сотрудничества прокуратуры Швейцарии госпожа Мария Шнебли. Беседу с представителями украинских СМИ (пользуясь случаем, автор выражает благодарность Посольству Швейцарской конфедерации в Украине за организацию поездки) все они начинали с главного: дело Лазаренко в Швейцарии закончено, но не полностью. И отнюдь не потому, что расследованием деятельности экс-премьера продолжают активно заниматься правоохранительные органы Украины, а прокуратура Цюриха до сих пор пытается выяснить происхождение счетов «имени Лазаренко» в местных банках. Условный приговор в Швейцарии Павел Иванович получил, и теперь, как сказала «Дню» Мария Шнебли, только принципиально новые обстоятельства (интересующие Швейцарию) могут продолжить работу органов прокуратуры Конфедерации в отношении Лазаренко.
Что не позволяет швейцарским прокурорам считать дело украинского экс-премьера завершенным не только законодательно, но и логически? Заявление Бернара Бертоссы по этому поводу было сенсационным подтверждением ряда предположений. «Я не знаю, что намерены делать в итоге (по делу Лазаренко. — Авт. ) американские власти», — подчеркнул прокурор Женевы. Пока речь идет о «замороженных» в Швейцарии двадцати миллионах долларов и, как сказал Бертосса, «значительно больших деньгах», которые транзитом ушли в направлении Северной Америки, Карибского бассейна, и, как удалось выяснить в пятом политическом управлении МИДа Швейцарии, «условно в Италию». Дальнейшая судьба этих «плодов трудовой деятельности» Павла Ивановича на посту премьер-министра Украины заслуживает отдельного рассмотрения. Тем более — многое стало известно точно.
Начнем, по словам Бернара Бертоссы, «с небольшой части средств Лазаренко, которые прошли через Швейцарию» и были заблокированы — с 20 миллионов долларов. Выяснилось, что эти деньги Конфедерация никоим образом не намерена оставлять у себя. Четверть суммы прокурор Женевы определил как возможную для экстрадиции в Украину при условии, что наши власти подтвердят «грязное» происхождение и национальную принадлежность этих 5 миллионов. Цена заявления Бертоссы для наших властей заключается в следующем: по букве тамошних законов, «подтверждение» украинская сторона должна предоставить со всеми «биографическими» подробностями. Попросту говоря, ответить когда, каким образом, с чьей помощью «делал» деньги Павел Иванович, как они попали в Швейцарию и так далее. «Для того, чтобы заморозить счет, достаточно ограниченного количества доказательств, но для того, чтобы его конфисковать, нужны серьезные подтверждения преступного происхождения этих средств», — отметил Бернар Бертосса, подчеркнув, что Швейцария «ждет подтверждения из Киева».
Киев же, оказалось, никаких подтверждений «пока не предоставил». Хотя, по словам Бернара Бертоссы, наша Генпрокуратура буквально завалила Женеву запросами информации, известной Швейцарии по делу Лазаренко. Подчеркивая уровень эффективного сотрудничества с нашими правоохранительными органами, он обратил внимание на то, что практически на все запросы швейцарская сторона дала ответы. Предметно говорить на эту тему Бертосса не стал. Позже М. Шнебли объяснила украинским журналистам, что подобная информация в Швейцарии не подлежит обнародованию. Как, впрочем, и в Украине. А господин Сиалм Амброс добавил к этому, что вести дела уровня Лазаренко всегда сложно, поскольку все прокуратуры ощущают серьезное давление со стороны высокопоставленных чиновников.
Ранее руководство нашей Генпрокуратуры неоднократно сетовало украинским СМИ на недостаточную оперативность международного сотрудничества и, обусловленную этим, протяженность следственного процесса, в частности, по Лазаренко. Их швейцарские коллеги, напротив, говорят о плодотворном сотрудничестве с Киевом, и акцентируют внимание на том, что без данных из Украины дело Лазаренко могло заглохнуть. Тем более непонятно, почему Киев не представил доказательства по этим 5 миллионам.
«В такого рода делах всегда замешано несколько сторон», — с присущей швейцарским властям дипломатичностью отмечает Сиалм Амброс. Очевидно, имея ввиду не только швейцарские банки, через счета двадцати из которых, по словам Бернара Бертоссы, текли украденные нашим экс-премьером деньги. Больше вопросов, чем разъяснений вызвал и сопровожденный загадочной улыбкой ответ прокурора Женевы, мол, «с нашей точки зрения, дело Лазаренко завершено, и в этой области у меня на памяти нет каких-то дел, которые касаются других представителей Украины». Все это лишний раз подтверждает, что в лазаренковском финансовом треугольнике «США — Швейцария — Украина» далеко не все так просто, как хотелось бы, скажем, нашей оппозиции.
Кстати, о треугольнике. На замороженные 15 миллионов долларов, по словам Бернара Бертоссы, помимо Украины претендуют еще «некоторые американские компании, фирмы и банки Багамских островов». Учитывая долгое и «вынужденное» пребывание экс-премьера в США, заинтересованность американцев и то, что точное местонахождение большей части средств Лазаренко пока неизвестно (назвавшийся «компетентным» источник в Федеральной прокуратуре Швейцарии в частной беседе сообщил, что более 150 миллионов долларов осели в банках США), вероятность серьезного диалога Вашингтон — Киев по этим 15 миллионам долларов кажется более, чем высокой. Как сказали «Дню» в генеральной прокуратуре Швейцарии, информацией по этим деньгам интересуются обе стороны. Соединенные Штаты, по словам Марии Шнебли, со ссылкой на свои законы уже заявил о конкретных претензиях на швейцарскую часть «наследства Лазаренко». Киев, по словам правоохранителей Конфедерации, пока молчит — расследует. Отвечая на вопрос корреспондента «Дня», Бернар Бертосса сказал, что Женева «не имеет намерения участвовать в этой дискуссии, и «выполнит соглашение сторон» (США — Украина — Авт. ), если оно будет достигнуто. В Федеральной прокуратуре были более благосклонны и отметили, что «будут удивлены, если деньги Лазаренко перейдут к США». По мнению Марии Шнебли, они должны вернуться в Украину.
Возможно, такая разница взглядов обусловлена уровнем информированности: в расследование прокуратуры Женевы Федеральная прокуратура не имела права вмешиваться. Как бы там ни было, сыгравшая свою роль, как в наказании Павла Лазаренко за нарушение своего законодательства, так и перевалочного пункта «грязных денег», Швейцария, можно точно утверждать, умывает руки. Дальнейший ход дела Лазаренко не в ее компетенции, а перипетии нарушения украинским экс-премьером законодательства других стран ни в Берне, ни в Женеве расследовать, естественно, не намерены. Кстати, равно как и настаивать на экстрадиции Лазаренко в Швейцарию в случае его освобождения в США (о чем «Дню» сказал Бернар Бертосса).
Показательно также, что в Федеральной комиссии по банковскому надзору (аналог финансовой разведки) украинским журналистам временно отказали в предоставлении конкретной информации о финансовых махинациях Павла Ивановича. Не такие ли ответы, не желая портить отношения с Соединенными Штатами, предоставляет Швейцария, удовлетворяя запросы нашей Генпрокуратуры?
Если «да», то... Законодательно — ничего. «Украинской прокуратуре раньше надо было следить за Лазаренко, когда он был премьером», — охладил патриотический пыл корреспондента «Дня» Бернар Бертосса. Что ж, остается ожидать результатов украинско-американских переговоров, все козыри в которых (украденные деньги, международное законодательство, политический вес, и сам Павел Иванович) явно на стороне США. Впрочем, не будем делать поспешных выводов. Официальных данных по украинско-американским переговорам в «плоскости Лазаренко» пока нет и, возможно, не будет. О проблемах финансовой экстрадиции денег украинского экс- премьера, комментируя отдельные заявления правоохранительных органов Швейцарии, «Дню» говорит заместитель Генерального прокурора Украины Николай Сергеевич Обиход:
— По предварительным данным, в Швейцарии денег (Лазаренко. — Авт. ) нет. Я думаю, что они говорили вам немножко другое (комментируя заявление Бертоссы о $20 млн. — Авт. ) Мы конечно же не можем сейчас подробно рассказывать о движении средств Лазаренко. Они проходили через Швейцарию. По нашим оценкам, это около $275 млн. Значительная часть осела в разных оффшорных зонах. Пятнадцать миллионов мы уже вернули в Украину (кстати, Бернар Бертосса утверждает, что около десяти миллионов долларов были экстрадированы в Украину из Швейцарии. — Авт. ). Говорить о конкретных схемах пока нельзя. Что такое деньги? Они лежат на счетах и любая утечка информации может привести к тому, что эти деньги исчезнут. Телефонный звонок, кодовое слово... и все. Все, что касается банковских счетов в этом деле является банковской и следственной тайной. Претензии и требования американской стороны (в отношении денег Лазаренко. — Авт. ) — всего лишь протокол намерений. Ситуация усложняется еще и тем, что многие оффшорные юрисдикции, с которыми у Украины нет никаких международных договоров, просто не обязаны возвращать нам эти деньги. Это вопрос их доброй воли.