Как известно, от любви до прямо противоположного чувства — расстояние очень короткое. А если и особой любви не было, а был только брак по расчету, то такой шаг можно сделать с легкостью.
Вообще избирательный менеджмент Партии регионов оказался крайне неудачным. Мало того, что российские политтехнологи весьма низкой квалификации, у себя на Родине они оказались никому не нужными, механически перенесли пропагандистские штампы соседней страны в Украину, так и организационная работа оказалась совершенно никудышней.
То, что Объединенной оппозиции, «УДАРу» и «Свободе» не до конца удалось согласовать кандидатуры в мажоритарных округах, не удивляет: не в первый и, очевидно, не в последний раз. Дело не только в амбициях лидеров, что имеет место, но и в представлении разных слоев общества и их интересах.
Тем более странно на первый взгляд, что монолитная с виду и связанная строгой дисциплиной Партия регионов не смогла согласовать свои кандидатуры в мажоритарных округах. В результате выдвинувшиеся кандидаты в депутаты — либо члены партии, либо тесно связанные с ней, ведут борьбу не с оппозицией всех видов, а друг с другом. Причем в весьма острых формах. Настолько, что она вышла за местные пределы на общеукраинский уровень.
Типичный пример — в 24 округе в Днепропетровске. Здесь кандидат от власти — заместитель городского головы Анатолий Крупский — ведет изнурительное сражение против Якова Безбаха — помощника главы правления ОАО «Интерпайп» по социальным вопросам, депутата горсовета и члена Партии регионов. Проблема в том, что Яков Безбах является ставленником олигарха Виктора Пинчука, и в этом округе расположен крупный металлургический завод «Интерпайп Днепрсталь». Его работники мобилизованы на поддержку Безбаха. К тому же в руках у Пинчука — Безбаха находятся серьезные информационные ресурсы. В Днепропетровске — весьма популярный «11 телеканал», в какой-то мере «9 телеканал», в Киеве — СТБ и ICTV. Соответственно, есть и необходимые средства. Поэтому в ход идет все.
Официальные лица с бигбордов, на телеэкранах и в газетах откровенно агитируют за Крупского. Суд, в который подал иск Безбах, конечно, не усмотрел в этом нарушения. В то же время округ заклеен листовками и плакатами в пользу Безбаха. Рабочих завода согнали в дом культуры, где устроили действо на всю страну. Вел его ведущий ток-шоу на ICTV Куликов, в поддержку своего кандидата выступал даже Виктор Пинчук, чего он обычно не делает. Как всегда, и это фишка Виктора Михайловича, были призваны под знамена российские политтехнологи. Их почерк чувствуется во всей кампании Безбаха, что уже начинает играть против него, так как вызывает протест жителей. Есть такое проверенное украинскими выборами правило: если за дело берутся пришлые политтехнологи, то это — прямой путь к фиаско. Так было с уже забытым «Озимым поколением». Его провал в основном связан с неадекватным восприятием российскими политтехнологами реалий украинской жизни. Но для Пинчука это ничего не значит, и варягов снова призвали в Днепропетровск. Слоган на бигбордах «Наш Безбах!» местные остряки сопроводили вопросом: «Чей наш?» И ответ очевиден. Похоже, что дуэль Безбах — Крупский проиграна еще до начала. Не только из-за админресурса, а также из-за неудачной пропагандистской кампании.
Если бы 24 округ был один на Днепропетровщине! Ставленникам власти приходится вести борьбу не только со своими, ставшими вдруг соперниками, а также с теми, кто совсем недавно был почти своим. Поэтому отсекаются кандидаты также от Народной партии и коммунисты. С последними совсем плохо.
На начальном этапе кампании КПУ дали развернуться. В партии и ее кандидатах штаб регионалов во главе с Клюевым особых соперников не видел. Первоначальные расчеты строились на основе того, что показатели КПУ будут где-то в пределах балансирования на грани проходного барьера. Всех завораживала собственная идея, что люди купятся на обещания стабильности и порядка. Плюс исключение из гонки лидеров Тимошенко и Луценко, облыжные обвинения и приговоры должны были окончательно похоронить их имидж. Но самая хорошая идея может быть испорчена негодным исполнением. Что и произошло.
Образовался электоральный вакуум. Часть разочаровавшихся в регионалах избирателей качнулась в сторону коммунистов. Не потому, что они такие борцы с олигархами и обещают все вернуть народу (неясно только, кого под этим термином понимают, скорее всего, себя любимых), а из-за безысходности. За оппозицию эта часть в прошлом электората Партии регионов голосовать не хочет принципиально, за нынешних регионалов тоже не будет. Возникает эффект протестного голосования, и деваться некуда — дальше только коммунисты. Из партии Королевской хотели сделать альтернативу, но пока не очень получается.
Надо отдать должное организаторам кампании красных. Они этот тренд уловили сразу и очень ловко на нем играют. Отсюда и их относительно высокие проценты. Причем красные отбирают электорат исключительно у регионалов.
В какой-то момент регионалы серьезно забеспокоились. Не в том дело, что послушные и ручные коммунисты в будущем парламенте могут переметнуться. В создавшейся ситуации они с этой подводной лодки никуда не денутся. Проблема в их неуемных аппетитах. Сейчас у них фракция несколько больше 20 депутатов, но на вполне соответствующее предложение постов министров образования, социальной политики лидеры коммунистов ответили отказом. Как говорится, бьющим себя в грудь защитничкам трудового народа и карты в руки, чтобы позаботиться о пенсионерах и ветеранах. Но они потребовали «Укрспирт», таможню и Фонд госимущества. При этом в весьма жесткой форме, открыто шантажируя регионалов при принятии бюджета и других важных для власти законопроектов.
Лидеров регионалов просто в дрожь бросает от одной мысли, что могут потребовать вошедшие в раж красные, если их фракция увеличится в два раза. Что еще страшнее: все это в буквальном смысле — за счет регионалов. И как удовлетворить аппетиты Симоненко и К°, если всей Украины не хватает для своих? Там уже очередь стоит за должностями и преференциями, иначе зачем шли в депутаты или вкладывали в своих людей достаточно значительные средства? Их необходимо отбить и за ближайшие два года. Более того, накопить достаточно на случай досрочных выборов. Так что налицо конфликт интересов. И не политических, а значительно более близких финансовых и экономических.
Все это и обусловило постепенное давление на коммунистов в регионах. В Киеве, по крайней мере на центральных телеканалах, это не очень видно, но чем дальше от столицы, тем явственней. Надо учесть, что в Украине есть так называемые красные регионы, в которых традиционно голосуют за коммунистов. В западной части страны влияние красных очень мало, другое дело — Восток и Юг. В Днепропетровской области это Кривой Рог и некоторые другие районы. Так что есть проблема для регионалов.
Некоторое время назад в почтовых ящиках жителей Днепропетровска, Днепродзержинска и Кривого Рога оказалась цветная газета, сделанная под партийный орган областной организации КПУ «Правда Приднепровья». С указанием №9, 2012 год и других выходных данных вплоть до фамилий главного редактора, издателя, названия типографии и тиража. Вся она пронизана антирекламой в отношении лидеров, партии, стоимости их автомобилей, избушки Петра Николаевича стоимостью в 1,5 млн долларов и очень дорогих аксессуаров, часов и т.д. с указанием источников их доходов, предательской политикой в отношении народных масс и связей с олигархами. Не обошлось без указания источников финансирования столь масштабной избирательной кампании. Естественно, что приведены нелицеприятные высказывания отщепенца исключенного из партийных рядов Леонида Грача.
Как официально в разговоре с автором заявил главный редактор газеты «Правда Приднепровья» Юрий Чернуский, это настоящая фальшивка. То же самое он указал в Facebook: что Днепропетровский обком КПУ и редакция газеты к этому выпуску отношения не имеет и т.д. в том же духе. Как сказали другие партийные оппозиционеры, в свое время исключенные из партии, они не выпускали этот листок, так как не имеют на это достаточных средств. Тоже весьма вероятно.
Тогда в ответе на вопрос cui prodest? — кому выгодно? — есть только два варианта: оппозиции и Партии регионов. Надо знать убогость, неповоротливость и тесные связи руководителей оппозиции в обладминистрации, чтобы начисто отмести первую возможность. К тому же у них проблемы со средствами как объективные, так и субъективные. Если таковые и появятся, то местные оппозиционеры найдут им более выгодное применение. Так что вывод один: все это — дело рук регионалов. С учетом цветной полиграфии и необходимости распространения в больших городах области стоимость всего этого предприятия весьма значительна. Такими средствами располагает только партия власти.
Сейчас трудно оценить, как скажется подобная антиреклама на показателях коммунистов в Днепропетровской области. У партии власти есть еще один ресурс — масштабные фальсификации и подтасовки. Похоже, что направлен он будет не столько против оппозиции, сколько против своих, ставших на время чужими, младших членов будущей коалиции. Им уже сейчас дают понять, что значительные должности им не светят. Должны удовлетвориться тем, что дадут. Но согласятся ли коммунисты, если дело идет о собственных шкурных интересах? Скоро увидим.