Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Без иллюзий и без «адвокатов»

Почему с одной стороны Польша заявляет о дружбе, а с другой — предпринимает недружественные шаги?
30 января, 2018 - 09:54
ФОТО РЕЙТЕР

Польская власть целенаправленно проводит гуманитарную политику, которая фактически направлена против украинских героев, памяти и истории определенного периода. Именно такой вывод можно сделать из очередного решения польского Сейма. Несмотря на заявления и обнадеживания обоих президентов после встречи в Харькове в декабре прошлого года («оставить историю историкам»), на практике со стороны польской стороны это выглядит совсем иначе.

В минувшую пятницу в Сейме состоялось третье чтение пакета проектов, которыми предусмотрены изменения к закону об Институте национальной памяти. Среди них был и законопроект о запрете так называемой «бандеровской идеологии» в Польше. «За» проголосовало большинство депутатов — 279 из 414. За проект проголосовали все депутаты PIS, Kukiz’15 и PSL. Поддержали документ и несколько депутатов оппозиции.

Принятый закон касается «определения преступлений украинских националистов и украинских организаций, сотрудничавших с Третьим рейхом», а также возможности запуска, в соответствии со ст. 55 закона об Институте национальной памяти, уголовных производств против лиц, которые отрицают эти преступления. За отрицание «преступлений бандеровцев» предусмотрен штраф или лишение свободы сроком до 3 лет (dorzeczy.pl).

В 2016-м, как известно, польский парламент принял резолюцию «Об установлении 11 июля Днем памяти поляков, жертв геноцида, совершенного ОУН-УПА». Проект отмечает, что преступление имело место в 1943—1945 годах. В целом же, в течение последних лет после того как в Польше сменилась власть, ее представители постоянно делают заявления, касающиеся истории. Например, вот слова главы правящей партии Польши «Право и Справедливость» Ярослава Качиньского: «Украина с Бандерой в Европу не войдет».

Касательно последнего решения польского Сейма в МИД Польши заявили, что закон о запрете пропаганды так называемой «бандеровской идеологии» касается только тех лиц, которые публично и вопреки фактам отрицают преступления, совершенные «коллаборационистами  нацистского режима». Также в министерстве отметили, что польская сторона подтверждает свое стремление к построению стратегического партнерства с Украиной, «однако это партнерство, о чем мы многократно говорили, должно быть на базисе правды».

Как видим, у нынешней власти Польши своя «правда», в которой нет места украинской позиции. Конечно, такой подход не может способствовать налаживанию нормальных отношений между двумя странами.

«Печально, что украинская тематика в который раз используется во внутренней политике в Польше, а трагические страницы общего исторического прошлого продолжают политизироваться. Категорически не воспринимаем очередную попытку навязать одностороннюю трактовку исторических событий, в т.ч. некорректного использования в официальном документе Республики Польша названия части территории современной Украины», — речь идет в заявлении МИД Украины.

В министерстве напомнили авторам законопроекта, что украинцы, как и поляки, пережили огромные страдания от тоталитарных режимов в годы Второй мировой войны, а также самоотверженно боролись за свободу своей Родины. «В этом контексте чрезвычайную обеспокоенность вызывает намерение изобразить украинцев исключительно как «преступных националистов» и «коллаборантов третьего рейха», — говорится в заявлении.

Между тем, реакция Израиля на решение польского Сейма была более резкой. Пакет изменений к закону об Институте национальной памяти Польши коснулся и этой страны. В частности, речь идет об уголовном наказании за «приписывание польскому народу или государству ответственности или соучастия в преступлениях, совершенных Третьим рейхом».

Премьер Израиля Беньямин Нетаньяху поручил своему послу встретиться с главой правительства Польши Матеушем Моравецким, чтобы озвучить возражение против законопроекта, который предусматривает наказание до трех лет лишения свободы за использование таких фраз, как «польские лагеря смерти». «Закон является безосновательным, я категорически против него. Нельзя изменить историю, и нельзя отрицать Холокост», — цитирует Нетаньяху Reuters.

«Я не считаю, что израильский комментарий cоответствует действительности, — дает комментарий «Дню» диссидент, соглава Ассоциации еврейских организаций и обществ Украины Иосиф Зисельс. — Закон действительно консервативный, но мне кажется, они его не поняли. Поляки действительно против того, чтобы говорили, что польское государство и польский народ уничтожали евреев. Конечно, были отдельные коллаборанты или отдельные местные бандиты, но они были везде, во всех странах, где была нацистская оккупация. И даже где ее не было, все равно были местные воры, которые убивали и грабили. Поляки протестуют против того, чтобы весь народ считался вором и палачом. Вот против чего они протестуют данным законом».

Есть и другие мнения. «Самое хорошее в данных новых польских законах               — это не «запрет отрицания преступлений украинских националистов». Самое хорошее — это запрет говорить о причастности поляков к Холокосту, — пишет в FB Александр Володарский. — Кстати, интересно, а говорить о еврейских погромах после войны тоже нельзя? Это тоже немцы с бандеровцами? У нас абсолютно не умеют правильно расставлять акценты. Вместо «Бандеру незаслуженно оскорбили» (во многом вполне заслуженно, нужно сказать) надо делать акцент на «совершили попытку реабилитации польских антисемитов и пособников нацистов».

Что можно противопоставить соответствующей польской политике, которая с одной стороны клянется в сотрудничестве и дружбе, а с другой — не может отказаться от определенных старомодных имперских комплексов?

«По состоянию на сегодня со стороны парламента мы пытались делать все, чтобы этого не произошло, — дает комментарий «Дню» народный депутат Украины Оксана Юринец. — Но мы точно понимаем, что мы хотели бы к себе такого отношения, каким является наше отношение. Но каждый раз, когда проходили встречи, больше о Бандере говорили именно поляки, а не мы. Поэтому если они сами себе хотят запретить перестать об этом говорить, возможно, начнется какой-то конструктив. Хотя, опять же, как в анекдоте, осадок остается. Поэтому сложившаяся ситуация точно играет на руку третьей стороне. Кроме того, она не будет способствовать тому, чтобы быстро переходить к позитивным переговорам».

«Мы точно должны демонстрировать выдержку, так как нам не нужно «западного фронта», — добавляет политик. — Не стоит сопоставлять политические дивиденды с будущими стратегическими планами. Ведь каждый политик должен думать не о личных политических рейтингах, а о будущем своего государства. Ссориться, нагнетать негатив — это проще всего. А удержать позитивную позицию, добрососедские отношения, строить свое государство — долго и сложно. К сожалению, мы живем в такое сложное время, и дай нам Боже при всех этих условиях сохранять трезвый ум».

Дискурс, который опять затеяла власть Польши, доказывает — нужно лучше читать правильные книги. И вовремя. Свое слово по проблематике газета «День» сказала еще в 2004 году: в ее Библиотеке вышла книга «Війни і Мир, або «Українці — поляки: брати/вороги, сусіди...». Заметим, что это произошло еще до помаранчевых событий и последующих потрясений в Украине. В книге рассмотрены украинско-польские отношения в исторической ретроспективе, не обходя острых проблем и неприятных вопросов. В предисловии к польскоязычному изданию известный польский диссидент и журналист Адам Михник отметил: «Разговор об истории сложен, но необходим. Вопрос в том, чтобы направить свое мнение в будущее, чтобы осознать, как много у нас общих ценностей и интересов, а также, как много мы вместе можем достичь». Поэтому польским политикам стоило бы в первую очередь прислушиваться к словам своего земляка-интеллектуала.

А украинские политики должны были бы помнить историю о так называемом адвокатстве Польши, о котором большинство из них говорит в течение многих лет. Опять же, если бы читали правильные книги, то помнили бы об иллюзиях Симона Петлюры относительно поляков сто лет назад. И соответственно более трезво оценивали бы современное поведение Польши в гуманитарной политике.

«В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ МЫ НЕ ДОЛЖНЫ УНИЖАТЬ СЕБЯ»

Игорь СЮНДЮКОВ, редактор отдела «История и «Я» газеты «День»:

— В новой редакции закона «Об Институте национальной памяти» речь идет о значительно более жестких наказаниях за «преступления, совершенные против польского народа и его доброго имени», и, соответственно, на порядок более суровой исторической оценке таких действий.

Положения, которые содержатся в данном законе, прежде всего наказания за обвинение поляков «вопреки историческим фактам» в преступлениях против человечности во время Второй мировой войны, в частности за утверждения об ответственности тех поляков, которые создавали тогда «польские концлагеря», а особенно — за отрицание так называемых «преступлений украинских националистов против польского народа» — опять привлекли внимание нашей общественности к состоянию отношений с западным соседом Украины.

В пресловутом законе, помимо заявления о непризнании никакого соучастия польского народа или государства в Холокосте евреев во время войны (реакция Израиля, и жесткая, не замешкалась!) и наказания за соответствующую публичную позицию, есть и то, что прямо касается украинцев. Речь идет о том, что Институт национальной памяти Польши может заниматься и «преступлениями украинских националистов и их формаций, которые сотрудничали с Третьим Рейхом» (овации из Москвы!). По мнению разработчиков закона, преступными являются «действия, совершенные украинскими националистами в 1925—1950 годах, которые заключаются в применении насилия, террора или других форм нарушения прав человека, направленных против мирного польского населения и совершенных в прямой коллаборации с Третьим Рейхом». Соответственно, отрицание этих преступлений или пропаганда «бандеровской идеологии» карается согласно статьям Уголовного кодекса Польши.

Данный закон еще должна поддержать верхняя палата парламента Польши — Сенат. Но важные выводы Украина должна сделать уже сейчас. И главный из них — пагубными являются иллюзии  о том, что Польша останется нашим «адвокатом в Европе». Это не только унизительно — это наивно (такими же наивными были надежды Петлюры и Грушевского на помощь Запада 100 лет назад). Можно сколько угодно говорить о заигрывании партии «Право и Справедливость» с очень правым сегментом электората; мы видим, как члены польской нацистской организации «Гордость и современность» в окружении флагов и с тортом со свастикой пьют «за здоровье Адольфа Гитлера и нашу Родину, любимую Польшу» (!). Можно,  как это делает наш МИД, выражать «глубокую обеспокоенность». Но не лучше ли избавиться от всяких иллюзий об «адвокации Польши» и понять — если каждая страна, Польша, Германия, Франция, Чехия, защищает прежде всего свои интересы — то и мы должны делать так же. И в любом случае не унижать себя.

Иван КАПСАМУН, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ