Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Без компаса и парусов»

Украина сегодня: территория чужих интересов или страна жизнеспособных идей?
16 декабря, 2005 - 19:59

Недавно меня шокировало сообщение в одной из центральных газет. Оказывается, ежегодно в Украину приезжает больше шести тысяч религиозных проповедников. Согласитесь, трудно представить ситуацию, когда, например, в какую-то исламскую страну едут тысячи православных священников или в США — хотя бы сотни проповедников ислама. Но в современной Украине господствует невиданная свобода вероисповеданий.

На фоне отсутствия четкой государственной политики и осознанной обществом национальной идеи, «религиозный винегрет», на мой взгляд, лишь усложняет выработку приоритетов развития страны. А семь миллионов наших соотечественников, находящихся в трудовой миграции, значительно ослабляют творческий потенциал украинцев, остающихся на своей исторической родине. Народу не хватает жизнеспособных идей, достойных лидеров и качеств, способных обеспечить прорыв в духовном и социально-экономическом развитии нации. В результате Украина чаще предстает не как самостоятельный субъект международной политики, а как слабый объект иностранных влияний. В политической и экономической жизни эти тенденции проявляются еще ощутимее, чем в религиозной. Приведем тому только несколько примеров.

Весной текущего года в Киеве состоялась всеукраинская конференция «Порядочность, прозрачность, профессионализм: готова ли украинская местная власть жить в Европе». Тогда мэры городов, секретари советов различных уровней, представители центральных органов власти и журналисты услышали от докладчиков, что, благодаря поддержке украинско-американской Программы партнерства общин, в семинарах, круглых столах, конференциях... участвовали представители властных структур из более чем 1300 населенных пунктов.

На таких собраниях изучался опыт и обсуждались пути решения бюджетных и коммунальных проблем, рассматривались вопросы социально-экономического развития и планы стратегического развития территорий и тому подобное. Согласитесь, уважаемые читатели, это чрезвычайно удобный способ для вполне легального сбора информации о современной Украине (а кто владеет информацией — тот владеет миром), и осуществления выгодного для иностранных государств влияния на центры принятия разноуровневых управленческих решений в нашей стране.

Бесспорно, такое влияние иногда может быть полезным и для Украины. Но стоит, во всяком случае, допускать вероятность того, что не только непреодолимое и бескорыстное стремление творить добро побуждает иностранных экспертов работать в Украине. Судя по некоторым номерам муниципального бюллетеня «Партнеры» и содержания дискуссии на вышеупомянутой конференции, при непосредственном участии специалистов Программами партнерства общин будет осуществляться информационно-методическое и организационное обеспечение реформы административно-территориального уклада. Наряду с этим уже сегодня региональные центры Программы интенсивно готовят специалистов по управлению земельными ресурсами, учат формировать цену выкупа земельных участков, осуществлять сдачу в аренду, изъятие, продажу земли...

Повторимся: подобная просветительская работа во многом полезна. Но нужно учитывать вероятность и быть готовым к экономической экспансии при условиях, если хаос административно-территориальной и земельной реформы совпадут во времени и пространстве. Иностранные инвесторы будут знать и куда ехать (ведь заблаговременно собрана информация о привлекательных по природным ресурсам и перспективам развития регионах), и к кому (специалистов по земельным делам на протяжении последних лет подготовлено много)... А время реформаторских катаклизмов в наших условиях чрезвычайно выгодно для решения имущественных вопросов...

Вероятность подобных сценариев необходимо учитывать, если мы хотим быть достойным суверенитета народом и современным влиятельным государством.

Стоило бы взять на вооружение и европейский опыт. Вспомните, что после второй мировой войны одни страны Европы зависели от США, другие — от СССР. Но ведь смогли они подняться, стать экономически развитыми и демократическими. И у нас также будет шанс быть не только привлекательной для других территорией, но и сильной, современной европейской страной, если не ослабим непродуманными реформами государство и не уничтожим национальный капитал.

Печально, но государственнический подход к делу не присущ многим чиновникам. Наиболее очевидно автор этих строк убедился в этом прошлым летом на международной конференции в Ялте, где специалисты коммунального хозяйства и ученые обсуждали проблемы отрасли. При этом пропагандировался опыт сотрудничества отечественных коммунальных предприятий с иностранными производителями разнообразного оборудования. В выступлениях и пресс-релизах, среди прочего, говорилось, как эффективно заработал один из водоканалов после установки импортных насосов и что более чем на 90% насосных станций украинских водоканалов оборудование физически и морально изношено и нуждается в замене (что может стоить сотни миллионов).

На вопрос «есть ли в Украине производители такой продукции?», глава Госкоммунхоза ответил, что есть в Сумах, «но наши насосы уступают по качеству».

— Так существуют ли государственные программы поддержки отечественного производителя? — спрашиваю.

— Этот вопрос не нашего комитета, — спокойно ответил чиновник.

Вот так, уважаемые читатели. Как содействовать рекламированию иностранных производителей, то в этом Госкомитет участвует, а поддержка нужного для отрасли украинского предприятия — не дело чиновников?! Неужели государство не заинтересовано вложить определенные финансы в модернизацию необходимого производства, чтобы средства за приобретенные импортные насосы не выкачивались за границу, чтобы от этого не страдал отечественный производитель, чтобы коммунальная отрасль не зависела от заграничных партнеров в вопросах поставок комплектующих и техобслуживания.

В мире постоянно идет борьба за новые технологии и рынки сбыта, за капиталы, природные ресурсы и тому подобное. В таком контексте стоит рассматривать и процесс присоединения Украины к Всемирной торговой организации. Без тщательного анализа межгосударственных отношений, без последовательного отстаивания национальных интересов неотвратимые процессы экономической глобализации могут еще больше ослабить Украину.

К сожалению, не внушает оптимизма отсутствие понятной для общества стратегии развития страны. Не лучше ситуация и в регионах. Например, в Черкассах несколько лет идут разговоры о целесообразности разработки и принятии плана стратегического развития города, но дальше разговоров дело не пошло. Создается впечатление, что город развивается «без компаса и парусов», а органы власти и местного самоуправления работают в режиме «скорой помощи».

Так работники Сосновского райисполкома провели пикетирование сессии Черкасского горсовета. В результате — откорректирован бюджет и служащим «наскребут» на заработную плату. Но неурядиц в отношениях города и районов от этого меньше не стало. Не выполнялись условия концессионного соглашения относительно Аэропорта «Черкассы» — решением сессии оно разорвано. А что дальше? Кто из депутатов или управленцев города и области ежедневно и предметно занимается проблемами аэропорта областного центра? Никто! Наверное, именно отсутствие четкого плана действий, опасения одних взять ответственность на себя, стремление других нажиться, а, может, и чье-то желание ставить «палки в колеса» приводит к срыву или угрозе реализации многих региональных инициатив.

Как следствие, в Черкассах нет собственного регионального банка, о целесообразности создания которого в течение длительного времени говорят специалисты, а кредитные ресурсы в виде процентной ставки, через филиалы иногородних банков, поступают в другие регионы. Лишь одна местная страховая компания работает в Черкассах, но обслуживает она только 3% коммунального имущества. По выводам специалистов региональный рынок страховых услуг оценивается в 25—30 миллионов, и большая часть из этой суммы, опять же, вымывается из области.

Конечно, городская власть эпизодически реагировала на изложенные выше проблемы, решала множество хозяйственных вопросов, но системного подхода относительно предотвращения решения любых проблем вопреки интересам общины так и не удалось выработать. У Черкасс нет ни стратегического плана развития города с четко выписанными приоритетами, ни устава территориальной общины с определенными механизмами взаимодействия общества и власти. Впрочем, недавно я встретил знакомого работника Черкасского горисполкома, который только что был участником конференции «Эффективные для Украины стратегии экономического развития». Как выяснилось, в рамках проекта, финансирующегося Европейским Союзом и выполняющегося консорциумом во главе с Бюро экономического менеджмента и правовых исследований, при поддержке Секретариата Президента Украины, в регионах реализуется учебная программа для государственных служащих. Цель задекларована привлекательная: повышение уровня состоятельности и компетентности основных исполнителей региональной политики в Украине относительно решения проблем регионального развития и управления украинско-европейскими проектами в рамках политики добрососедства с ЕС. Иностранные эксперты прочитали о Черкассах лекции и провели тренинги с 33- ю госслужащими. Подобная работа проводится в Винницкой и Волынской областях.

В результате, для обучения в Киеве планируется отобрать 40 человек, из их числа — 20 тренеров, которые в первую очередь в пределах трех областей, а потом и по всей Украине будут помогать властным структурам в стратегическом планировании в соответствии с вышезадекларированной целью.

Как видим, и в приведенном примере в лучших традициях информационного общества идет борьба за влияние на центры принятия управленческих решений.

Более прямолинейно и жестко действует в отношении Украины северный сосед.

Так, властные структуры и политтехнологи России бесцеремонно влияют на ход выборов. Российские бизнесовые структуры, не менее настойчиво, чем западные, стремятся купить привлекательные украинские предприятия или имущественные комплексы, а политики периодически разыгрывают крымскую карту. Тем временем министр иностранных дел России Сергей Лавров с трибуны Совета Федерации заявляет, что главным дипломатическим ресурсом РФ является газ, нефть и электроэнергия. И это не просто слова. Кажется, российским политикам и «Газпрому» не понравилось, что летом был подписан договор о поставках туркменского газа по выгодной для нас цене — 44 доллара за тысячу кубометров. Тогда же удалось предварительно договориться о подписании соглашения между Украиной и Туркменистаном относительно поставок газа в течение 2007—2031 годов в объеме 50— 60 миллиардов кубометров ежегодно... Подобная самостоятельность соседей и вызвала эффективное противодействие.

Очевидно, в отношениях с Украиной любое государство будет пытаться отстаивать собственные экономические и политические интересы. И чтобы нас не только использовали для достижения своих целей, а вели себя как с равными, целесообразно сместить акценты в деятельности властных структур. Проблемы международной политики, дискуссии относительно членства в ЕС или ЕЭП, ВТО и НАТО, конечно, важны. Но первоочередного внимания государственных мужей все же заслуживают неотложные внутренние проблемы, решение которых будет подсказывать и сценарии поведения во внешней политике.

Бесспорно, государственное регулирование не может в равной степени охватывать все сферы жизнедеятельности. Но для Украины просто необходимо выделить приоритеты развития, и в первую очередь, — на основании высокотехнологических научных разработок, предусмотреть в бюджете средства на их инвестиционную поддержку. Делом государства должно стать и скорейшее создание стимулов для энергосбережения.

Перечень проблем, нуждающихся в неотложном решении, очень длинный. Среди них и поддержка агропромышленного комплекса, и реализация мероприятий относительно минимизации потерь от эпидемии гриппа и тому подобное. Но эффективно реагировать на вызовы времени Украина сможет только в том случае, когда к власти на всех уровнях придет достаточно профессионалов, любящих свой народ, свою страну, решающих все проблемы не по указанию из-за границы и ради личного обогащения, а с учетом национальных интересов. Можем не сомневаться и в другом: позитивные перемены состоятся, если большинство наших соотечественников и в дальнейшем, разными способами и каждый на своем месте, будут демонстрировать нежелание жить по-старому, когда мы четко осознаем достойные человека пути и цели, наполнимся верой и начнем действовать.

Игорь ЧЕКАЛЕНКО, Черкассы
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ