Победа Ирины Констанкевич, профессора Восточноевропейского национального университета имени Леси Украинки, заместителя главы правления благотворительного фонда Игоря Палицы «Только вместе» в 23-м избирательном округе на Волыни была убедительной, но и предсказуемой. Несмотря на большое количество конкурентов от разных партий, а также самовыдвиженцев, она уверенно победила их на большинстве избирательных участков. Конечно, сыграла роль репутация политической силы («Украинского Объединения Патриотов — УКРОП»), от которой Констанкевич баллотировалась и которая на Волыни на прошлых выборах в местные советы также одержала убедительную победу, и электорат до сих пор ей верит и поддерживает.
Но бесспорно, что неординарную роль в результате выборов в Верховную Раду сыграла и сама Ирина Констанкевич. В каком-то из комментариев после выборов довелось прочитать, что на них победила... искренность. Искренность кандидата, человека, который, имея уже опыт депутатства в Луцком городском совете, в Волынском областном совете, сохранил репутацию порядочного человека, политика, который знает проблемы людей, идет к людям и не боится с ними разговаривать.
— Почему успешный ученый, профессор университета, заместитель главы правления фонда Игоря Палицы «Только вместе» Ирина Констанкевич пошла в Верховную Раду?
— Возможно, я и идеалист в известной степени, когда считаю, что народным депутатом должен быть человек с опытом работы в определенной сфере, с «трудовой биографией». Простите, за термин советских времен, но мы все свидетели того, как за короткое время менялось стереотипное представление о народном избраннике. Сейчас более популярны фигуры, которые используют театрально-актерские способности, соответствующий антураж, эпатаж, а не профессионализм, знания, компетенцию, приобретенные в определенной сфере, к примеру агрономии или экологии и т.п. Профессионализм сейчас не котируется, к сожалению. И законотворческая деятельность, по моему мнению, без знаний, опирающихся на многолетний профессиональный опыт, без глубоко осознанных индивидуальных и коллективных потребностей определенного региона, социальных, профессиональных групп и в целом общества, может превратиться в мертворожденный продукт. Вместе с тем, главными факторами эффективности народного избранника, на мой взгляд, являются командная работа и постоянная системная деятельность, направленная на решение определенных задач общества. И потому я как представитель команды Игоря Палицы считаю, что сейчас им сформирована платформа для трансформации количественных изменений в качественные. Намерения Игоря Палицы продемонстрировать именно это на Волыни мне импонируют, так как пятилетняя история фонда «Только вместе», миллионные вложения в развитие всех сфер Луцка и полученные результаты как нельзя лучше иллюстрируют реальность этого.
«МЫ ЦЕРКОВЬ ПОСТРОИЛИ, ЧТОБЫ ЖИТЬ В СЕЛЕ, А ВЛАСТЬ ШКОЛУ ЗАКРЫВАЕТ, ЧТОБЫ УНИЧТОЖИТЬ СЕЛО»
— Во время этой избирательной кампании у вас было очень много встреч с Волынянами. Сколько сел вы посетили? О чем люди вам говорили, на что надеются, верят ли еще в то, что, избрав «правильного» депутата, получат и изменения в своей жизни? Что во время встреч вас больше всего поражало, волновало?
— Действительно, мне удалось побывать во многих волынских селах 23 округа. Если говорить о количестве, то это свыше полутора сотен. Но суть не в количестве... Вспомнились слова одного из персонажей Мыколы Хвылевого: «Проехал двести верст по Украине и не нашел языка. Но зато, правда, нашел украинские настроения». Что я увидела? Контрасты: искренние, хорошие, трудолюбивые люди и тотальное разочарование во всех и во всем. И самое главное — во власти, которая издевается над крестьянином, как только может. «Село вигибає» — еще одна литературная реминисценция, хотя касалась украинского села в чужом «неукраинском» государстве более ста лет назад. Я увидела, как погибает и полесское село без средств и возможностей к жизни. Поэтому шла к людям с одними мыслями, а вернулась с другими настроениями и намерениями.
Поражали встречи с людьми. Это были неформальные беседы не обо мне как кандидате, моей программе, УКРОПе. Обычно говорили о проблемах общества, чем живут и что не дает жить и развиваться. А следовательно, что делать, чтобы сдвинуть этот воз.
Удивлена большим количеством моих бывших студентов, которые приходили на наши встречи практически в каждом селе. Это выпускники разных лет (одна из выпускниц закончила филологию еще 21 год назад), разных специальностей, но они все обеспокоены реформами в образовании, особенно тем, что власть массово закрывает сельские школы, не обеспечивает учебниками... И вот такие парадоксы: при панской Польше в селе Хопнив Киверцивского района для украинцев школу открыли в 1933 году, а в Украине на 25-м году независимости ее закрывают. Или планировалось в селе Котуш Каминь-Каширского района закрытие начальной школы, несмотря на то, что до ближайшей школы по нашему бездорожью целых 7 км добираться детям. Меня больше всего поразила боевитость молодежи этого села и аргументы в интересах сохранения школы, «мы церковь построили, чтобы жить в селе, а власть школу закрывает, чтобы уничтожить село». Закрытие школы приведет к вымиранию села. Поэтому позиция депутатов от УКРОПа — четкая: мы за сохранение школ.
Самый распространенный вопрос, который звучал во время встреч: когда приедете к нам в село в следующий раз, так, как все, перед следующими выборами? Люди нуждаются в общении, хотят слышать из первых уст о работе в парламенте, об антисоциальных законах, которые принимаются, о власти не для народа, о борьбе с коррупцией, точнее имитации таковой, о том, когда прекратят войну, потому что жить тяжело.
«В ПАРЛАМЕНТЕ НАДЕЮСЬ НА ПОДДЕРЖКУ КОЛЛЕГ, С КОТОРЫМИ СОСТОЮ В НЕФОРМАЛЬНОМ КЛУБЕ «Дня»
— С какими планами вы идете в Верховную Раду? Что хотите сказать о Волыни, проблемах волынского Полесья, каков ваш округ?
— Свои намерения я задекларировала в предвыборной программе, там нет пространных политических «дорожных карт», есть конкретные семь тезисов социально-гуманитарного и экономического содержания, на основе которых я и буду предлагать свои следующие законодательные инициативы. Без сомнения, я буду представителем и лоббистом Волыни, Полесья. А проблем здесь немало: и массовые вырубки лесов в Киверцивском, Маневицком, Каминь-Каширском районах, несанкционированная добыча янтаря (потому что закон второй год не принимают), ситуация с демаркацией украинско-белорусской границы вблизи территории Ветливского, Гиркивского и Дольского сельсоветов Любешивского района. Вопросов немало, а вот ответы — не хочется, чтобы они опять были риторическими.
— Газету «День» и Восточноевропейский университет имени Леси Украинки и Фонд Игоря Палицы «Только вместе» объединяют партнерские отношения. Насколько, на ваш взгляд, важно и законотворцам, к которым вы теперь относитесь, поддерживать ту деятельность, которую уже двадцатый год осуществляет газета «День»?
— Я неоднократно признавалась в своих чувствах к газете «День». Это не потому, что нечего читать в украинском информационном контенте, как раз наоборот — существует множество современных изданий разного сорта. Но общество диктует потребность высокого уровня журналистики — аналитической, объективной, оперативной. Именно это мне лично и моим коллегам дает газета «День». Для меня это издание — «колодец для жаждущих». И так уже более десятка лет. Качество интеллектуального продукта, гражданская позиция, отстаивание национальной идентичности, уровень профессионализма журналистов и главного редактора Ларисы Ившиной — это те факторы, которые побуждают читать газету «День» многих народных депутатов. Именно поэтому я надеюсь в парламенте на поддержку тех коллег, с которыми уже годами состою в неформальном клубе этого издания.