Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Без срока давности...

Мирослав ПОПОВИЧ: украинское общество должно понять, что на вопрос голода 1932—1933 гг. надо смотреть под углом морального долга...
27 мая, 1996 - 20:10
1932—1933 ПОМНИМ! ИЗ КОЛЛЕКЦИИ РАБОТ: ГОЛОДОМОР ГЛАЗАМИ УКРАИНСКИХ ХУДОЖНИКОВ / ВАЛЕРИЙ ВИТЭР / Киев

Путь к признанию мировым сообществом Голодомора 1932—1933 гг. актом геноцида украинского народа продолжается. По результатам кропотливой работы в течение многих лет, в Украине издано большое количество научных работ, рассекречено много архивных документов, собраны многочисленные свидетельства очевидцев. Кроме этого, Верховная Рада после затяжных споров между различными политическими силами, где особое сопротивление оказывали коммунисты и Партия регионов, все-таки приняла закон, которым признала голод 1932—1933 гг. актом геноцида. А на днях очередным этапом, после больших усилий ученых, стало возбуждение Службой безопасности Украины уголовного дела по факту совершения геноцида в Украине в 1932—1933 годах, со ссылкой на ч. 1 ст. 442 Уголовного Кодекса Украины (признаки преступления).

Основанием для возбуждения уголовного дела, опираясь на информацию пресс-центра СБУ, стали обращения главы Украинского института национальной памяти Игоря Юхновского, народных депутатов Украины Григория Омельченко, Александра Чорноволенко, председателя Ассоциации исследователей голодоморов в Украине Левка Лукъяненко, председателя общества «Мемориал» им. В. Стуса Романа Круцика. К обращению также прилагаются заявления других граждан Украины с требованиями провести расследование обстоятельств убийства голодом миллионов людей в Украине в 1932—1933 годах. Нужно отметить, что роль СБУ в этом вопросе заслуживает уважения — в течение нескольких последних лет служба последовательно и целеустремленно рассекречивает и обнародует архивные документы периода 1932—1933 годов, а с января этого года и все архивы времен Советского Союза.

Реагируя на вышеупомянутые обращения, СБУ совместно с Генеральной прокуратурой Украины и Украинским институтом национальной памяти провели проверку, в результате которой было установлено, что «после свержения Украинской Народной Республики в 1921 году на этой территории большевистский режим начал активные противоправные действия по недопущению создания независимого украинского государства, направленные на денационализацию Украины, ее унификацию в обычную административно-территориальную единицу Союза Советских Социалистических Республик (СССР)». Советская власть проводила насильственную коллективизацию сельского хозяйства, раскулачивание и депортацию украинских крестьянских семей, незаконную конфискацию их имущества, осуществляла репрессии и физическое уничтожение граждан.

Тоталитарный режим Сталина принимал решения, которыми были «разрушены традиционные формы сельскохозяйственного производства, украинские крестьяне лишены необходимых для жизнедеятельности запасов зерна и продовольствия, введены «натуральные штрафы», приняты репрессивные меры принуждения относительно должников по хлебозаготовкам, запрещена торговля и завоз товаров в населенные пункты, занесенные на «черные доски», свободное передвижение крестьян по территории СССР с целью поиска продовольствия, а также использованы специальные вооруженные отряды и армейские части для изоляции территории УССР, что создало в 1932—1933 годах для национальной группы — украинцев — жизненные условия, рассчитанные на их полное физическое уничтожение». Таким образом, действия коммунистической власти были направлены на уничтожение украинской национальной группы, но наряду с украинцами от античеловеческих преступлений пострадали и другие национальности.

Как отмечает СБУ, возбуждая уголовное дело Служба безопасности Украины руководствовалась украинским законодательством и принципами международных конвенций, которые ратифицировала Украина, а именно, «Конвенций ООН от 1948 года о предотвращении преступления геноцида и наказания за него и от 1968 года о неприменении срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества, а также Европейской конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод 1950 года». Кроме этого, статьей 7 Римского устава международного уголовного суда, которой определяется, что «преступлениями против человечества являются осуществляемые крупномасштабные и систематические действия в отношении гражданских лиц, в частности преднамеренное истребление, депортация, насильственное перемещение населения, пытки и другие нечеловеческие деяния»; Уголовным кодексом Украины и Законом Украины «О Голодоморе 1932—1933 годов в Украине». Что значит для украинского общества возбужденное СБУ уголовное дело по факту совершения геноцида в Украине в 1932—1933 годах и каковы его перспективы?

Владимир ВЬЯТРОВИЧ, историк, директор Отраслевого государственного архива СБУ:

— Возбуждение дела СБУ по факту совершения геноцида в Украине в 1932-1933 годах — это большой шаг, учитывая предыдущие шаги о возвращении народу памяти о Голодоморе. Сначала этот вопрос был решен в научно-исторической плоскости — проведено множество научных конференций и опубликовано много монографий. Следующим этапом был политический, который завершился принятием соответствующего закона в Верховной Раде. Третьим этапом стал — юридический, который, собственно, сейчас начат СБУ, открытием уголовного дела. По этому поводу есть свидетельства людей о Голодоморе и собрано много документов, которые позволят дать правовую оценку событиям 1932—1933 годов. Я думаю, что правовой оценкой станет осуждение тех событий, которые можно трактовать как преступление против украинского народа.

Роман КРУЦИК, председатель киевской городской организации Общества «Мемориал», директор «Музея советской оккупации»:

— Когда формировался план мероприятий к 75-летию Голодомора, я неоднократно пытался включить в этот план мероприятий вопрос возбуждения уголовного дела по факту геноцида в Украине в 1932-1933 годах. Ведь Верховная Рада приняла закон о признании голода геноцидом, который обязал к действию, кроме этого, Украина ратифицировала Конвенцию 1948 года об ответственности за преступления геноцида и 1968 года о неприменении срока давности к преступлениям против человечества, а в перечень этих преступлений входит и преступление геноцида. Конвенция 1948 года обязывала Украину внести изменения в национальное законодательство — такое изменение было внесено в Уголовный кодекс Украины в виде 442 статьи. Следовательно, на сегодняшний день были все юридические предпосылки, поскольку преступление 1932 — 1933 гг. не имеет срока давности для возбуждения уголовного дела, и СБУ это сделала. Такие уголовные дела должны быть открыты в областях, районах и объединены в общее. Противники уголовного дела, отрицая геноцид, аргументируют это отсутствием прямых доказательств. Действительно, это так, нет ни одного документа, который бы говорил, что был осуществлен геноцид, но есть косвенные доказательства, которые необходимо юридически зафиксировать — это доказательства свидетелей, тогда они станут прямыми. Решение этого вопроса необходимо для того, чтобы суд поставил точку в теме Голодомора. Уже нет прямых исполнителей, но есть коммунисты и их идеология, есть международный уголовный суд, ООН, ЕС, куда нельзя нести литературные воспоминания, а нужно уголовное дело, т.е. существующие в наличии доказательства преступления. Министерству юстиции и правоохранительным органам это дает основание вести переговоры с другими странами, общей целью которых является принятие резолюции ООН о том, что голод 1932—1933 гг. был геноцидом украинского народа. Тогда это даст возможность погасить все негативные высказывания против Голодомора, которые сегодня «бродят» в Украине.

Следует сказать, что обсуждение вопроса о Голодоморе на международном уровне вызывает большое сопротивление России. Сегодня там даже издан указ президента о создании комиссии по слежению за историей, кроме этого, планируется принять закон об уголовной ответственности за отрицание победы СССР во Второй мировой войне, одним словом — возрождается сталинизм. Хотя Россия как наследница коммунистического режима должна бы понять, что ей следует извиниться перед украинцами за миллионные жертв. В истории есть примеры, когда Папа Римский Иоанн Павел II извинился за средневековые инквизиции, хотя он их и не проводил, Квасьневский и Шредер извинились перед евреями за погромы, которые были в их странах, американцы извинились перед африканцами за рабство. Если бы позиция России была другой, вопрос Голодомора давно бы был решен. Слава Богу, что СБУ возбудила это дело, и сейчас главной задачей является доказательство преступления коммунистического режима ради будущего украинского народа.

Мирослав ПОПОВИЧ, директор Института философии им. Г. С. Сковороды, академик НАН Украины:

— Нет никакого сомнения в том, что Голодомор 1932—1933 гг. является масштабным преступлением, вряд ли кто-то может поставить под сомнение законность обвинений или преднамеренный характер тех убийств, которые должны быть осуждены специальным судом. Жаль только, что в Украине нет такого суда, который бы рассматривал подобные вещи, поэтому это выглядит несколько неестественно, потому что у нас таких прецедентов еще не было. Но я однозначно поддерживаю такую инициативу, одобряю и жду, какие материалы будут рассказаны в связи с этим процессом. Жаль, что голод 1932—1933 гг. стал только одним из эпизодов, было бы правильно, если бы вся политика, начиная с 20-х гг. и до самой войны, была бы рассмотрена не только под углом политической истории, но и под углом уголовного дела. Во всех странах мира виновники поражений, таких например, как поражение Франции в 1940 году, пошли под суд, т.е. понесли ответственность за свои поступки. Что касается перспектив рассмотрения этого дела в Украине, я думаю, что шансы на мировое признание останутся такими, какими они являются сегодня. Но украинское общество должно понять, что на вопрос голода 1932—1933 гг. нужно смотреть под углом морального долга, а не политической целесообразности.

Станислав КУЛЬЧИЦКИЙ, доктор исторических наук, профессор, заместитель директора Института истории НАН Украины:

— По моему мнению, уголовное дело в отношении Голодомора 1932—1933 гг. нужно было возбуждать еще до принятия политического решения, т.е. принятия Верховной Радой Украины закона о Голодоморе как геноциде. Несмотря на то, что закон набрал достаточное количество голосов в парламенте, значительная часть общества осталась не убежденной в наличии геноцида в Украине в 1932—1933 гг. Тем более что вокруг этого вопроса уже много лет идет колоссальная политическая и идеологическая борьба, и если бы следствие велось раньше, то можно было найти больше людей, которые были свидетелями этого страшного голода. У нас очень много опубликовано воспоминаний о том, как жили люди во время Голодомора, но это не является юридическим доказательством, поскольку такие воспоминания не были зафиксированы следователями во время ведения следствия и не прошли апробацию судом. Но все же лучше поздно, чем никогда. Среди свидетелей этого голода все еще остались люди, свидетельства которых должны быть сейчас зафиксированы следствием. Также помогут следователям уже ныне существующие публикации. Напечатано столько всего, что в значительной степени следствие должно стать юридическим оформлением уже существующей доказательной базы. Историки создали эту доказательную базу, которая показывает, что украинский Голодомор существенно отличался от общесоюзного голода. Дело не в том, что не было общесоюзного голода, он был и до определенного момента все дела в Украине были такими же, как и в других республиках. Но на определенном этапе, в последние месяцы 1932 года, создав «черные доски», Сталин нанес истребляющий удар, который был призван наказать украинских крестьян за нежелание эффективно работать в колхозах. Но крестьяне не желали эффективно работать в колхозах и потому, что этот труд тогда никак не оплачивался. Нанося удар по украинскому крестьянству, Сталин одновременно принял меры, чтобы организовать голода в колхозах, что было сделано постановлениями в январе 1933 года, когда резиновая продразверстка была прекращена и село в отношениях с государством было переведено на основы обязательных хлебопоставок налогового типа. Все это легко будет установить юридическими средствами для того, чтобы этот вопрос перестал быть предметом дискуссии.

Раньше вопросом Голодомора в основном занимались за рубежом, теперь этот вопрос широко поставлен в Украине. За последние десять лет опубликовано около шести тысяч публикаций во всем мире. Большая часть из этих трудов создана на территории Украины. Поэтому замолчать этот вопрос не удастся. Я думаю, что перспектива рассмотрения уголовного дела во многом зависит от политической ситуации в стране после президентских выборов. Недавно по телевидению выступал Леонид Кравчук, который не отрицает геноцид 1932—1933 годов, но в эфире им было сказано, что сейчас этот вопрос вызывает раскол в Украине и он «несвоевременен». Но это означает только капитуляцию перед давлением России, которая считает, что Голодомор никогда не будет своевременным. Нам нужно знать наше прошлое не в искаженном виде и учитывать его для того, чтобы будущее было обеспеченным, поэтому очень важно, чтобы это следствие было доведено до конца.

P. S. Своего рода «комментарием» к словам Станислава Кульчицкого вчера появилась реакция лидера Партии регионов Виктора Януковича, выразившего свой протест и обеспокоенность по поводу уголовного дела о геноциде, которое было возбуждено Службой безопасности Украины. «Вполне очевидно, что такие действия не выдерживают никакой критики. Более того, я назвал бы такую постановку вопроса провокационной и безответственной... Общество снова оказывается перед угрозой быть втянутым во внутренний конфликт, вызванный разницей в оценках причин и последствий трагических событий 1932—1933 годов», — заявил лидер «регионалов». Кажется, именно об этом и говорил первый президент Украины Леонид Кравчук, отмечая, что тема Голодомора 1932—1932 гг. несвоевременна. Но, по словам историка Кульчицкого, «для России Голодомор никогда не будет своевременным». С нашей точки зрения, Виктор Янукович сделал вообще беспрецедентно скандальное заявление, так как Верховная Рада приняла закон, которым признала голод геноцидом. Более того, Украина ратифицировала ряд международных документов, обязывающих в данном случае возбуждать уголовное дело, что было сделано СБУ. Но со стороны Партии регионов прослеживается последовательная позиция на неподдержание Украины по вопросу Голодомора, потому что когда голосовался закон о геноциде, ПР его не поддержала. Кроме того, Виктор Янукович говорит, что «официальная Москва и широкая общественность России правильно отмечает, что вследствие трагических событий погибали не только украинцы, но и представители многих других национальностей. Однако этот очевидный факт мало что значит для людей, цинично использующих трагедию 1932—1933 годов для того, чтобы остаться при власти». Таким образом, получается, что лидер ПР поддерживает позицию России. И наконец, кандидат в президенты подчеркнул: «Понятно, что речь идет об очередной пропагандистской кампании в рамках большой геополитической игры». Возникает вопрос: а какая роль в этой игре у самого Януковича?

Иван КАПСАМУН, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ