В эпопее приватизационных скандалов вокруг Запорожского алюминиевого комбината, похоже, поставлена точка. Новый собственник, в лице АО «Авто ВАЗ», обозначил курс дальнейшего развития ЗАЛКа. Председатель совета директоров российской автомобилестроительной компании Владимир Каданников, заявил журналистам, что комбинат ожидают перемены только в лучшую сторону. Однако при определенных условиях. Первым делом, глава «Авто ВАЗа» намерен покончить с воровством.
Владимир Каданников, избранный на прошлой неделе председателем наблюдательного совета ЗАЛКа, внес предложение о назначении прежнего руководителя комбината Ивана Бастрыги председателем правления. Однако высказал ряд условий. «Семьдесят миллионов долларов, вложенные в комбинат нужно отдавать, — подчеркнул Каданников, — А для того, чтобы их отдать, финансовая дисциплина на предприятии должна стать иной, чем была ранее. В том числе, нами будет поднят вопрос о непроизводственных потерях. В основном, это — воровство, которое оценивается ежемесячными потерями порядка $200 000. Это — $1500 000 в год!». Похоже, Владимир Каданников осознал позже, что тему воровства с указанием конкретных баснословных сумм поднимать было лишним (такое количество алюминия, через проходную, рабочим не вынести). А потому, на повторный вопрос о механизмах и способах борьбы с хищениями алюминия, который «День» задал Каданникову после окончания заседания наблюдательного совета, руководитель «Авто ВАЗа» ответил отвлеченно — прямолинейно: «С ворами надо бороться мордобоем. И у нас, в России, воруют. Если этого не пресечь — растащат все». В свою очередь заявление Владимира Каданникова о ежемесячных убытках в $200 000, которые комбинат терпит от расхитителей, опровергла пресс-секретарь ЗАЛКа Ольга Здендяк. По ее словам, доходы предприятия за год составили 111 миллионов гривен. «Если бы так воровали, я думаю, что завода уже не было, вместе со стенами», — подчеркнула Здендяк. Далее, тема воровства не развивалась.
Относительно планов, новое руководство в мнении однозначно. Комбинат будет развиваться на основе предприватизационных предложений руководства ЗАЛКа, утвержденной инвестиционной программы. В основе будет лежать программа реконструкции основного производства, презентованная год назад компанией «Кайзер — Алюминий». Речь идет о модернизации электролизерного производства, переход на технологию обоженных анодов. Кроме того, «Авто ВАЗ» намерен ускорить строительство и пуск в эксплуатацию завода алюминиевой фольги, завершить оборудование производства алюминиевого листа. «Планы на этот год понятные, — заявил Каданников.
— Надо дать денег на оборотный капитал, которого сегодня не хватает в силу объективных причин (одной из таковых Иван Бастрыга считает не возврат налоговыми органами НДС в сумме 32 миллионов гривен. — Авт. ). Программа модернизации производства рассчитана на длительный срок но, мы полагаем, что переход на выпуск большего объема тоннажа и готовых изделий — проката, катанки даст дополнительную прибыль. Потому, что тонна проката в два раза дороже, чем стоимость первичного алюминия».
Кроме всего прочего, новые собственники пообещали решить энергетические проблемы Запорожского алюминиевого. В частности, речь шла о вкладе россиян в закупку ядерного топлива и вывоза на хранение отработанного ЗАЭС урана в обмен на льготные тарифы. Не обоснованные перебои в поставках электроэнергии в прошлом году стоили ЗАЛКу 68 миллионов гривен. Что касается поставок голубого топлива, Иван Бастрыга так же полон оптимизма. «Мы найдем пути решения энергетических проблем, с учетом того, что послом России в Украине стал Черномырдин, который достаточно глубоко знает ТЭК. Наш комбинат может и готов работать в направлении газовых компаний России», — подчеркнул он. Радужные надежды на Черномырдина возлагает и губернатор Запорожской области Евгений Карташов.
На днях, он провел с Виктором Степановичем переговоры. «Черномырдин, — сказал Карташов, — с одобрением отнесся к вопросу необходимости активного восстановления нарушенных в прошлом связей, развитию не только нашего внутреннего рынка но, и внутреннего рынка бывшего Союза. В связи с этим у нас есть предложения по возобновлению работы титано-магниевого комбината, других предприятий, которые представляют интерес и могут служить смежниками, как для нашего «Авто ЗАЗа» так и для «Авто ВАЗа». Мы обсуждали вопрос поставок наших новых автомобильных двигателей, внесли ряд предложений в отношение сельхозмашиностроения. У нас сегодня широкий спектр восстановления хозяйственных связей. И то, что на хорошей ноге к нам входит высокопредставительное объединение, которым является «Авто ВАЗ» и «Внешэкономбанк СССР», характеризует нашу совместную работу с положительной стороны», — подчеркнул губернатор.
Своими взглядами по поводу ЗАЛКа поделился с «Днем» и первый заместитель председателя «Внешэкономбанка СССР» Николай Косов. «Наше участие в проекте приватизации ЗАЛКа, в первую очередь, было вызвано тем, что мы сопровождали своего крупнейшего клиента «Авто ВАЗ». С помощью нашего кредита, он освоил практически все последние модели автомобилей и поставил их в производство. Мы заинтересованы в развитии такого сотрудничества. Во-вторых, мы исходим из политики восстановления кооперационных связей между государствами СНГ. В этом смысле, Украина представляет для нас огромный интерес. И в особенности, в отрасли промышленности, которая хорошо коррегируется с российской и успешно дополняет ее. Мы не только предоставили кредит на приобретение контрольного пакета ЗАЛКа но, и намерены привлечь дополнительные кредитные ресурсы для его развития. У нас существует опыт прямого финансирования ряда украинских предприятий, в том числе и Запорожской области. Я думаю, что с нашими возможностями, привлечением иностранных кредиторов, мы сможем оказать помощь ЗАЛКу и, соответственно, Запорожской области».
Итоги разговора подвел Владимир Каданников: «Постановка вопроса о национальной принадлежности бизнеса, это залог того, что денег вообще никогда не будет. Бизнес не имеет национальности. Это — дело, за которое люди платят деньги, которые, в свою очередь, зарабатывают. Вот тогда деньги и появляются. А где они появляются, в Украине или России — не важно». Впрочем, россиянин не стал спорить, что для украинцев лучше, когда деньги появляются именно в Украине.