Об отношениях власти и бизнеса сказано и написано уже немало, значительно меньше — об отношениях власти и науки. Однако политиков-ученых не меньше, чем политиков-бизнесменов. Богдана Губского, бывшего (как он сам говорит) бизнесмена, сегодня председателя совета Фонда интеллектуального сотрудничества «Украина — ХХI век», доктора экономических наук, руководителя депутатской группы «Народовладдя» принято считать политиком от науки и ученым от политики. Его любимое слово — «система». Губский стремится систематизировать все: власть, бизнес, благотворительность, законодательство. А надо отметить — не безуспешно, что, в частности, подтвердила его встреча с Президентом Украины, сразу после которой и состоялся этот разговор.
— О чем вы говорили с Президентом?
— Мы, в частности, обсуждали вопросы, связанные с политической реформой. Инициатива главы государства относительно ее проведения была очень своевременной, и я убежден, что начатая работа будет завершена. Главная задача реформы — привести украинскую систему власти в соответствие с европейскими стандартами, когда народ выбирает депутатов, которые формируют правительство и вместе несут за все ответственность. Т.е. система ветвей власти будет более сбалансированной.
— Говорили ли вы о деятельности Фонда «Украина — ХХI век»?
— Да. Несколько лет назад фондом была начата программа возврата в Украину гетьманских клейнодов Богдана Хмельницкого. Речь идет о его знамени, которое хранится в шведском Королевском музее, сабле и булаве, находящихся в Польше, некоторые вещи есть в России. Поскольку большинство этих музеев государственные, вопрос следует решать на наивысшем уровне, иначе процесс может затянуться. Эти реликвии уже побывали в Украине, целый год действовала выставка, которую могли посетить все желающие. Сейчас мы работаем над тем, чтобы клейноды могли окончательно и навсегда вернуться в Украину. Недавно напечатан блок почтовых марок с изображениями этих ценностей. Во всех 189-ти странах-членах Почтового союза марки будут пропагандировать Украину, нашу историю, духовность, культуру.
Также обсуждались проблемы, связанные с молодежью. Вы знаете, что Фонд проводит несколько просветительских программ, направленных на поиски талантливой молодежи и создание условий для получения ею высшего образования. Сегодня за счет фонда более 400 детей учатся в университетах по всей стране. Только в Киевском национальном — почти полсотни человек. Мы реализуем эту программу совместно с Министерством образования и науки, Союзом ректоров Украины, Академией наук. Но просто научить человека недостаточно, надо создать все условия для того, чтобы в дальнейшем он работал по специальности. Это значительно более серьезная проблема, чем даже эмиграция «интеллекта нации». Президент заинтересовался очерченными проблемами, и мы наметили конкретные шаги для их решения. В частности — разработка тематических законов, указов Президента.
— Согласны ли вы с мнением, что в управлении государством нам недостает логики научного прагматизма?
— Научные подходы в принятии государственных решений, безусловно, необходимы, в первую очередь, с точки зрения системности. Наука — это не только отработанная формула. Закон — наука, принятие законов — наука, реализация законодательной базы — наука. Невозможно реформировать власть, если не построены демократические институты. Нам нужна действенная система власти, базирующаяся на научно отработанной европейской модели. Наука политология в Украине имеет маленький опыт. В советские времена плюрализма политических мыслей у нас быть не могло. Поэтому гуманитарные науки, рассматривающие разного рода политические модели и их реализацию, начали развиваться даже не в начале, а в середине 90-х, потому что в первые годы Независимости больше внимания уделялось экономическому становлению. Наука о построении власти в Украине существует только несколько лет. Каждая страна имеет свою специфику, и тот или иной опыт, каким бы положительным он не был, механически копировать, переносить, без учета местной специфики, невозможно.
— Политическая реформа будет способствовать структуризации власти?
— Сегодня еще трудно сказать, как повлияет реформа на те или иные процессы в государстве. Наука занимается более глобальными проблемами, поэтому трудно конкретизировать, в какой отрасли и как именно улучшится жизнь после реформы.
— Что вы вкладываете в понятие «меценатство»?
— Быть меценатом — не значит раздавать хлеб насущный. Адресная помощь, конечно, также важна, но подобные мероприятия являются разовыми, а нам нужна система. При условиях существования системы можно сделать так, чтобы людям было это выгодно, соответственно чтобы увеличивалось количество меценатов.
— «Дозрели» ли, так сказать, сегодня те, кого принято называть богатыми, до того, чтобы массово инвестировать в науку, образование, искусство?
— Люди трудно расстаются с заработанными деньгами — это объективный процесс. Поэтому следует сделать этот вид деятельности выгодным, престижным. Например, принять закон о благотворительной деятельности, которым хотя бы часть расходов на благотворительность списывалась бы с налогов, как это делается во всем мире. К сожалению, наша система исполнительной власти никак не может этого понять.
— А насколько у нас сегодня выгодно инвестировать в науку?
— В интеллектуальный потенциал деньги следует вкладывать в первую очередь.
— Какой, по вашему, будет роль научного потенциала в будущей избирательной кампании?
— Науке есть над чем поработать, в первую очередь специалистам гуманитарной сферы. Нам следует сформировать четкую модель социально-экономического развития Украины. И кандидат, который победит, должен реализовать именно эту модель, а не собственные амбиции. Что же касается персоналий, то придет время, и я от своего имени и от имени депутатской группы «Народовладдя» сформулирую нашу официальную позицию.
— Вы соучаствуете в консультациях парламентского большинства об определении единого кандидата?
— Да, конечно. Будем пытаться, чтобы кандидат, которого поддержит «Народовладдя», и стал кандидатом от большинства.
— Планируете ли вы на парламентские выборы 2006 года пойти во главе самостоятельной политической силы?
— Депутатская группа «Народовладдя» — уже политическая сила. Если же вы имеете в виду партию, то тактику и стратегию избирательной кампании 2006 года будут определять правила игры, которые теперь еще не сформулированы. Они будут определяться новым избирательным законом, который, по моему мнению, должен быть компромиссным, который должен учитывать интересы как партий, так и мажоритарщиков и реально сможет набрать триста голосов... Но, каким бы ни был закон, в 2006 году я однозначно пойду на выборы. Повести за собой отдельную партию не является моей самоцелью. Дело не в том, кто какую партию возглавит, надо, чтобы все здоровые политические силы консолидировались, пошли единым фронтом и получили в парламенте большинство — минимум 226 голосов. Вот это — цель.
— И напоследок. Президент недавно сказал, что после сложения полномочий пойдет в науку, создаст и возглавит НИИ стратегических оценок...
— Леонид Данилович имеет уникальный, более чем десятилетний, опыт государственной работы плюс масштабное мышление и взгляд на вещи. Вряд ли такой человек захочет сидеть дома, смотреть телевизор или выращивать цветы на даче. Это было бы сомнительно и неправильно. Бесспорно, Леонид Кучма будет продолжать свою деятельность в статусе, как минимум, общественного деятеля.