Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Брать или не брать?

Виктор ШЕЙБУТ: Взятки — не главный бич налоговой. 80% нарушений — торговля информацией
22 мая, 2002 - 00:00


У каждого своя правда... Проверенную веками народную мудрость вполне можно было бы вписать в отечественные учебники экономики рядом с объективными макро- и микроэкономическими законами, определениями регуляторных и арбитражных функций государства и т. д. Теоретические обоснования? Их с успехом заменяет выведенная еще в советские времена известным сатириком «формула»: мол, государство грабит народ, народ, в свою очередь, ворует у государства.

Так уж сложилось, что в условиях нашей практически рыночной экономики отношения предпринимателей с сотрудниками многочисленных контролирующих инспекций сложно назвать цивилизованными. Бизнесмены, говоря на эту тему, основными своими проблемами, среди прочего, называют непомерное налоговое бремя, сложную для понимания систему налогообложения, самоуправство в действиях налоговиков и... коррумпированность чиновников.

Представители ГНАУ, как правило, подобные вещи «на людях» стараются не обсуждать. До откровений с их стороны тут дело доходит крайне редко. Что создает вокруг сотрудников налоговой службы ореол закрытости и, учитывая реалии предпринимательской деятельности, питает почву для многочисленных обвинений в адрес налоговой службы. В беседе с корреспондентом «Дня» заместитель начальника налоговой милиции Украины, начальник Управления по борьбе с коррупцией и безопасности, заслуженный юрист Украины, генерал-майор Виктор ШЕЙБУТ был предельно открыт и, скажем прямо, нетрадиционен. Именно этот генерал по роду службы несет ответственность за чистоту рядов украинских налоговиков.

МНОГО ДЕНЕГ. ХОРОШИХ И ГРЯЗНЫХ

— Представители ГНАУ зачастую называют деньги, укрытые от уплаты налогов, одним из факторов коррупции. Почему?


— Тут следует разобраться в самой природе «грязных» денег. «Грязные деньги» — это средства, полученные незаконным путем, в том числе, и укрытые от налогообложения. Эти деньги происходят из скрытых доходов и часто используются для коррупционных целей. Все мы прекрасно понимаем, что подкуп должностных лиц является одним из основных элементов коррупции: совершая коррупционные действия, чиновник получает материальные блага. Эти блага могут иметь как финансовую (взятка), так и другие формы. Например, путевки, оплата учебы детям, ремонт квартиры, машины и т. д. Но и для этого нужны деньги. Где их взять? Показать в чистом доходе невозможно, поскольку система налогообложения сегодня позволяет проследить за прибылью и финансовыми потоками любого предприятия. Соответственно, для подкупа и финансирования определенных должностных лиц нужны «грязные» деньги. Как правило, их получают путем утаивания от налогообложения.

— Но в цивилизованных странах мира «грязными» считают деньги, вырученные от торговли наркотиками, оружием и т. д. Сокрытие доходов от предпринимательской деятельности, к примеру, в Швейцарии не влечет за собой криминальную ответственность. В чем особенность Украины и почему все-таки наши налоговики настаивают на расширении своих полномочий под знаменами борьбы с «отмыванием»?

— Вы опередили мой ответ. Я не хотел бы сегодня проводить параллели экономического развития цивилизованных стран и Украины. Действительно, у нас может быть разный подход к формулировке «грязных» денег. У нас общая с этими странами идея. Чтобы объяснить это, достаточно обратиться к статистике. Какое место по коррумпированности занимает Швейцария? А какое Украина? Вывод напрашивается сам собой — механизмы борьбы с отмыванием «грязных» денег должны быть разными. Многие теоретические выкладки наших коллег из США, Швейцарии, Австрии и т. д. просто не адаптированы к нашим реалиям. Подходы следует разрабатывать через призму экономического развития.

ЗАМКНУТЫЙ КРУГ ВОЗВРАТА НДС

— Что касается взяток. Есть расхожее мнение о серьезных нарушениях со стороны налоговой службы при возврате НДС.

— Действительно, там, где принимается определенное решение, связанное с первоочередностью и сроками возврата, факты коррупции могут быть. Однако ко всем этим вопросам есть системный подход, который заключается в следующем. Любая фирма, любое предприятие, подавая на возмещение НДС, должны предоставить определенные документы. После — начинается налоговая проверка. В свое время мы были загнаны в жесткие сроки — должны были закончить проверку в течение десяти дней. Но, представьте себе, — проверить цепочку из пяти-шести фирм за десять дней. Это просто невозможно. Поэтому были ошибки. НДС возвращали фиктивным фирмам (так называемый «фиктивный возврат»). Когда мы эту систему начали налаживать, получили больший срок для проверки, то выявили очень интересные моменты: большое количество фиктивных фирм, которые пытались обмануть государство и возвратить НДС.

А в том, что реально от НДС поступило чуть более шести миллиардов гривен , в то время как на возврат было предъявлено около девяти миллиардов, не налоговая виновата. Это система не сработала, и этот дефицит, объективно, страшная проблема.

— Вы указали на ошибки. Но есть ли факты коррупции при возврате НДС?

— С юридической точки зрения, выдача недостоверной или неправдивой информации сотрудниками налоговой — это элемент коррупции. Так написано в законе. Но, если мы с вами говорим о возврате НДС за взятки, то...

— Скажем прямо, называются цифры — 10% от суммы возврата и, как говорится, никакой головной боли.

— Да, такая информация есть. От 10 до 20% — и идет возврат. К сожалению, это имеет место, и мы с этим стараемся бороться. Но здесь палка о двух концах. Еще ни один предприниматель не пришел и инициативно не заявил, что с него требуют эти 10 — 20%. Наше управление может выявлять подобные нарушения со стороны нерадивых налоговиков только оперативным путем. Если мы хотим бороться с этим явлением, то мы должны делать это совместно с бизнесменами. А то получается — предприниматель сам по себе, налоговик сам по себе. Управление же по борьбе с коррупцией вынуждено метаться между ними и искать эти нарушения. Это, мягко говоря, не совсем нормально.

Если предприниматели делают акцент на коррупции в налоговой службе, то мы должны вместе бороться с этим злом. Кстати, у нас есть официальные возможности для этого: заявления, жалобы (желательно не анонимные), телефоны доверия или простой визит в управление в приемные часы. Двери же для экстренных заявлений у нас открыты круглосуточно. В этой связи хотел бы даже обратиться за помощью. А то теоретически мы все боремся, а практически...

Образно говоря, сегодня нет ни одного человека, который не кинул бы камень в налогового инспектора — «все взяточники». Да не так это. Кстати, взятка у нас не доминирующее преступление. Только 3% всех преступлений составляет или сама взятка, попытка её получения или попытка дачи взятки налоговику. Это не основной бич наших сотрудников.

— Какой основной?

— Основной, как ни странно, выдача недостоверной информации. На него приходится 80% от всех нарушений. Есть ли в неправильной выдаче злой умысел и что за ним кроется, мы, собственно, и разбираемся. Только за последние четыре месяца мы составили 111 протоколов в отношении сотрудников налоговой службы по закону о борьбе с коррупцией. 84 человека уже привлечены судами за нарушения специальных ограничений и коррупционных деяний. Это говорит о том, что мы не бездельничаем. Мы работаем по сигналам, которые получаем официальным или оперативным путем. Выявление коррупции административного характера и реагирование на эти факты в соответствии с Законом — это своего рода профилактика взяточничества.

— В чём заключается «неправильная выдача информации» ?

— Допустим, фирма имеет кредиторскую задолженность, ставится на картотеку и закрывается ее счет. А налоговый инспектор говорит, что никакой задолженности перед государством нет. Счет, понятно, открывается. Деньги, которые должны были пойти в бюджет государства, используются по усмотрению руководителя. Мы же пытаемся выяснить — получил ли налоговый инспектор взятку. Сделать это очень сложно. Добиваться признания? Естественно, никто в этом не признается. Предприниматели ссылаются на некомпетентность, сотрудники налоговой — на недостаток времени для проверки.

Еще какая бывает неправильная информация? Особенно это касается Западной Украины: человек получает справку, что он является безработным, а он — предприниматель. И несмотря на это, ему выдали справку. Он идет в центр занятости и помимо доходов от предпринимательской деятельности получает пособие по безработице. А льготы? Тут целая сеть неправильной информации, что создает потом преимущества отдельным физическим или юридическим лицам.

Вот и пытаемся выяснить: получал ли чиновник налоговой «благодарность» или нет. При повторном выявлении одного лишь факта — сразу увольняем с органов налоговой службы. Если же первый раз, и у нас нет доказательств, нет. Поймите, ведь две стороны должны признаться в злом умысле. Один должен сказать, что дал, другой: «я взял».

Бывает к тому же что наших сотрудников просто оговаривают. Особенно, если инспектор очень принципиально подходит к малому бизнесу, заставляет оформлять патенты как положено. Предпринимателю, логично, это не выгодно, поскольку влечет за собой определенные затраты. Инспектор ему надоедает, и что делает бизнесмен?.. Легче всего избавиться от инспектора — взять и оговорить его. Сказать, что тот требует от него взятки.

Но взятка не может быть зафиксирована просто потому, что, например, вы мне ее даете. Я должен у вас ее потребовать или своим поведением понуждать вас к даче взятки. В противном случае, нарушение классифицируется, как покушение на дачу взятки. Скажем, сейчас, если вы мне будете предлагать деньги, то это не значит, что я их возьму. Это просто ваше предложение. И от моих моральных качеств зависит, буду я брать деньги или нет. Но в ваших действиях будет покушение на преступление.

Вообще, сложность доказательства такого преступления, как взяточничество, является проблемой и за рубежом. С другой стороны — если же рассматривать все жалобы предпринимателей безоговорочно, то можно привлечь к ответственности всех неугодных им чиновников.

— Много ли фактов коррупции в налоговой службе, связанных с приватизационными поступлениями и самим процессом приватизации?

— Везде, где есть должностные лица, где есть принятие решения, влияющего на ту или иную сторону, есть место для взятки. Приватизация такой же больной вопрос, как возврат НДС и многие другие... Мы возвращаемся к первым вопросам. Тут «играют» «грязные» деньги. И все, опять-таки, зависит от качеств конкретного чиновника. У нас до сих пор нет Кодекса моральной чести госслужащего.

Можно поднять вопрос: что является завуалированной формой взятки? К примеру, день рождения. Какой подарок можно дарить госслужащему? Ведь можно чиновнику подарить автомобиль, а можно подарить и ручку. Можно подарить ручку, которая стоит $1000, а можно подарить и обыкновенную шариковую ручку за 5 грн. Это целая проблема сегодня. Стоит брать или не стоит? У нас сегодня нет «подарочной» градации. За границей, к примеру, презент, стоимость которого превышает $50, чиновник не имеет права брать просто так. Он обязан отказываться либо же декларировать такой подарок в своих доходах, а значит — платить налоги. Скажу, что у них с большой неохотой берут дорогостоящие подарки. А у нас это, повторяю, проблема.

НАЛОГОВИК — ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ: «ВОЕННЫЕ ХИТРОСТИ»

— Кроме взятки, есть и другие способы воздействия на чиновников. К примеру, политическая протекция для одних предприятий и «заказы» на другие.

— Возможно, эта тенденция и существует. Но могу заявить, что у нас никакого сговора с политическими силами нет. Это жестко наказывается. Наказание, естественно, предусмотрено нормативными актами. Кроме того, внутренняя политика председателя ГНАУ Николая Азарова такова: мы находимся вне политики. Конечно же, использовать налоговую (хочу сказать, очень серьезный орган) в качестве инструмента политического и экономического воздействия можно очень эффективно, но повторяю: мы вне этого.

Нас пытаются втянуть, как правило, конкурирующие предприятия. Фирмы-конкуренты часто подбрасывают друг на друга материал, дабы дестабилизировать финансовую позицию своего конкурента. В таких случаях нам нужно обязательно разобраться, что за этим стоит. В каждой ситуации мы, естественно, докладываем о той или иной проблеме, за которой может быть столкновение политических интересов. На время выборов, допустим, с целью полностью отстраниться от политики и избежать безосновательных и, понятное дело, не нужных нам разговоров, мы практически полностью приостановили внеплановые проверки.

Кстати, я делал специальный анализ: каждый предприниматель, к которому приходит налоговый инспектор, заявляет две вещи. Первая — «на меня накат» (он не говорит, что его не проверяли год и его нужно проверить). Вторая — «конкуренты». Под «накатом» он подразумевает действия налоговой, с целью «снять» с него деньги. А говоря о конкурентах, бизнесмен начинает называть другие фирмы, которые якобы его «заказали». Доказать это он, как правило, не в состоянии. Потом, когда с ним начинают беседовать, то он понимает, что его не проверяли год и что его фирму следует проверить хоть раз.

Вообще, у нас есть идея отказаться от практики посещения предприятий и, в идеале, перейти на бесконтактную проверку при помощи интернета, электронной почты и т. д. Должен заплатить налоги — будь добр, сделай это в определенное законом время. Не заплатил — значит ты либо их укрываешь, либо игнорируешь требования закона. Тогда мы должны к тебе прийти.

Кстати, бесконтактная проверка — эффективный способ борьбы со взяточничеством. Взятка в чем? Я в глаза вам смотрю и начинаю на бумаге чертить определенные цифры. Если я вас не буду видеть, а вы меня не будете видеть, то у нас обоих и мысли не будет о взятке. Конечно, это не решает всю проблему, но это один из путей ее решения.

— Тем не менее, до этого дело пока не дошло. Многие предприниматели жалуются на превышение служебных полномочий налоговиками в ходе проведения проверок.

— Да. Такое бывает. Но дело тут не в нарушениях. Приведу один пример. Мы получаем информацию в отношении того или иного конвертационного центра. Этот центр не может работать самостоятельно. Он представляет собой паутину предприятий, финансовый поток которых «стекается» в одно место. Создается, так называемый, «конверт». Получив такие данные, я не могу ждать год пока придет время проверить этот центр по плану. Деньги к тому времени «уплывут» (подобные фирмы работают, как правило, до двух месяцев). Я обязан проверить и центр и фирмы.

Иногда в таком случае под внеплановую проверку попадают фирмы, которые работают честно, и просто проводили в этом центре какую-то финансовую операцию. Естественно, чтобы сказать, «отмывает» эта фирма деньги или нет, мы должны ее проверить. Но на любую проверку обязательно выписывается удостоверение.

Если же удостоверение не выписывается, то не исключено, что кто-то пытается при проверке получить... У нас, к сожалению, есть и такие факты, когда проверяют, показывают акт, и за 100 или 200 долларов его рвут. Но, опять же, это единичные случаи.

— Предприниматели, как правило, указывают на несоблюдение закона в плане их уведомления о предстоящей внеплановой проверке и отсутствии у налоговиков надлежащим образом оформленных «проверочных» удостоверений (мол, «одно на всех»). Ваш комментарий?

— Вы правы. В этой связи была целая правовая полемика и мы дали соответствующее разъяснение. Ведь нет никакой разницы, будет ли выписано удостоверение, дающее право на проверку, каждому отдельно или одно на всех. Даже с целью экономии бумаги — дешевле выписать одно. После получения оперативной информации можно выписать хоть сто удостоверений — не проблема.

Что касается предупреждения, то не могу же я всегда писать за десять дней: «Уважаемые предприниматели, я вам даю десять дней для того, чтобы вы свернули фирму». Очень часто, когда мы приходим и спрашиваем, где документы, нам отвечают: «Везли к вам — украли в машине», «Сгорели» или «Утонули». Мы, в свою очередь, «Где бухгалтер?» В ответ слышим: «На длительном лечении за рубежом», а «Директор — в отпуске», «уехал». И закон такой, что я обязан им верить, даже если точно знаю, что никакой кражи не было, либо она была искусственно организованной. Это все равно, что вы зададите милиционеру вопрос, почему он не предупреждает преступника за десять дней, зная его местонахождение, что его будут «брать».

Впрочем, это никоим образом не означает вседозволенность. В случае превышения полномочий оперативными сотрудниками их могут привлечь и привлекают к уголовной ответственности. Хотя и здесь следует учитывать человеческий фактор. Тем более, что мы постоянно находимся в напряжении, мы же приходим не с букетами цветов. Нас ожидают, как людей, которые должны, что-то отнять. Вот, к примеру, если бы я к вам пришел, что-то дать, то вы мне и чашку кофе нальете. В противном же случае вы побыстрее от меня хотите избавиться. Это логика.

Кстати, у нас очень большая проблема возникла с лжемилиционерами. За последнее время мы выявили много лиц, которые никогда не относились к нашей службы, но проводили «лжепроверки». Так называемые «Остапы», которые поняли, что самый большой конфликт на стыке между предпринимателями и финансовыми инспекторами. И, используя эффект «красного зеркальца», заставляли мелких бизнесменов откупаться.

Вот последний случай — мы задержали бывшего сотрудника МВД, который использовал как аргумент для получения взятки свое пенсионное удостоверение. В Донецкой области в прошлом году была разоблачена целая преступная группа, которая четыре месяца работала на побережье Азовского моря. Они ездили, выявляли «левую» водку, безакцизные сигареты в лотках, магазинах на побережье (до этих торговых точек мы просто не доходили — и без них проблем хватает), представлялись налоговыми инспекторами и ставили предпринимателей перед выбором: уголовное дело с конфискацией или половина товара. Только два предпринимателя отважились позвонить нам. «Налоговики» оказались рецидивистами. Подобные истории возникают периодически в Крыму, Сумах, даже в Киеве. Существует еще одна проблема — с начала года у нас зарегистрировано 134 противоправных действий (угрозы, шантаж, покушения и другие) в отношении наших сотрудников.

— Приметы времени. Кстати, в этой связи вопрос. Не секрет, что диалог налоговой милиции и предпринимателей может обернутся столкновением. Иногда дело даже доходит до перестрелок с охранниками фирм. Говорят, что часто налоговики во время проверок вынуждены «разговаривать» с представителями других правоохранительных органов, скажем, «Беркутом»?

— Да. Такие факты есть. Недавно противостояние налоговой и «Беркута» было зафиксировано в Донецке. Дело в том, что подразделению «Беркута» очень сложно разобраться в ложном вызове. Они действительно приехали, когда на предприятии находились наши сотрудники, и, вроде бы, получился конфликт интересов. Здесь необходимо и им, и нам проявлять выдержку. И мы, и они этому обучены. Мы не должны хвататься за пистолеты.

— Причины возникновения такого рода ситуаций?

— Доступ к милицейской форме сегодня настолько открыт, что определить «Беркуту», настоящие ли мы милиционеры, а нам — настоящий ли это «Беркут», достаточно сложно. Но, во-первых, у нас у всех есть удостоверения, а, во-вторых, способы связи, и мы можем позвонить им, а они нам.

Часто предприниматели идут на такие вызовы, чтобы разрядить обстановку, отвлечь нас от проверки, создав конфликтную ситуацию между правоохранительными органами. «Проблемные» бизнесмены думают, мол, в то время пока они будут между собой разбираться, я уже успею подменить или скрыть документы.

Хотя обычно предприниматели пишут нам заявление, анонимное письмо. В нем указывают, что налоговый милиционер или инспектор пришел вымогать у них взятку. С таким расчетом, что налоговик налетит, возьмет директора и бухгалтера, начнет их пытать, допрашивать (это в теории, конечно)... Тут появятся сотрудники подразделения по борьбе с коррупцией и мы начнем решать свои внутренние проблемы, что позволит предпринимателю отсрочить проверку и привести всю документацию в порядок. Но они не осознают, что у нас совершенно иные методы работы. Ни налоговый инспектор, ни милиционер, ни сам предприниматель не знают, что начинаем оперативную работу в рамках закона, еще до начала налоговой проверки. Поэтому оговорить наших сотрудников в этих случаях очень сложно. А конфиденциальность в нашей работе позволяет сделать объективные выводы о том, был ли факт нарушения со стороны служащих налоговой , и не должно быть никаких сомнений, что если этот факт был, то виновные понесут ответственность в соответствии с Законом,

Вячеслав ДАРПИНЯНЦ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ