В ближайшие три месяца все мы станем объектами манипулирования. К такому выводу пришли эксперты во время работы круглого стола «Манипулятивные технологии в ходе избирательной кампании». Впрочем, истории про жену-американку или зятя-англичанина рассказывать уже не будут. Это примитив и пройденный этап, пришло время гипноза и нейро-лингвистического программирования, во всяком случае, так считают некоторые специалисты. Основной удар будет нанесен по подсознанию рядового избирателя. Правда, как именно будут «промывать мозги», так никто толком и не рассказал. Коммерческая тайна.
Впрочем, манипулировать будут, наверняка, и проверенными методами. Скажем, с помощью неизвестных широкой публике социологических фирм, которые могут надбавить кое-кому пару-тройку процентов. Не обойдется и без пресловутого черного PR. Разве что пресловутый 25- й кадр не будут использовать, — недавно американские ученые доказали его полную неэффективность.
Хотя всегда надо помнить: легче всего обмануть того, кто и сам обманываться рад...
Сергей НЕСТЕРЕНКО , политтехнолог:
— Ученые ошиблись, сказав, что обезьяна стала человеком, когда взяла в руки палку. На самом деле человеком стала та обезьяна, которая убедила обезьяну с палкой работать на нее, — и так зародилась манипуляция. У нас в обществе к термину «манипуляция» сложилось негативное отношение. Хотя в древнем Китае искусство манипулирования считалось особенностью богов и, естественно, активно использовалось.
Первыми к этому пришли американцы, и пришли очень просто. Зачем воевать, нести потери, если можно эффективно манипулировать сознанием того или другого государственного деятеля или нанять специалиста по PR — и люди сами сделают все, что вам нужно? К сожалению, украинские политики очень отстают в этом вопросе, то есть они пытаются использовать манипулятивные технологии на уровне первобытного человека...
Политика сама по себе изначально манипулятивна, нет политики без манипуляции, ведь власть — это всегда управление другими. Либо политик умеет манипулировать хорошо и профессионально, и тогда это хороший политик, либо — не умеет, и тогда это плохой политик. На самом деле манипуляторы в нашем обществе очень востребованы, народ хочет, чтобы ним манипулировали. Представьте себе ситуацию. Найдется человек, который придет и скажет людям: «Знаете что, в нашей стране еще долго будет очень плохо, пока вы не измените свой менталитет, свое мышление, свое поведение, но я хочу иметь больший доступ к ресурсам, я хочу, чтобы моя семья жила лучше, чтобы мои дети лучше питались, лучше одевались, ездили на хороших машинах. Проголосуйте за меня!..» Ну, и кто за него проголосует? Хотя мы все понимаем, что это правда. Правда никому не нужна, всем нужна иллюзия. Иллюзия, которая дает надежду. Что касается этих выборов, то это будет конкурс на лучшего манипулятора...
Виктор НЕБОЖЕНКО , социологическая служба «Украинский барометр»:
— Когда в обществе нет ярко выраженной структуризации на крайне правых, крайне левых и центр, политикам не остается ничего иного, как обращаться к манипулятивным технологиям. Проще говоря, отсутствие идеологии заставляет политиков и политтехнологов прибегать к манипуляциям.
Чем, кстати, мы, политтехнологи, отличаемся от маркетологов? Они продают майонез или одежду круглый год, а у нас — короткая выборная кампания. И надо успеть. Поэтому тут дело не в цинизме, — манипулятивность заложена в нашей природе. Повторяю, если бы общество было идеологически структурировано, это было бы не так страшно. Потому что манипулятивные технологии наталкивались бы на идеологические константы населения...
Правда, на прошлых президентских выборах политтехнологи столкнулись с тем, что манипулятивные технологии не действуют. Это случилось после того как стали раскручивать идею «мессианства», идею одного лидера, который спасет Украину. И тогда невозможно было обвалить рейтинг Ющенко, какие бы деньги на это ни бросались. Это я объяснял всем его политическим врагам. Понимаете, он же шел как герой, а герой вне человеческих координат. Чем же там манипулировать? Нужно только ждать, когда закончится завод «мессианства» и появятся конкуренты. А они немедленно появились. Первой, кто отобрал элемент «мессианства» у Ющенко, была Тимошенко. Вот тогда опять понадобились политтехнологи и манипуляторы. Кто настоящий, кто ненастоящий? Два миссионера — это уже трагедия, почитайте Библию, там все об этом написано.
Почему сейчас манипулятивные технологии будут работать? Хотя бы из-за того, что у наших политиков, как мне кажется, существует стереотип: очень трудно долго и упорно добиваться общественного признания, гораздо проще, грубо говоря, врезать по своему политическому противнику. Поэтому черный PR более соблазнителен, на него дают больше денег, чем на нормальную раскрутку. Вот это тоже будет специфика предстоящей избирательной кампании.
К тому же, черный PR хорошо зарекомендовал себя во время конфликта «донецких» с «оранжевыми», начиная с интернета и заканчивая Майданом. И от этого уже никуда не уйти. Это уже часть украинской политической практики. Одним из способов манипулирования будет региональная «майданизация». Сейчас каждый крупный специалист должен смотреть, где у него есть площадь в маленьком поселке, городе или населенном пункте, где он мог бы развернуть маленький «Майдан». Понятно, что с другими цветами, с другими барабанами, но по тем же самым технологиям.