Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Быть ли выборам на Донбассе?

Эксперт: «Вряд ли можно говорить об этом на захваченных террористами территориях до полного закрытия границы с РФ»
31 марта, 2015 - 10:11
Быть ли выборам на Донбассе
ФОТО РЕЙТЕР

Недавно Петр Порошенко в интервью одному из общенациональных телеканалов впервые вербализировал вопрос, который тревожит сегодня многих украинцев: когда, в каком формате и как вообще могут проходить местные выборы на оккупированных территориях Донбасса. Президент подчеркнул: «Выборы на Донбассе состоятся лишь после полной деоккупации региона, выведения оттуда всех иностранных войск, наемников и незаконных вооруженных формирований».

Таким образом, волеизъявление на Востоке автоматически отсрочивается до окончания российско-украинской войны, в то время как общеукраинские местные досрочные выборы предварительно запланированы на октябрь этого года. И хотя перспективу провести местные выборы параллельно во всей Украине пока что окончательно не исключают, эксперты предупреждают, что «разграничительная» электоральная стратегия может политически разделить Донбасс на «наш и русский» особенно в контексте недавних заявлений террористов относительно готовности проводить собственные местные выборы.

Важным является и такой нюанс: политические границы территории Донбасса, которая подконтрольна силам АТО, и соответственно та, где находятся боевики, до сих пор определяются первым Минским меморандумом от 16 сентября в 2014 г., а значит, любые решения украинской стороны относительно расширения сферы собственной юрисдикции во время подготовки к местным выборам на Донбассе должны координироваться в «минском формате», а это — полупатовая ситуация.

Вероятно, первой попыткой навязать свою игру в электоральном процессе на Востоке было принятие Верховной Радой поправок к Закону Украины «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» во время парламентского слушания 17 марта. Хотя изменения в нормативный акт и приняли в унисон со вторыми Минскими договоренностями, обновленный закон предлагает хотя бы какую-то концепцию проведения местных выборов на оккупированных территориях, а главное — временно замораживает попытки Кремля повторить в этом регионе «крымский сценарий» «демократического волеизъявления», спекулируя при этом на тексте Минских соглашений.

Однако уже следующий шаг украинской власти вряд ли можно назвать удачной дипломатией. Так, 23 марта социальные сети вспыхнули критикой заявления Порошенко относительно возможности принимать участие в местных выборах на Донбассе лидеров террористических группировок при условии, если такое баллотирование будет проходить в рамках украинского законодательства. Мол, если Президент открывает возможность главарям так называемых «ДНР» и «ЛНР» разобрать депутатские портфели в местных органах власти Донбасса, возникают сомнения относительно наличия у украинской власти комплексного видения волеизъявления на Востоке.

Общественность также отмечает потребность более четко определить сроки проведения местных выборов на Донбассе и как можно быстрее добиться ответов от ОБСЕ и ООН относительно участия этих организаций в международном наблюдении за электоральным процессом. О готовности власти провести местные выборы на Донбассе «День» говорил с экспертами.

«ДАЖЕ ЕСЛИ ВЫБОРЫ НА ДОНБАССЕ СОСТОЯТСЯ ДО ЗАКРЫТИЯ ГРАНИЦ, ИХ НУЖНО ПРОВЕСТИ ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ»

Александр КЛЮЖЕВ, политолог, аналитик гражданской сети «ОПОРА» в Донецкой области:

— Александр, в первую очередь, какими могут быть особенности проведения украинских местных выборов, которые должны пройти осенью этого года, в прифронтовой территории, то есть в той части Донецкой и Луганской областей, которую контролирует Украина?

— Конечно, государство должно было определиться относительно возможности проведения местных выборов на подконтрольных ему территориях. С другой стороны, уже сегодня власть вводит на местах военно-гражданские администрации в составе Антитеррористического центра при Службе безопасности Украины, а такие решения свидетельствуют о том, что органы местного самоуправления в прифронтовых зонах полноценно функционировать не могут. Также до сих пор нет консолидированной позиции относительно сроков проведения выборов на Донбассе, а в условиях войны такое решение не может быть принято наспех. Возможно, Верховной Раде и Администрации Президента следует перенести выборы на Донбассе на год или два, до стабилизации ситуации на прифронтовых территориях. Потому что те, кто спешат с выборами, не учитывают региональную ситуацию. В территориальных общинах Донбасса ни один субъект власти не выполняет своих обязательств. Полномочия временно взяли на себя украинские военные, но этого недостаточно для проведения выборов.

— Что тогда говорить о перспективе проведения местных выборов на оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей?

— Для этого тоже должны сложиться соответствующие условия — безопасностные, информационные, внешнеполитические. С одной стороны, вряд ли можно говорить о местных выборах на захваченных террористами территориях до полного закрытия границы с РФ. В то же время, если обращаться к тексту Минских договоренностей, то закрытие границ является следующим шагом после проведения выборов, поэтому украинская власть — в сложной ситуации. Лично я из этого положения вижу один выход. Даже если мы допускаем, что выборы на Донбассе состоятся до закрытия границ, их нужно провести по международным стандартам. Следовательно я опять же вижу определенную проблему в том, что Украина до сих пор не подготовила собственную концепцию этих выборов. Нужно, чтобы четко было понятно, как мы обеспечим доступ украинских СМИ на эти территории, доступ кандидатов, а также миллиона избирателей-переселенцев, которые остаются членами территориальных общин населенных пунктов Донбасса. Если сейчас Украина выдвинет свое видение будущих выборов на временно оккупированных территориях Донбасса, это усилит наши переговорные позиции.

— Террористы неоднократно заявляли о намерении провести при поддержке РФ собственные местные выборы. В отличие от украинской власти, так называемые «ДНР» и «ЛНР» даже объявили предварительную дату «волеизъявления» — 2 ноября 2015. Не могут ли такие псевдовыборы сорвать планы украинской власти? 

— Имитация создания государства на оккупированных территориях идет уже давно, поэтому все выглядит логично. Якобы есть собственное правительство с председателями парламента, теперь будут формировать органы местного самоуправления. Серьезных угроз в таком ритуале я не вижу. Конечно, это еще большее обострение конфликта и сигнал о том, что Минские соглашения не стоят бумаги, на которой они написаны. Но переселенцы к этим выборам приобщиться не смогут, единственное, что нужно украинской власти — быть готовой при необходимости первой провести выборы на оккупированных территориях. Украина ни в коем случае не должна признавать никаких других сценариев — лишь готовить местные выборы по украинской Конституции в рамках Минских договоренностей, не советуясь ни с РФ, ни с террористами. Иначе инициативу обязательно перехватят.

«ТЕПЕРЬ, ПОКА ПАРЛАМЕНТ НЕ УПРАЗДНИТ СТАТУС «ОККУПИРОВАННЫЕ ТЕРРИТОРИИ», НИ О КАКИХ ВЫБОРАХ ТАМ НЕ БУДЕТ И РЕЧИ»

Сергей ТКАЧЕНКО, председатель Донецкого областного отделения Комитета избирателей Украины:

— Сегодня власть демонстрирует последовательное выполнение со стороны Украины Минских соглашений, что является важным месседжем для Европы. На законодательном уровне зафиксированы четкие алгоритмы дальнейшего развития ситуации на Донбассе. Особый порядок самоуправления был поставлен в зависимость от местных выборов, а местные выборы, соответственно, — в зависимость от освобождения территории российскими военными формированиями и возобновление на этих территориях украинских законов. Это очень правильная логика, ведь нельзя пользоваться инструментами мира, пока не будут выведены войска и закрыты границы. Такая взаимозависимость для Украины в контексте грядущих выборов на Донбассе — спасительная.

Правильным решением, по моему мнению, было бы прописать захваченные террористами территории как «временно оккупированные». Теперь не только фактически, но и юридически ответственность за события на Донбассе несет Россия и террористические организации. До недавнего времени, пока Верховная Рада не приняла соответствующий нормативный акт, вина за то, что люди страдали, не получали социальных выплат, висела на Украине при том, что формально мы не влияем на ситуацию на оккупированных территориях с начала войны. Теперь, пока Верховная Рада не упразднит официально этот статус, ни о каких выборах не будет идти и речи.

Плохо то, что система этих взаимозависимостей не была настроена еще полгода назад. Промедление стоит жизни украинским солдатам, а также огромных ресурсов государству. Мы вкладывали в инфраструктуру Донбасса миллиарды, понимая, что эти деньги никогда не вернутся назад. Понимание необходимости изменения этой тенденции должно прийти как можно скорее.

Константин ЯНЧЕНКО, Львовский национальный университет им. Ивана Франко, выпускник Летней школы журналистики «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ