Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Ценности географии» или «географии ценностей»?

Как должна реагировать Европа, стоя лицом к лицу перед отстаиванием Россией своих имперских традиций и обманчивыми методами советского прошлого?
29 мая, 2014 - 11:52
«Ценности географии» или «географии ценностей»
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Те, кто склоняется к первому варианту, делают это во имя кратковременного «энергетического реализма», настаивая, что просто жизненно необходимо достичь соглашения с Россией, потому что Европе не хватает американского сланцевого газа и нефти. В соответствии с этой идеей, Соединенные Штаты могут обойтись без России, а Европа — нет.

К тому же реалисты считают, что вызывающее поведение Америки относительно ее самых давних и самых преданных союзников — что нашло отображение в последних скандалах наблюдения, которые обвиняют Агентство национальной безопасности, — дискредитировало саму идею «содружества ценностей». Если Америка больше не уважает ценности, которые она исповедует, почему тогда Европейский союз должен терять хорошее отношение Кремля ради их соблюдения?

Такие реалисты также заявляют, что, объединяя свои позиции с позициями НАТО, Европа неосмотрительно избрала путь унижения России — напрасный и опасный путь. Они утверждают, что наступило время политики, которая бы примирила исторический и географический здравый смысл с потребностями энергетики. Будущее Европы неумолимо связано с будущим России, в то время как Америка отвернулась от Европы ввиду потери интереса или иллюзий. Отмечание славного прошлого — семидесятилетия со дня победы над Германией — не может прикрыть униженную современность: хоть Европа и может попробовать найти альтернативные энергоресурсы, она не может обойтись без России в ближайшем будущем.

Реалисты спрашивают, почему следует умирать за украинцев, которые еще более коррумпированы и менее цивилизованы, чем сами россияне? Украина имела свой шанс, будучи независимым государством, но не справилась, став жертвой продажности своей политической элиты. Наступило время закрыть эти неудачные скобки.

Это виденье не теоретическое. Его можно услышать в разных подобиях всюду в ЕС — от правых и от левых, от людей любой профессии. Восприятие относительного упадка США и последующей потери Евросоюзом уверенности в своих ценностях и модели существования, кажется, легитимизирует такую строящуюся, во многих случаях, на остатках старого антиамериканизма позицию.

Другой путь, который акцентирует внимание преимущества географии ценностей над ценностями географии, был избран основателями европейского проекта и НАТО. В соответствии с этой точкой зрения, несостоятельность признать имперские намерения Путина повысит риск Европы попасть в немилосердную зависимость.

Для Европы услышать пение сирен с востока — мелодию взаимодополнения стратегической силы России и экономической силы ЕС — будет приравниваться к плате мафии за защиту. Как может клуб демократий быть полностью зависимым в плане своей безопасности от авторитарного государства, которое открыто презирает его «слабые» политические системы?

Неслучайно этот российский дискурс, направленный против демократии, иммигрантов и гомосексуалистов, нашел поддержку среди наиболее консервативных, экстремистских и националистических партий Евросоюза. В противовес, мощь и привлекательность модели ЕС зависит от ее демократической природы. Европейцы, которые оставили свои мечты о Европе, которые воспринимают мир, примирение и, более всего, свободу как должное, не осознают, что стоит на кону.

Выбрать «национальные интересы», которые делают Европу зависимой от России из-за трети ее энергоресурсов, может означать самоубийство. Альтернативы в действительности есть. Европа может сказать «нет» Кремлю и «Газпрому», если только будет желание это сделать.

Единственная возможная политика, которая будет в то же время реалистичной и достойной, заключается в комбинации твердой позиции и решительности определить границы путинской России. Именно потому, что Америка уже не такая, как была когда-то (ведь при Джордже В.Буше было сделано очень много и так мало сделано за время президентства Барака Обамы), и основанный на ценностях Европейский альянс теперь еще более необходим, чем когда-либо.

Именно эти ценности привели к падению Берлинской Стены и мотивировали демонстрантов в Киеве быть мужественными во время холодной украинской зимы на Майдане. От Азии до Африки, кажется, люди лучше европейцев понимают важность европейских ценностей. Нужно только слышать, как они восхваляют континент мира, примирения и даже относительного равенства (в сравнении из США).

Для ЕС выбор еще никогда не был таким очевидным. Если ЕС стремится выжить и процветать, то должен поставить географию ценностей выше всего.

Проект Синдикат для «Дня»

Доминик МОИЗИ — старший советник Французского института международных отношений (ФИМО) и профессор Института политических исследований. Автор книги «Геополитика эмоций. Как культуры страха, унижения и надежды изменяют мир»

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ