Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Чем для нас актуально «чудо на Висле»?

Как боевые части армии УНР во главе с генерал-хорунжим Марком Безручко помогли полякам выиграть в Варшавской битве 1920 года
15 августа, 2017 - 18:38
МИНИСТР ОБОРОНЫ УКРАИНЫ СТЕПАН ПОЛТОРАК ПОЧТИЛ ПАМЯТЬ ВОИНОВ АРМИИ УНР ВО ВРЕМЯ ВИЗИТА В ПОЛЬШУ. ВМЕСТЕ С МИНИСТРОМ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБОРОНЫ РЕСПУБЛИКИ ПОЛЬША ГОСПОДИНОМ АНТОНИ МАЦАРЕВИЧЕМ ОНИ ВОЗЛОЖИЛИ ЦВЕТЫ К МОГИЛЕ ГЕНЕРАЛ-ХОРУНЖЕГО МАРКА БЕЗРУЧКО И ВОИНОВ АРМИИ УНР. В ВАРШАВЕ, НА КЛАДБИЩЕ «ВОЛЯ» ПОХОРОНЕНО БОЛЕЕ 100 ВОИНОВ УНР, КОТОРЫЕ БОРОЛИСЬ ЗА СВОБОДУ ПОЛЬШИ. АНТОНИ МАЦАРЕВИЧ ЗАЯВИЛ: «ГЕНЕРАЛ БЕЗРУЧКО — ГЕРОЙ УКРАИНЫ И ПОЛЬШИ, КОТОРЫЙ СДЕЛАЛ СВОЙ ВКЛАД В СВОБОДУ ПОЛЬШИ». В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ СТЕПАН ПОЛТОРАК ОТМЕТИЛ, ЧТО МЫ «ДОЛЖНЫ ЧЕСТВОВАТЬ УКРАИНСКИХ ПАТРИОТОВ И ПРОШЛОГО, И СОВРЕМЕННОСТИ» / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО МОУ

Есть такие события, факты и даты, что их надлежит не только отмечать в связи с «кругло-юбилейными» событиями (50, 75, 100, 150 лет), но и осмысливать постоянно, на системной основе. Потому что они не только изменили политический «ландшафт» той или другой страны, но и определили что-то значительно большее: цивилизационный вектор развития (в нашем случае, весьма возможно, всей Европы).

Идет речь о битве на Висле (14—17 августа 1920 г.) в польской историографии именуемой «чудом на Висле», когда войска маршала Юзефа Пилсудского (которому активно помогали европейские, прежде всего, французские, военные советники, среди которых был, в частности, и 30-летний боевой офицер, ветеран Первой мировой войны Шарль где Голль) вместе с боевыми частями армии УНР во главе с генерал-хорунжим Марком Безручко нанесли сокрушительное поражение «красным» большевистским соединениям командарма (а в то время уже командующего фронтом) Михаила Тухачевского и Первой конной армии Семена Буденного (кстати, именно по «непобедимым конникам» Буденного нанесли точный, чувствительный удар под Замостьем воины Марка Безручко, отбросили их, что позволило защитникам Варшавы выиграть время — 3-4 дня, такое необходимое в тот решающий момент).

Чем для нас сегодня важна и актуальна 97-я годовщина «битвы на Висле»? Безусловно, в тогдашней геополитической «системе координат» речь шла, не больше не меньше, о победе тоталитарной большевистской мировой революции — или о сохранении демократического (пусть относительно) уклада европейских независимых государств, в частности, тех из них, которые появились или были возобновлены (как, например, Польша) по итогам Первой мировой войны. Европа независимых государств (заклейменных тогдашней Москвой как «буржуазные») или принудительная, репрессивная «советизация» — вот таким был выбор поляков в августе 1920-го. Что означал этот второй вариант  — расстрелы, реквизиция имущества у горожан, грубая конфискация хлеба у крестьян, пытки беззащитных людей — очень хорошо представлял себе не только лично Юзеф Пилсудский и его окружение, но и миллионы, тех же польских рабочих и крестьян (настоящих, без всяких кавычек!), ради «счастья» и «освобождения» которых «от ига польских господ» Ленин, Троцкий и Тухачевский и осуществили «марш на Варшаву». Поляки показали пример национального единства (и «паны», и «трудящиеся»), понимая, что ожидает  их лично — и государство! — в случае поражения.

И вот здесь мы переходим к чрезвычайно актуальному аспекту тех давних событий, что уже напрямую касается динамической украинской современности. А именно: в полной мере ли понимаем мы, что именно национальное единство, и только оно (не слушаем «сладкое пение» о «убийственных антипутинских экономических санкциях Запада», которые «медленно, но гарантированно» задушат Москву — это непреднамеренная или сознательная неправда, которая нас дезориентирует) дает нам шанс победить российского агрессора? Единство, условно говоря, такое, как в Польше 1920-го: от шляхтича до студента, слесаря или малоземельного крестьянина! Иначе поляки бы не продержались — не стоит наивно считать ленинские планы мировой революции полной утопией. Потому что вождь большевиков наивным человеком никогда не был, он видел советские революции в Венгрии, Баварии, в известной степени — и в целой Германии (1918, 1919,  1920 гг.) и умел, как немногие, «ловить шанс» (между прочим, волна просоветских демонстраций докатилась в 1919 году даже в Шотландию, о чем сейчас немногие помнят).

Поэтому тогда еще не было ничего предварительно решено. Как еще ничего не решено сейчас — во время очередного варварского нашествия с востока, не только на Украину, но и на Европу! Но вот что, возможно, определит дело: может ли заменить необходимое национальное единство Украины, на которое осуществил нападение агрессор, то, может, не все мы чувствуем, но реально имеем сегодня? А именно —единство олигархическое (или же «олигархический консенсус») с непреодолимой по определению «олигархической» коррупцией (которая, к тому же, давно уже проникла чуть ли не во все «поры» общества»), кастово-феодальной системой и тотальной, токсичной ложью? Не пора ли уже понять, что сохранение олигархического консенсуса вместо настоящего национального единства (в котором олигархическая верхушка не заинтересована) — это прямой путь к поражению в войне?

***

... Весной  1935 года неизлечимо больной Пилсудский (он знал о своем состоянии) много общался со своими секретарями. В частности, он сказал, что при всех ошибках, которые признает, сделал в жизни одно историческое дело: сплотил нацию в 1920-м (правда, о Безручко, без которого «чудо на Висле» было бы невозможным, маршал, к сожалению, не вспомнил...). А он когда-то имел подпольный псевдоним «товарищ Зюк», был убежденным социалист. Однако избрал польскую государственность — без различения личных интересов (в такие моменты альтернатива «личность или государство?» является ошибочной) или интересов классов. Поэтому и победил.

Игорь СЮНДЮКОВ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ