Борис ЛАЗОРЕНКО, старший научный сотрудник Института социальной и политической психологии Академии педагогических наук:
— Зачастую «рекламщики» используют две противоположные модели убеждения потенциальных покупателей в правильности сделанного выбора. Первая модель ориентирована на молодежь, на постоянные изменения в жизни как фактор прогресса. Такая реклама утверждает: «динамика и новизна — это перспективно и жизнеспособно». Вторая модель апеллирует к традициям: «мы на рынке с 18... года, наша уважаемая компания отличается последовательностью и пользуется доверием постоянной клиентуры». Использование привычных советских символов (ассоциация возникает не с конкретными политическими лидерами, но образ последних символизирует эпоху) — это как раз и есть второй вариант убеждения. Рекламодатели предполагают, что население образы советских лидеров будет ассоциировать с некой надежностью и стабильностью, присутствовавшей в «той» жизни. Сейчас мы живем в довольно смутное и переменчивое время, к которому большинство психологически так уже и не привыкнет. Ведь молодость, какой бы она ни была, у этого большинства прошла в другую эпоху, и поэтому памятью все события прошлого воспринимаются позитивно. С этой точки зрения рекламный расчет действительно может «сработать» наилучшим образом, особенно если учесть численность данной «целевой группы».
Сергей КРЫМСКИЙ, доктор философских наук:
— Вообще-то, в Украине, как показывают социологические исследования, в последние годы резко снизился интерес к коммунистической идеологии и тенденций к возврату прошлого не наблюдается. Поэтому, мне кажется, такая продукция найдет спрос лишь у узкой группы населения. Другое дело у ближайших соседей: ведь в результате распада СССР Украина стала независимой, а Россия перестала быть империей, а это огромная разница. Там этот нюанс воспринимается крайне болезненно, причем ностальгические нотки проскакивают как в беседах людей высокообразованных, так и на уровне «пивных» разговоров. Отсутствие имперского статуса, тяга к имперскому сознанию провоцируют крайнюю популярность продукции, в рекламе которой используются символы прошлой эпохи, так что использование образа Брежнева на водочной этикетке имеет социальное обоснование, и поэтому такая продукция пользуется спросом. Но, если честно, я считаю, что это некрасивая манера. Опошление исторических личностей, как бы ни оценивала их деяния современная история — дешевка, заслуживающая всяческого осуждения. То же самое можно сказать об использовании имен украинских гетманов, ведь никакой исторической традицией это не подкреплено.
Юрий ШАПОВАЛ, руководитель Института политических и єкономических исследований, профессор:
— Я лично в этой тенденции вижу отсутствие элементарной культуры и знания каких либо других символик. Поэтому, как мне кажется, не надо расценивать эту тенденцию как какую-то опасную в политико-идеологическом отношении или как предтечу каких-то кардинальных изменений нашего государства. С символикой дело обстоит не так то просто, и разные режимы не стеснялись использовать символику предыдущих поколений или государственных форм. Классический пример — всем известная буденовка с пятиконечной звездой. Это не изобретение Буденного и не красной армии — буденовки были еще при царизме. Но, тем не менее, они стали символом целой эпохи. Для меня очень существенным является вопрос о том, почему наши властные структуры до сих пор не обращают внимания на нашу символику, почему до сих пор не утвержден большой Герб Украины, почему не происходит последовательное переименование улиц, почему до сих пор сохраняются памятники той эпохи, которые имеют не эстетическую или художественную ценность, а какой-то политический заряд или символы. Вот это для меня представляется более опасной тенденцией. Я повторю, что я не могу понять одного, почему наша власть не развивает новую символику, а возвращается к старой. Мне кажется, что, в связи с заданным вами вопросом, будет не лишним обратить внимание нынешних властных структур на все предвыборные кампании, и всю политическую конъюнктуру в целом, где есть вот эти кардинальные вещи.
Нина МАТВИЕНКО, певица:
— Мне кажется, что рекламщики тонко чувствуют конъюнктуру рынка и используют старые приемы воздействия на потенциальных покупателей, как и политики — на электорат. Яркий пример тому — портрет Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева и реклама водки. Не секрет, что пьяному человеку можно внушить все, что угодно. Этим всегда пользовались, преследуя как политические, так и экономические цели. Я с болью смотрю на своих односельчан с Недилища, которые буквально спиваются. Житомирщина, откуда я родом, является радиационной зоной. Когда случилась авария на Чернобыльской АЭС, запустили слух, что алкоголь защищает от радиации, и теперь переубедить в обратном людей невозможно. Народ пьет по-черному не только от страха болезней, но и потому, что многие не могут устроиться на работу. Недовольство нынешним днем делает их орудием в руках политиканов. Коммунисты рассказывают сказки о прекрасном будущем, суля, если вернуться к старым, добрым временам, докторскую колбасу за 2.20 и водку за 4.12. Вот и летят наши люди на такие призывы, как бабочки на огонь, не понимая, что их просто используют в своих корыстных целях то бизнесмены, то нечестные политики.
Владимир МАНЖУРА, философ, преподаватель Запорожского госуниверситета:
— На фоне разочарования многими политиками современности, которые пока только ставят стратегические цели, но зачастую их не выполняют, возрождается ностальгический культ их советских предшественников. Лидеры прошлого воспринимаются, как правители с четко установленными позициями, которые за время своего правления успели кое-что сделать для народа. На это и происходит ориентация в подобной рекламе. Хотя, на мой взгляд, использование для подобных целей имен исторических личностей и нынешних политиков — это довольно дешевый ход.