Не знаю, как кого, а меня во время прошлогодних драк на улицах Киева больше всего интересовало не то, кто, кого и за что, а то, что все эти люди делали в этот самый день 9 марта 2001 года? Или раньше. Как они отмечали день рождения Тараса Шевченко? Потому что не просто так нескольким тысячам воинственно настроенных граждан из различных регионов Украины захотелось вдруг возложить цветы к памятнику поэта в столице именно в то время, когда проходила официальная церемония при участии руководителей государства.
Безусловно, чествование памяти великих людей не раз использовалось как предлог для массовых протестов или беспорядков. Но это было тогда, когда эти протесты действительно поддерживались широкими народными массами. Ничего подобного год назад в столице не было. Вспомните, что акция с антикучмовскими палатками выдохлась, а вождение по киевским улицам привезенных из регионов протестующих производило впечатление разве что на инспекторов ГАИ. Нужно было что-то громкое, или, как говорят отдельные журналисты, «резонансное».
Вряд ли стоит напоминать, чем закончилось неожиданное желание группы граждан возложить цветы к монументу Кобзаря, умноженное на желание нескольких сотен львовских студентов вступить в комитет «За правду». Еще не забылись «жестоко избитые милицией» социалистка Валентина Семенюк и украиноязычные студенты. Интересно другое. После этого дня приступ «шевченкомании» у госпожи Семенюк и ее коллег по прошлогодней «борьбе» прошел так же быстро, как и начался. Также студенты из Львова уже год как не хотят «правды» с бесплатной поездкой в столицу.
9 марта 2002 года доказало очевидное: в прошлом году мы имели дело с хорошо организованной провокацией, направленной на дестабилизацию положения в обществе. Оказалось, что возложить цветы к памятнику Шевченко можно и после официальной церемонии при участии руководителей государства. Чтобы понять это, совсем не обязательно было штурмовать, как в прошлом году, милицейские кордоны. И вообще, нынешнее чествование оппозицией дня рождения Тараса напоминало обязательный, но не очень нужный ритуал. Совсем не прийти было нельзя: времени мало прошло с прошлого года.
Подавляющее большинство прошлогодней оппозиции ныне занято другим делом. Точнее, тем же самым — борьбой за власть. Только сегодня эта борьба проходит в законных рамках избирательной кампании, в которой драки на улицах не приносят никаких результатов.
Год для участников прошлогодних событий прошел быстро. Многие успели несколько раз сменить политическую позицию и политических союзников. Так же быстро пройдет еще один год. Если он будет спокойным и стабильным, к памятнику Шевченко 9 марта придет еще меньше искателей политических дивидендов. Возможно, когда-нибудь политиков там не будет совсем. Будут только почитатели поэзии, которым охрана не нужна.
Вот только унсовцев жаль. Тех, которые попали за решетку из-за участия в уличных драках прошлого года. Для них, в отличие от ловких политических союзников, последний год тянется долго-долго. И не слышны были заявления оппозиции, тех же социалистов, с требованиями освободить активистов УНСО. Не выгодно это сейчас социалистам, — зачем отпугивать остатки потенциальных избирателей связью с «националистами»?
Какой вывод из этого всего можно сделать, почему это нас учит, как сказала бы учительница сельской восьмилетки? Наверное, потому что ходить через двери надежнее, чем через окно не только в быту, но и в политике. Хотя двери к власти одни, а желающих много. Все равно через окно уже никто не лезет. И это спокойно можно отнести к немногочисленным пока достижениям отечественной демократии.