Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Четвертая сила

3 июля, 2007 - 20:14
РИСУНОК АНАТОЛИЯ КАЗАНСКОГО / ИЗ АРХИВА «Дня»

В украинском политикуме всерьез начали говорить о необходимости так называемой третьей силы, пишет www.pravda.com.ua.

Собственно, речь идет об альтернативе существующей власти и оппозиции, которые на протяжении эпопеи под названием «политический кризис» так и не убедили общество, что они соревнуются за счастливое будущее Украины, а не за власть для себя.

При этом бросается в глаза, что о потребности «третьей силы» говорят политики различного идеологического калибра: от националиста, главы ОУН Николая Плавьюка до либерала, лидера Народной партии Владимира Литвина.

Политическая риторика последнего, кстати, дает основания утверждать, что именно Народная партия будет одной из тех, кто пойдет на выборы под лозунгом «третьей силы». Так, недавно пребывая в Ровенской области, экс-спикер заявил, что «надежды и ожидания украинцев так и не были реализованы ни «оранжевой» командой, ни правящей коалицией.

Поэтому неудивительно, что сегодня наиболее распространенные чувства у людей — это разочарование и апатия». Очевидно, что после этих слов напрашивается однозначный вывод: «третьей силой» на этих выборах будет «партия Литвина».

В связи с этим возникает логичный вопрос. Кто на самом деле имеет право и основания называться «третьей силой», и сможет ли она составить конкуренцию «оранжевому» и «бело- синему» лагерям?

Сначала о «левом» фланге. Принимая во внимание результат, а это почти 3% голосов избирателей, которые на предыдущих выборах получил Блок Натальи Витренко, именно Прогрессивно-социалистическая партия будет претендовать на роль «настоящих» левых.

Уже сегодня «прогрессивные социалисты», по большей части сама Витренко, не только клеймят «режим Януковича» за его якобы сотрудничество с Президентом Ющенко, а и «бьют» своих главных идеологических соратников — КПУ и СПУ.

Интересно, что основанием для этого выбираются темы, где левые всех мастей едины, в частности относительно непринятия ими «западного вектора» во внешней политике, введения русского языка как второго государственного, осуждения национально-освободительной борьбы ОУН и УПА и т.д.

С точки зрения «витренковцев» главный «грех» КПУ и СПУ заключается в том, что социалисты и коммунисты на словах выступают за защиту интересов «людей труда», а на деле занимают соглашательскую позицию относительно политики «американских ястребов».

Однако, несмотря на это, вряд ли ПСПУ, можно считать «третьей силой» в левом движении. Идеологические принципы и политическая практика этой партии фактически ничем не отличаются от политического курса коалиции национального единства, то есть Партии регионов, КПУ и СПУ.

Радикальная же риторика прогрессивных социалистов подчеркивает не столько особенность этой силы, сколько ее антиукраинскую и антигосударственную сущность. А поэтому к ПСПУ нужно относиться не как к «третьей силе», а как к «пятой колонне» со всеми вытекающими из этого последствиями.

В этом контексте более привлекательна позиция других левых, а именно «Народной самообороны» под руководством Юрия Луценко. Различные социологические институты в своих прогнозах допускают преодоление этой силой трехпроцентного барьера.

Сам экс-министр внутренних дел приобрел популярность, критикуя не только действующую власть, но и демократическую оппозицию, которая, по его убеждению, то «нерешительная», то «не хочет объединяться», то «не прислушивается к мнению простых людей».

Идеологию «Народной самообороны» ее лидеры склоны определять как «левоцентризм». Пока что непонятно, на каких политических принципах будет базироваться этот левоцентризм, но, как и остальные «левые», Луценко уже успел заявить о нецелесообразности признания ОУН и УПА и «акцентирования» внимания на других «гуманитарных вопросах».

Сегодня «Народная самооборона» разрывается между мегаблоком, в состав которого входит «Наша Украина» и ее сателлиты, и желанием самостоятельно завести в парламент свою фракцию.

Время покажет, какой путь выберет Луценко. Но это не будет путь «третьей силы», поскольку к ней нельзя отнести «Народную самооборону», которая, возможно, знает как прийти к власти, но не знает что с ней делать.

Теперь о «правых». Долгое время нишу «третьей силы» пытались занять национал-демократы. С этой целью три партии — УНП, НРУ и УРП «Собор» даже образовали «Украинскую правицу». Но впоследствии было принято решение объединиться в блоке с «Нашей Украиной» и «Народной самообороной». Следовательно, о «Правице» как о «третьей силе» нужно забыть.

Но больше всего претендующих на роль «других» находится в «центре». О Народной партии и Владимире Литвине речь шла выше.

А есть еще Народно-демократическая партия (глава Людмила Супрун), общественно-политическое объединение «Украинский форум» (лидер Владимир Семиноженко), «зеленые» всех оттенков.

Но ни одно из этих объединений, критикуя власть и оппозицию, так и не смогло четко зафиксировать собственную идеологию, а главное — программу строительства «другой» Украины. Все рецепты «центристов» сводятся к социальной демагогии. При этом они «принципиально» избегают острых национальных проблем, без решения которых Украина будет топтаться на месте.

Несмотря на идеологическую и политическую разновекторность претендентов на «третью силу», абсолютное большинство из них объединяет одно: низкий уровень их поддержки украинцами, или, как они говорят, «электоратом».

Можно по-разному аргументировать такое положение. Но и это лишнее доказательство того, что в Украине еще не сформировалась настоящая «третья сила» как альтернатива действующей власти и оппозиции.

...Говорят, что нетрудно предвидеть результаты досрочных парламентских выборов.

Во всяком случае, большинство политиков, да и рядовых граждан склоняются к мнению, что кардинальных изменений не будет.

Однако сегодня никто не берется прогнозировать ситуацию, которая может возникнуть уже после выборов, когда сохранится существующий политический хаос и общественная безалаберщина.

Вот тогда реально получит шанс прийти к власти «третья сила». Правда, ее так уже никто не будет называть, поскольку это будет партия с яркой национально защитной программой, высокой внутренней дисциплиной, которая не будет знать идеологических и политических колебаний, искать союзников или попутчиков, бояться оппонентов и будет знать, что делать с врагами.

Очевидно, что в этой партии не будет лиц, к которым уже привыкли граждане Украины. На самом деле это будет «четвертая сила», которую так долго ждет украинский народ.

Богдан ЧЕРВАК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ