Воскресное интервью премьера телеканалу ICTV для многих стало неожиданностью. Очевидной была попытка сделать его несколько неофициальным. Янукович выглядел как простой и доступный человек, которого в то же время волнуют государственные дела.
Однако эта демократическая стилистика серьезно диссонировала со смыслом мессиджей, озвученных премьером в течение почти часового телеинтервью. Об этом рассуждает директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев для www.pravda.com.ua. Первое, что привлекает внимание (и не только в данном интервью) — это частое применение премьером риторики «сильной руки», твердого хозяина и так далее. Хорошо заметно, что категории «наведение порядка», «стабильность» стали очень популярными в лексике премьера.
Вообще в последнее время Виктор Янукович стал привносить в украинскую политику такое себе путинское понимание демократии — недавно он высказался о том, что «демократия — это, в первую очередь, порядок». Но даже в этом контексте бросались в глаза угрозы поотбивать руки тем, кто «мешает работать». Агрессивность риторики премьера дает понять, что премьер четко ощущает общественный спрос на «сильную руку». И пытается играть в рамках общественной конъюнктуры.
Действительно, постреволюционная и постреформенная Украина в понимании обычного гражданина — это, прежде всего, страна политического хаоса и нестабильности. Но Янукович понимает и интерпретирует этот спрос в некотором смысле своеобразным образом. Вряд ли под порядком большинство украинцев понимает именно номенклатурно-хозяйственный стиль и агрессивную авторитарную риторику. Но это проблемы имиджмейкинга и понимания непосредственно Януковичем украинского менталитета. Кроме того, есть еще проблемы политических перспектив. И в этом плане интервью несет намного больше информации.
Во-первых, команда ПР осознает, что дошла в собственной политической стратегии до определенной границы. Ситуация, в которой сейчас оказалась ПР — это тупик, «региональные» стратеги почему-то не учли фактор сопротивления «материала». И пусть он пока что не активен, но дальнейшее движение по линии властной экспансии, во всяком случае на сегодня, замедлено. И объединение «НУ» и БЮТ, как бы оно ни воспринималось, стало не последним фактором в этом смысле.
Во-вторых, ПР сейчас рискует объединить всех против себя, как это уже было в украинской истории с «Громадой» или СДПУ(О). Уже сегодня у ПР есть более чем разновекторная оппозицию — недавно об оппозиционности к правительству Януковича заявила даже Наталья Витренко. Понятно, что даже с ресурсами ПР «война против всех» может закончиться для нее как минимум отстранением от власти.
Следовательно, алгоритм, по которому следовало получить должность премьера любой ценой, чтобы потом остаток полномочий просто «перетянуть», исчерпал себя. Пока что заблокированы возможности игры с БЮТ, то есть потерян ресурс «антивето».
Сегодня регионалам нужен качественный рывок. Сделать это можно двумя путями: или заполучить пост Президента, или же нейтрализовать его как институт власти. Оба мессиджа были четко озвучены Януковичем.
Первый — касательно возможности избрания президента в парламенте (и даже увеличение президентской каденции), если Ющенко это будет необходимо. Ценой должен стать отказ от «дестабилизирующих действий», то есть — дистанцирование от оппозиции и фактически игра на Партию регионов в статусе символического главы государства.
Второй заключался в том, что на случай отказа от этого сомнительного «пряника» заготовлено две потенциальные «плети» — или договоренности с оппозицией, или собственный «президентский поход» Януковича в 2009 году. Несмотря на общую тональность предложений, не сложно заметить, что со стороны премьера есть намерение выстроить именно долгосрочный пакет размена.
Янукович предлагает как минимум гарантии президентства в обмен на гарантии премьерства . Но повторимся — президентства номинального.
В этом смысле интересно, что Янукович всячески подчеркивает свою исключительную роль в ПР как игрока, якобы реально руководящего ситуацией и настроениями в партии и коалиции. Якобы именно он убедил коалицию оставить президентских министров, выступал за широкую коалицию, даже во времена премьерства Еханурова, лоббировал и уговорил коалицию голосовать за Луценко и так далее.
Вопросом остается — является ли эта игра консолидированной тактикой ПР или же речь идет о собственной игре Януковича? Премьер позиционирует себя как единственный канал и единственный гарант достижения договоренностей и с партией, и с коалицией. Он дает понять, что не стоит искать путей «в обход» него. Однако, если объективно, Янукович преувеличивает собственную роль в этих процессах.
Несколько преувеличивает свою роль премьер и в Кабмине, и в государстве, когда называет себя главой исполнительной власти. Да, Кабмин является действительно высшим органом исполнительной власти. Однако, по Конституции, к которой апеллировал в этом случае Янукович, «премьер-министр Украины руководит работой Кабинета Министров Украины, направляет ее на исполнение Программы деятельности Кабинета Министров Украины, одобренной Верховной Радой Украины» (ст. 114). То есть фактически премьер является просто «первым министром».
Кстати, правительство так и не предложило, а ВР так и не утвердила ни одной программы, так что формально они манкируют своими прямыми конституционными обязанностями. Кстати, за этой оговоркой читается желание выдавать желаемое за действительное. А также реальные проблемы Януковича — ему не хватает власти.
Не исключено, что премьер уже сегодня понимает, что парламентско-президентская (в соответствии с буквой конституционных изменений) и даже премьерская (по факту) республика не дают ему желаемых объемов полномочий и влияний.
С его позиций игра понимается как даже беспроигрышная — или должность президента, или же должность премьера, которая у него уже есть. Но не факт, что именно так представляют себе эту игру в самой Партии регионов.
Что же все-таки сказал (независимо от своего желания) Виктор Янукович в конечном итоге?
Во-первых , он явно имеет президентские амбиции, без которых его власть лишена влияния, скажем, в той же внешнеполитической сфере. Именно здесь его «крылья подрезаны». Но тогда необходим и «свой» премьер, которого он мог бы считать, независимо от того, какие у кого полномочия по Конституции, чем-то вроде первого заместителя Президента. Или же — отыграть политическую реформу, самыми ярыми поборниками которой сегодня являются коалиция и Кабмин. Хотя на сегодня Янукович предпочитает премьерскую «синицу», нежели президентского «журавля».
Во-вторых, премьер явно не хочет досрочных парламентских выборов, хотя и не боится их.
И в-третьих, следует помнить, что угрожающая риторика проскакивает у Виктора Януковича в непростые периоды его жизни — а именно, когда он теряет уверенность и ощущает угрозу собственным позициям.