«День» продолжает обсуждение первых шагов власти-2005. (См. также номера от 6 и 11 мая.) Сегодня действия новой команды оценивают наши эксперты в регионах Украины. Какой видится новая власть за пределами столицы?
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА
Владимир ДЕРГАЧЕВ, профессор, политолог (Одесса):
— Первое ощущение от наблюдения за действиями правительства за эти сто дней — власть испытывает острый дефицит времени. Неопределенность с политической реформой и предстоящие парламентские выборы заставляют ее работать в условиях жесткого цейтнота. Поэтому многие начинания власти не доводятся до логического конца, бросаются на полпути. Это, пожалуй, первое и самое неприятное впечатление от ста дней правления новой власти. Я понимаю, что чудес не бывает. И демократы нынешние не столь радикально отличаются от «демократов» вчерашних, как этого всем нам хотелось бы. Кардинальной смены поколений не произошло. Нынешняя власть по-прежнему пытается управлять экономикой в ручном режиме. Тимошенко вначале заставляет владельцев нефтяных компаний установить фиксированные цены, затем теми же методами пытается снизить цены на мясо, угрожает губернаторам лишением должности. О каких рыночных отношениях можно говорить в такой ситуации? О какой демократии? Это второй отрицательный момент. В самом начале своей деятельности в качестве премьер-министра Тимошенко заявила, что спустя сто дней народ Украины будет жить лучше. На мой взгляд, наиболее удачно на это высказывание отреагировал один из членов немецкой аналитической группы, работающей при Кабмине. Когда его попросили прокомментировать слова Тимошенко, он сказал: «Конечно, изменения к лучшему будут. Наступит лето, станет тепло, люди это почувствуют».
И, наконец, третье. На мой взгляд, главная задача нового правительства, спустившегося с трибун Майдана, — конвертировать политический результат в качество жизни своих граждан. А это задача долговременная, требующая серьезных подходов и решений. У правительства же сегодня на первом месте стоит совсем иная задача — сохранить власть. Ради ее решения приходится жертвовать многим, чтобы не сказать всем. В результате может получиться, как в той народной поговорке: «За двумя зайцами погнался — ни одного не поймал».
Александр ФОРМАНЧУК, политолог (Крым):
— Внутреннюю политику нового правительства Украины можно оценить положительно потому, что оно активно взялось за проведение системных реформ как в экономике, так и в социальной сфере. Правительство не просто расчищает авгиевы конюшни, которые ей достались от режима Кучмы, но действует вполне последовательно. Конечно, этот процесс очень болезненный, он имеет свои издержки. Самым слабым звеном в работе являются поспешные назначения, в результате правительство, на мой взгляд, не представляет собой единой команды, которую не надо было бы даже настраивать. Конечно, притирка будет всегда, и ошибки будут всегда, но мы вынуждены отмечать, что со стороны правительства допущены шаги, не совсем адекватные с точки зрения мировой конъюнктуры цен, например на сельхозпродукцию и на нефтепродукты. Требуют более последовательных подходов и экономические связи внутренних структур с внешними экономическими институтами. Конечно, можно находить разные недочеты, но подкупает то, что правительство Тимошенко демонстрирует завидное упорство в желании сломать инерцию еще постсоветских хозяйственных механизмов. Новое государство может состояться только при сломе хозяйственного наследия Кучмы, для которого было характерно убаюкивающее и упрощенное представление о власти и экономических механизмах. Все значительно сложнее, чем кажется, и правительство начинает это понимать. Это хорошо.
Валерий САВИН, ректор Запорожского национального университета:
— Я бы дал первым ста дням такую оценку: есть хорошая идея, но не завершена ее реализация. Мы ждем чего-то большого, но оно почему-то не свершается.
Андрей ЗОЛОТАРЕВ, руководитель аналитического центра «Третий сектор» (Днепропетровск):
— Сто дней пребывания у власти нового руководства страны можно сравнить с медовым месяцем Было много самолюбования, стремления показаться на людях, но пока говорить о систематической работе по реализации тех серьезных заявок, которые были сделаны во время выборов, не приходится. Ситуация в чем-то напоминает начало перестройки в Советском Союзе — М. Горбачев ездил «по заграницам», наращивал там свою популярность, а дома тем временем накапливались и накапливались проблемы.
Прежде всего, не внушает никакого оптимизма положение в украинской экономике: идет рост цен, раскручивается инфляция, а попытка нивелировать ее с помощью ревальвации гривни и снижения курса доллара нанесла сильный удар по среднему и малому бизнесу, активным слоям населения, которые на выборах поддерживали В. Ющенко. Его электорат впервые почувствовал себя обманутым, ведь у людей бессовестно изъяли сбережения и оборотные средства, которые они держали в долларах. Это огромный минус новой власти. Интересно, что правительство Ю. Тимошенко по сути ограбило электорат В. Ющенко для того, чтобы задобрить бывший электорат В. Януковича — обеспечить высокие пенсии, зарплаты бюджетникам, пособия нуждающимся категориям населения. Складывается такое впечатление, что Ю. Тимошенко перед парламентскими выборами взяла ориентацию на новый сектор электората. Теперь не В. Янукович, а она является главой правительства, которое раздает подарки для того, чтобы стричь купоны на будущих выборах в парламент и местные советы. Однако вряд ли такая политика даст желаемые плоды, зато она способна подорвать доверие к Президенту В. Ющенко.
Пока, как показывают социологические опросы, люди замерли в ожидании — они ждут обещанных перемен, но их терпение постепенно истощается. Недовольство вызывает не только экономическая политика, но и отсутствие на местах обещанной борьбы с коррупцией, которая в целом напоминает бурю в тайге — шум идет по верхам, а внизу все тихо и спокойно.
Похоже, что и сам В. Ющенко, став Президентом, начинает постепенно менять свои политические ориентиры. Во всяком случае, создание новой «партии власти» — Народного Союза «Наша Украина» напоминает практику прежних времен, а идея формирования провластного блока на предстоящих выборах с участием партий Президента, премьера и председателя Верховной Рады очень похожа на ситуацию с блоком «За Еду!». Будет совсем анекдотично, если список опять возглавит В.Литвин. В то же время складывается такое впечатление, что Президент начинает дистанцироваться от А. Мороза. Лидера социалистов не только не приглашают в единый блок, но и, судя по последним высказываниям Президента, он не намерен спешить с реализацией договоренностей по политреформе. Одним словом, коалиция, сформировавшаяся вокруг В. Ющенко на президентских выборах, за сто дней его пребывания у власти крепче не стала, а трещины, образовавшиеся в ней, дадут знать о себе на ухабах, без которых в политике не обходится.
ЭКОНОМИКА
Феликс КОБРИНСКИЙ, предприниматель, председатель Союза общественных организаций «Согласие» (Одесса):
— Об экономической деятельности правительства Тимошенко я могу сказать только словами американского полицейского: «Назовите хоть один факт в свою защиту». К сожалению, в экономике новое правительство не преуспело ни в какой отрасли. Я вообще считаю, что премьер Тимошенко — это большое несчастье для Украины. Потому что она не просто плохой экономист, а очень плохой экономист. И ее команда тоже не отмечена особыми заслугами в этой отрасли. Господин Пинзенык уже давно испытывает страну на прочность раскруткой инфляции. Господин Терехин играет в такие эксперименты с 1996 года. Результаты их деятельности, думаю, мы очень скоро ощутим на собственной шкуре.
Все эти популистские шаги по снижению цен на мясо, установке цен на горючее на две недели — это не что иное, как признание в собственной профнепригодности. Я уже не говорю о социальных гарантиях, заложенных в новый бюджет страны: выплатах и обещаниях своим гражданам, в основе которых не заложен ни один реальный экономический показатель. Все это происходит, на мой взгляд, по причине абсолютно бесплодных попыток правительства и Президента скрестить социалистическую и либеральную идеологии. Абсурд, который может обернуться полным крахом экономики. Чтобы спасти ситуацию, нам сегодня нужно отменить изменения, внесенные в бюджет, но на это никто не пойдет. Или хотя бы принять ряд протекционистских законов, защищающих деятельность предпринимателей и производителей от вмешательства государства.
И все-таки, есть один положительный факт деятельности нового правительства: совершая тысячи ошибок, они все же пытаются, что- то менять в нашей системе.
Василий НЕЧИПОРЕНКО, предприниматель (Запорожье):
— Судя по тому, что Президент Украины Виктор Ющенко поставил 12 баллов за работу правительства, возглавляемого Юлией Тимошенко, можно сделать вывод, что все у нас хорошо. Но я, как и мои друзья, коллеги, далек от такого суждения. Сегодня у нового правительства еще есть большой кредит доверия. Но он может скоро исчерпать себя. Ведь те обещания, которые давались им, сегодня не выполняются на все «12 баллов». Конечно, хорошо, что много внимания уделяется социальным проблемам, но для развития общества этого недостаточно. Необходимы конкретные шаги по укреплению экономики. Разве на пользу пошло решение о ликвидации упрощенной системы налогообложения? Это ощутимый удар по предпринимателям, которые занимаются малым и средним бизнесом. А ведь во всем мире именно они являются главными наполнителями бюджета. «Ударом под дых» стало резкое падение курса доллара. Многие потеряли немалые суммы из-за этого. Цены на импорт, вопреки обещаниям, остаются стабильно высокими, а отечественный товаропроизводитель как сводил концы с концами, так и продолжает. Хотелось бы пожелать новому правительству поменьше обещаний, а больше конкретных дел.
Михаил НЕМОВ, председатель Хмельницкого городского союза предпринимателей и промышленников:
— К сожалению, правительство обидело своих недавних самых пламенных сторонников — представителей малого и среднего бизнеса. Прежде всего — малого. В частности тем, что изменилась система налогообложения. Теперь предприниматели не могут экономически спланировать свою работу. Если раньше составлялась программа на 500 тысяч гривен денежного обращения за год, то уже нужно или сокращать производство, или сокращать услуги, или сокращать торговлю — в любой сфере. Это влечет за собой сокращение рабочих мест. Отсюда — массовое недовольство.
Многие экономические решения принимаются, как говорится, сгоряча. С тем же долларом. По- видимому, ни для кого не является тайной, что это — уступка нефтетрейдерам. Народу же рассказывают о чем-то другом. Вроде бы укрепили гривню. По ценам видим, как она, наша отечественная валюта, окрепла. Поэтому усилия новой власти в социальной политике сводятся на нет. Так оно есть, к сожалению.
Импорт мяса, чтобы уменьшить цены, — это разовая акция. Желаемого результата не даст. Лучше правительство направило бы усилия и инвестиции на организацию промышленного производства говядины и свинины. Потому что себестоимость выращивания бычков и свиней в крестьянских хлевах очень высокая. Кстати, таким образом уменьшился бы и уровень безработицы на селе, который стал катастрофическим.
Понятно, что правительству Юлии Тимошенко приходится выполнять предвыборные обещания... Виктора Януковича. Как говорят агрономы, не сеять, а пересевать. Создается впечатление, что министерства, которые отвечают за экономическую политику, не прогнозируют результаты решений, не влияют на течение событий. Поэтому сеют только сомнения относительно своего профессионализма. Желаю правительству глубже думать, предвидеть возможные последствия своих шагов.
Леонид МИХАЙЛОВ, председатель крестьянского фермерского хозяйства, Житомир:
— Мне нравится, как Президента Виктора Ющенко встречают везде, особенно на Западе, в тех же Соединенных Штатах, например.
В общем, я от власти и раньше не зависел и сейчас мало завишу. Например, никогда не получал и не получаю дотации на выращиваемых бычков — все равно обманут на 30—40%. Сейчас вместе с партнерами мы имеем 44 теленка зарубежной селекции, к лету доведем их, как по науке, до 400 кг и сдадим. Это те же деньги. У меня нет много ни долларов, ни гривен, и я никогда не бегал их скупать. Поэтому ревальвация гривны меня не тревожит. А вот то, что министр сельского хозяйства Александр Барановский во всеуслышание заявляет, что выступает против покупки-продажи земли, это плохо. У нас на Житомирщине около 1 миллиона 500 тысяч гектаров пахотной земли, а обрабатывается сейчас только 500 тысяч га, на других площадях уже вырастают березы и ольха. В северной части области 1 га такой земли можно продавать по цене 100 долларов США, и это будет нормальная цена. Но радует то, что количество выступающих за разрешение торговли землей уверенно увеличивается.
Не нравятся стремления новой власти к проведению реприватизации. Это беда, потому что много иностранцев, которые везли к нам мешки с деньгами для инвестиций, сейчас потихоньку поворачивают назад. Отдельных деятелей местной власти, бывшего фермера, а нынче председателя Житомирской райгосадминистрации Валерия Колосовского, например, я уважаю, но во многих других районах к руководству пришли люди без своей команды.
СВОБОДА ИНФОРМАЦИИ
Леонид КАПЕЛЮШНЫЙ, писатель, журналист (Одесса):
— На мой взгляд, у нас несколько деформировано понятие свободы слова. Кто хотел писать свободно, тот писал свободно всегда. Кто хотел писать под «темники», писал под «темники». Свобода — это внутри нас. И никаким декретом ее учредить нельзя. Что касается обещаний новой власти касательно свободы слова, то, думаю, она пока их держит. Темников нет. У каждого телеканала есть своя информационная программа, где они говорят то, что считают нужным. Разница только в качестве подачи этой информации.
Кроме того, существуют три шага к свободе слова. Первый — журналисты пишут то, что они считают нужным, оценивают ситуацию так, как считают нужным. Тут весь вопрос состоит в объективности освещения. Шаг второй — власть читает и слушает то, что пишут журналисты, анализирует это и делает из этой информации выводы. Здесь еще власти учиться и учиться. И наконец, шаг третий — это абсолютно свободное и независимое функционирование коммуникативных систем. То есть создание условий, при которых средства массовой информации могут спокойно зарабатывать деньги, выживать и самостоятельно вырабатывать свою информационную политику. Но это, похоже, в нашей стране случится только в далеком будущем. Поскольку в основе этого шага лежит формирование гражданского общества, формирование потребности населения в объективной и полной информации, участие граждан в жизни страны. Наше общество, к сожалению, до этой стадии пока не доросло. И требовать от нового правительства его воспитания за сто дней просто бессмысленно.
Денис РОЗЕНКОВ, корреспондент агентства Интерфакс-Украина в Запорожье:
— Говорить о том, изменилась ли ситуация со свободой слова в Запорожском регионе после оранжевой революции, достаточно сложно. С одной стороны, новая власть декларирует «полную открытость» для представителей любых средств массовой информации, причем открытость в любых вопросах. А с другой, несмотря на смену центральных персоналий региональной власти, административно-чиновничья каста «среднего звена», по сути, осталась прежней. Вероятно, вследствие этого журналисту, работающему в Запорожье, зачастую трудно получить тот или иной комментарий, и частенько необходимо напоминать чиновникам об изучении законов об информации. Кроме того, Юго-восточный регион Украины, в силу своих промышленно-специфических особенностей является достаточно консервативным. Директора крупных промышленных предприятий зачастую чувствуют себя здесь полноправными хозяевами не только социальной инфраструктуры, но и мнения трудящихся. Именно таким руководителям или их предприятиям фактически принадлежит большинство как электронных, так и печатных средств массовой информации региона. Не секрет, что на большинстве предприятий руководителями или начальниками цехов не просто отдавались приказы, за кого голосовать, но и строго контролировался этот процесс. Оранжевая революция хоть и принесла некую «новую струю», как, впрочем, и любые значимые изменения в обществе, но при этом без преувеличения можно утверждать: на предстоящих парламентских выборах трудящийся электорат будет голосовать за ту партию, какую ему укажет директор завода или начальник цеха.
Евгений ТАЛЫШЕВ, редактор газеты «Остров»:
— Если честно, то в вопросах свободы слова, функционирования информационного пространства Украины на сегодня проблем нет. Те вопросы, которые поднимаются в отношении каналов НТН, КРТ — это вполне логичное лишение их сомнительных лицензий. Они слишком быстро в свое время получили лицензии, можно было сомневаться в их законности. Я, например, когда-то лично участвовал в конкурсе на получение лицензии на нашу газету, и смог ее получить лишь несколько лет назад.
Вообще же в системе СМИ действительно появились заметные сдвиги. Я уверен, что власть больше не будет давить на СМИ — ей просто общество не позволит это сделать. Да и принципы, задекларированные властью, — демократия, свобода слова, вступление в ЕС — это залог цивилизованного функционирования информационного пространства страны.
Что же касается недавно возникшего вопроса о так называемых «темниках» — то не думаю, чтобы они появились в действительности. Руководители СМИ просто сами иногда себя неверно ведут — все высказывания Томенко принимают как руководство к действию.
Татьяна ВАЛИГУРСКАЯ, главный редактор газеты «Днепровская правда» (Днепропетровск):
— После прихода к власти Президента В. Ющенко и его команды в информационном пространстве установилось своеобразное затишье. На критику местные чиновники не реагируют так болезненно, как раньше, не грозят судом и расправой, а потому работать стало свободней. Однако с другой стороны, они вообще практически перестали реагировать на публикации. Наша газета, а также еще ряд днепропетровских печатных изданий в последнее время много писали о горах мусора, разбитых дорогах и запущенности жилых районов, которые прилегают к «Южмашу». Раньше, при Л. Кучме, был бы большой скандал, а теперь на это не реагируют ни городской голова, ни губернатор. Другой пример: все днепропетровские издания писали о скандальном тендере на городские пассажирские перевозки, которые группа чиновников монополизировала в своих руках. Казалось бы, для новой власти, которая объявила решительную борьбу с коррупцией, это должно стать предметом для разбирательства, но губернатор Ю. Ехануров, похоже, даже не обратил внимания на эти публикации. Отчасти это можно объяснить тем, что новые руководители области только осваивают свои полномочия, а прежние чиновники, которые до сих пор сидят в кабинетах, притихли и выжидают. Вежливой стала даже налоговая инспекция, которая раньше грозила всякими санкциями за малейшую провинность. Притихли и днепропетровские «олигархи» — удивительно, но можно спокойно писать о коллизиях, связанных с приватизацией тех или иных предприятий, и никто не угрожает «согнуть в бараний рог». Думаю, что продлится это недолго — пока все присматриваются к новой власти и пытаются понять, чего по-настоящему она хочет.
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
Игорь ФАРАМАЗЯН, редактор газеты «Московский комсомолец в Донбассе», юрист:
— Если оценивать работу правительства Тимошенко в правовом поле, не упоминая о существующих украинских реалиях, то Юлии Владимировне и ее команде пришлось бы ставить твердую двойку. Потому что пока в этом самом правовом поле все у нас происходит в прежнем контексте. Например, сначала посадить, а потом разбираться, как в деле Колесникова. А война с телеканалами?
Другой вопрос, что традиционно у нас премьер имеет мало влияния именно на правовое поле. Это прерогатива Президента. А в нынешней ситуации в стране — вообще непонятно кого. Но уж никак не Юлии Владимировны.
Да и в целом сегодняшний Кабмин ведь не ее детище. Это своеобразный компромисс победителей. А Тимошенко уже приходится как-то мириться с этим компромиссом, при этом сохраняя видимость командной игры.
С другой стороны, в хозяйственной деятельности тоже есть свое правовое поле вкупе с правами человека. И здесь Юлия Владимировна также не слишком преуспела. Причем уж тут точно рулевым является именно она. Взять хотя бы историю с ценами на бензин. Что нового продемонстрировал Кабмин Тимошенко? Разве не так же регулировал бензиновый кризис Кабмин Януковича? Точно также — за счет договоренностей с операторами рынка, мораториев, за счет ручного управления. Или возьмем СЭЗы. Дело не в том, нужны они или нет, вредят или приносят пользу экономике государства — дело в том, что отмена льгот может привести к валу судебных исков со стороны инвесторов, которым нашим законодательством была обещана стабильность в этом вопросе. И этот шаг, безусловно, подпортит начинающий выправляться имидж нашей державы на международной арене.
Можно еще вспомнить сектор малого предпринимательства, где тоже не все ладно (если говорить мягко), ситуацию с шахтерскими зарплатами…
Вообще же, если говорить в целом, создается впечатление, что пока безусловно благие намерения новой властной команды не всегда корреспондируют с точным расчетом. А иногда и со здравым смыслом. Кажется, им хочется сделать все и сразу или, по крайней мере, как можно скорей. Но такая политика может, напротив, отбросить нас далеко назад.
Николай КОЗЫРЕВ, правозащитник (Луганск):
— О каких-либо достижениях правительства Ю. Тимошенко в сфере прав человека еще говорить рано. Пока эта деятельность, мне кажется, не имеет системного характера, она сосредоточена на аварийных проблемах инфляции, способности бюджета обеспечить социальные выплаты. Правительство пытается решать эти проблемы с помощью мобилизационных программ (например, «Котрабанде — СТОП») и кадровых перемещений.
Если посмотреть законодательные акты правительства за апрель, то обнаружится, что примерно половина из них относится к «кадровому вопросу». Я нашел только два нормативных акта, относящихся непосредственно к правам человека — «Про внесення змін до деяких постанов Кабінету Міністрів України з питань оплати праці працівників установ, закладів та організацій окремих галузей бюджетної сфери» и план правительства по реализации «Концепції забезпечення захисту законних прав та інтересів осіб, які потерпіли від злочинів, на 2005-2006 роки».
И на том, как говорится, спасибо, но меня тревожит, что интересы и права работников наемного труда, как и раньше, остаются за пределами внимания правительства — бюджетники правительству ближе и родней. Принято считать, что права наемников — это дело работодателей. Но ведь есть проблемы, которые необходимо решать законодательным путем. Например, проблема выплаты задолженности по зарплате в случае банкротства предприятий. Так статья 31 Закона Украины «Про відновлення платоспроможності...» предусматривает дискриминационную норму, которая относит расчеты с рабочими на предприятиях-банкротах (у нас таких рабочих миллионы!) во вторую очередь. Хотя Конвенция МОТ №95 обязывает Украину считать в этом случае работников предприятия привилегированными кредиторами и выплачивать им долги в первую очередь.
А пункт 6 этой же статьи вообще демонстрирует вопиющую несправедливость: эта норма установила, что «требования, не удовлетворенные в связи с недостаточностью имущества, считаются погашенными» (!!!). То есть если ваш завод искусственно обанкротили коррупционеры «трофейной экономики» и растащили имущество, пока вы годами стояли «во второй очереди», ваша невыплаченная зарплата пропала, как прошлогодний снег — на законных основаниях. Сколько миллионов работников стало жертвами этого гослохотрона?
О правах крестьян на имущество и землю нужно рассказывать под звуки 7-й симфонии Шостаковича. За четыре годы «реформы» все, что было общее, стало достоянием новых помещиков, которые завладели распаеванным имуществом либо путем захвата «трофея», либо путем произвольной многократной уценки и «выкупа» без реального расчета: когда-нибудь отдадут сорным зерном по завышенной стоимости!
Только эти две проблемы повергли огромные массы населения в состояние «социальной контузии», и я не вижу, что правительство что-либо знает об этом.
Возможно, правительству не стоит предъявлять на этот счет суровых претензий: оно находится в точке бифуркации — в точке системных преобразований. Но есть опасность, что эта «точка» может растянуться в «крестный путь», если в основу этих преобразований не будет положена реформа собственности. Реформа, которая откроет возможность не только «экономической элите», но и беднякам предъявить рынку свой труд и свое имущество с целью его капитализации. Только в этом случае соблюдение прав человека будет обеспечиваться не только прекраснодушной риторикой политиков перед выборами и энтузиазмом правозащитников, но и судами: соблюдение прав тогда станет фактором государственной политики — политики развития страны.
Петр БОРСУК, адвокат, глава комиссии по вопросам профессиональной этики Союза адвокатов Украины:
— За последних сто дней сделано очень много для того, чтобы демократия и свобода мнения по- настоящему возобладали в обществе. Однако, уверен, что по некоторым вопросам нужно наконец прекратить дискуссии и начать действовать. В первую очередь это касается принятия нового Закона об адвокатуре. Подчеркиваю — этот закон не является сугубо профессиональным документом, и касается не только узкого круга лиц, желающих эффективных механизмов деятельности и управления на принципах независимости и самоуправления, а по большому счету — обеспечение главенства закона и прав человека. Ключевой дискуссией среди адвокатов стало обсуждение создания Всеукраинской палаты адвокатов на основе обязательного или добровольного членства. Нужно согласиться с авторами проекта Закона Украины об адвокатуре, вынесенном на рассмотрение Верховной Рады такими народными депутатами, как М.А Маркуш, В.А Демехин, С.В. Соболев и Ю.А. Кармазин, и поддержать их требование относительно обязательного членства и введения единого реестра адвокатов. Правительство, которое провозгласило борьбу с коррупцией одной из своих основных задач, должно серьезно над этим задуматься, а Верховная Рада принять закон, который стоит на страже законных прав и защищенных законом интересов граждан. Адвокат должен знать, в каком правовом поле работать и думать над результатами своей работы.