Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Что стоит за «планом возвращения»?

«Олигархи предложили Президенту сценарий, который показал, что он не может принудить фракцию следовать своим административним прихотям», — эксперт
27 апреля, 2020 - 19:35
ФОТО REUTERS

Назначение бывшего президента Грузии Саакашвили на пост вице-премьера по вопросам реформ пока «подвесили». Не хватило голосов. Очередная попытка, скорее всего, состоится в это воскресенье, 30 апреля, по крайней мере такой анонс сделал сам Саакашвили. Ситуация показательная, ведь поднимает как минимум два вопроса. Первый — зачем все-таки власти Саакашвили с таким политическим багажом? Второй (главный) — что происходит в Офисе Президента и «Слуге народа», если власть не может провести даже собственные кадровые решения и вынуждена каждый раз торговаться?

По поводу первого, существует много мнений, в частности о том, что задача Саакашвили добавить драйва в проведении реформ. Хотя с этим согласны не все. «Талант и миссия Михо Саакашвили не созидание реформ, а проведение под шумок этих «реформ» жестких репрессий, запугивание и преследование всех более-менее адекватных и понимающих ситуацию людей в стране. Михо всплыл не случайно — просто Зеленский не смог ввести репрессии, которые под его брендом должны были состояться в Украине», — пишет эксперт Владимир Мартынюк в ФБ.

Следующая версия — с помощью Саакашвили хотят уравновесить внутривидовую борьбу внутри властной команды. Но и здесь есть противоположное мнение. «Версия о уравновешивании Авакова фигурой Саакашвили, безусловно, выглядит в фокусе интересов Банковой правдоподобной, но глупо думать, что Аваков не догадывается и не примет ситуативных и оборонных мер. На всякий случай», — пишет в ФБ политический консультант Олег Постернак.

Еще одна версия. Сам Саакашвили акцентировал внимание на том, что «Президент мне поручил заниматься переговорами с МВФ, международными финансовыми организациями — Украине требуется гораздо больше помощи, чем она получает». Это фактически подтверждает в ФБ политический аналитик Александр Кочетков: «Не реформ от Саакашвили ждет Зеленский, не борьбы с коррупцией и олигархатом, а чтобы тупо дали денег, закрыв глаза на провалы. Власть не избежать зависимости хочет, а получить очередную дозу... Поэтому и не премьерский пост Михеилу предлагают — ведь с нее он развернется... а денег клянчить, уничтожая остатки реформаторской репутации».

Теперь по поводу второго вопроса. Проблема на самом деле была заложена с самого начала — не определены критерии отбора команды и кандидатов в партию «Слуга народа», хотя назвать это партией сложно. Точнее критерии были, но они мало чем отличались от тех, к которым десятилетиями привыкли в украинской политике, исключая лозунги — должны быть только «новые», хотя правильным должно быть — «лучшие». В результате новая власть снова была сконструирована по принципу клановости и финансовых преференций, поэтому принимать решения, в том числе кадровые, им становится все сложнее и сложнее. Тем более когда речь идет о такой неоднозначной фигуре, как Саакашвили.

«Более вероятно, что Саакашвили тянет местное олигархическое лобби, — считает Олег Постернак. — Появление на «1 + 1» и у Шустера на «Украине» красиво было обставлено как медийная «коронация» Саакашвили, но Коломойский и Ахметов наверняка знали, что будет подножка со стороны фракции «Слуги народа». Получается, что они предложили Зеленскому подставной сценарий, который показал в итоге, что он всего лишь «зиц-президент» и не может заставить фракцию следовать своим административным прихотям? Ну, значит так «.

Похоже, нынешняя власть повторяет путь своих предшественников, гнушаясь институциональными правилами (читайте статью «Дня» «Опять двадцать пять?!.» В прошлом номере — day.kyiv.ua/uk/article/ podrobyci/znov-za-rybu-groshi) и загоняя себя в очень сложную ситуацию. Что думают эксперты?

«ЧАСТЬ ФРАКЦИИ «СЛУГА НАРОДА» ПОБАИВАЕТСЯ, ЧТО СААКАШВИЛИ МОЖЕТ СТАТЬ МИНОЙ ЗАМЕДЛЕННОГО ДЕЙСТВИЯ ДЛЯ ПАРТИИ»

Владимир ФЕСЕНКО, политолог, глава правления центра прикладных политических исследований «Пента»:

— Я бы сразу сделал важное уточнение: это назначение нужно не абстрактной власти, а это идея, которая понравилась самому Президенту Зеленскому, это его инициатива. Так, судя по некоторым публикациям, которые в настоящее время появились, идею выразил кто-то из ближайшего окружения, однако он это воспринял. Объясню почему: думаю, как он сам говорит, потому что «ищет идеальных исполнителей». Зеленский до сих пор мечтает (хотя это в действительности иллюзия) об идеальном правительстве, а сегодня ему нужен новый импульс. Президенту необходим своеобразный «турборежим», но уже в деятельности Кабмина, а не парламента. Кто это может сделать? Человек, который, по мнению Президента, эмоционально похож на него, с такой же биомоторикой. Они действительно в этом смысле чем-то похожи: оба склонны к быстрым, решительным действиям. Если инструментом «турборежима» в прошлом году был Андрей Богдан, то сейчас, похоже, Зеленский надеется, что такую же функцию сможет выполнить Саакашвили. Думаю, что это главный мотив, который склонил Зеленского к этому решению, хотя ему, наверняка, многие говорили, что с назначением Саакашвили связаны большие риски.

Именно наличие этих рисков обусловило сложную, достаточно неоднозначную реакцию во фракции «Слуга народа». В первую очередь, это опасения, связанные с тем, что может повториться ситуация с Порошенко. Саакашвили могут назначить с благими намерениями, как импульс и катализатор для реформ, как человека, который может имиджево показать склонность и решительность к реформаторским действиям, как мощную и харизматичную фигуру, которая привлекает внимание, однако риски возможности повторения конфликтов с высшими должностными лицами очень высоки.  Сначала это может быть конфликт внутри правительства, с премьером, ведь неминуемо возникнет конкуренция за распределение полномочий, влияние на государственную политику, особенно, экономическую. Похожего рода конфликт возник у Шмигаля с прежним министром финансов Уманским. В настоящее время он вернулся в роли советника Ермака, но все равно, такой функциональный конфликт может возникнуть.

Саакашвили привык, еще при президентстве в Грузии, что он самостоятельно должен постановлять решения, поэтому и сейчас будет претендовать на роль первой скрипки в правительстве. Может также, как много кто подозревает, возобновиться и противостояние с министром Аваковым... В конце концов, если вдруг действия Саакашвили не будут успешными, то, как часто бывает, он начнет обвинять в своих неудачах других: олигархов, правительственных чиновников, а может и самого президента. Риски конфликтов достаточно очевидны, однако никто не может сейчас точно сказать — реализуются они или нет. Думаю, что это главное предостережение и в самой фракции относительно его кандидатуры.

Да, части голосов во фракции не хватает, точнее, относительное большинство может поддержать, но нужно абсолютное большинство. Здесь действительно есть проблема, однако я думаю, что перед тем, как выдвинуть кандидатуру Саакашвили на утверждение в парламенте, подключится главный ресурс для влияния на фракцию — сам Президент. Если Зеленский публично поддержит его кандидатуру, придет на фракцию, скажет, что это нужно, и что он осознает риски, однако видит необходимость в решительных действиях, тогда, по моему мнению, большинство депутатов, хотя и не все во фракции, поддержат это решение. Дальше нужны будут переговоры с некоторыми другими фракциями, депутатскими группами. Думаю, там тоже есть резерв голосов. У меня есть такое подозрение, что и часть фракции «Батькивщина» может проголосовать «за», также может поддержать часть фракции «Голос», хотя и там есть критика. Могут найтись голоса и среди внефракционных депутатов.

Не вижу пока еще проблемы: нет ни раскола, ни бунта внутри фракции, но по кадровым вопросам проявляется недовольство или несогласие части депутатов. Думаю, что в данном случае, проблема не в том, что во фракции «разброд и шатание», как говорил классик, нет. Вопрос сам в фигуре Саакашвили. Обращаю внимание, что к Саакашвили с опасениями и замечаниями относятся не только люди, близкие к Коломойскому или Авакову, там еще есть немало людей, которые являются последовательными сторонниками именно Зеленского, они не оппозиционеры, но побаиваются, что Саакашвили может стать миной замедленного действия для партии. Однако подчеркну, если Президент придет и скажет, что нужно предпринять этот шаг, те люди, которые колеблются, поддержат это предложение.

«ПОРАЗИТЕЛЬНО ОДНО — НА КАКОМ ПРИМИТИВНОМ УРОВНЕ НАХОДИТСЯ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВОМ»

Юрий БУТУСОВ, журналист, главный редактор «Цензор.нет»:

— Решающий день битвы Офиса президента с фракцией президента за Михаила Саакашвили.

Ермак и Шефир трое суток уговаривают «слуг народа» голосовать за вице-премьера по реформам — кому-то раздают должности, кому-то шлют смски.

Президент и премьер хранят молчание. Разумков против назначения Саакашвили. Голосов не хватает — фракция ждет решения Зеленского.

Но обо всем по порядку. Итак, 24 апреля «слуги» провалили голосование за назначение Михаила Саакашвили вице-премьер-министром по реформам. Менее 100 депутатов из 248 проголосовали в поддержку Саакашвили в партийном чате. С этого момента Офис президента начал операцию по набору большинства во фракции для решения вопроса.

Однако по данным на 14.00 ОП удалось заручиться поддержкой до 170 депутатов, за воскресенье добиться существенного прогресса в сборе голосов не удается.

Президент Зеленский общается с Саакашвили и обещает решить вопрос, но, как видно, пытается представить дело так, будто сами депутаты приняли такое решение. Парадокс, но Зеленский не хочет, чтобы его имя публично связывалось с назначением Саакашвили, чтобы медийно это выглядело проявлением его воли!

Дело в том, что против назначения Саакашвили выступают многие игроки в команде Зеленского. С этим не согласен премьер-министр Денис Шмыгаль. С этим не согласен спикер парламента Дмитрий Разумков, с которым Саакашвили провел встречу в воскресенье, но поддержки не добился. С этим не согласен и министр МВД Арсен Аваков. Почему они идут против Офиса?

Многие группы влияния среди «слуг» опасаются непредсказуемых изменений баланса сил в правительстве, и власти в целом. Полная не публичность лоббирования Саакашвили показывает, что президент отнюдь не про реформы думает, назначая таким образом Саакашвили.

Разве для проведения реформ необходимы такие кулуарные методы? Разве ради назначения одного вице-премьера Зеленский выбивает немедленное увольнение главы налоговой Верланова и главы таможни Нефедова? Разве ради проведения реформ президент должен прятаться от ответственности за своего кандидата?

Операцию по назначению проводит глава Офиса президента Андрей Ермак при участии помощника президента Сергея Шефира.

Зачем это Ермаку?

Для Ермака это многообещающий опыт — ведь если получится собрать голоса без президента, то значит, Ермак может решить и другие вопросы самостоятельно, а там, глядишь, и сможет собрать в парламенте большинство под нового премьер-министра. Поэтому операцию с Саакашвили многие «слуги» рассматривают как попытку торпедировать только сложившийся новый расклад сил, создать новое правительства в интересах Ермака.

В воскресенье ряд депутатов фракции, которые выступали против Саакашвили получили смски с вопросом, будут ли они голосовать «за», если на фракции выступит в поддержку сам президент. Странный ход — таких вопросов еще не никогда не рассылали. Это отнюдь не свидетельство силы — ведь президент может собрать фракцию в любой момент.

Какие варианты решения этого скандально затянувшегося дела, которое показывает, что внутри команды Зеленский уже не во всем можно расчитывать на слепой и глухой турборежим, власть начала оформляться, фракция раздробилась на отдельные группы влияния.

1. Президент может выступить на фракции и публично призвать всех голосовать, а затем выступить перед голосованием в Раде и объявить, что именно Саакашвили будет проводить конкретные реформы. Это самое разумное и логичное решение, если, конечно, цель назначение именно реформы страны.

2. Пригласить к себе кабинет без огласки и по очереди всех стейкхолдеров фракции, всех строптивых депутатов, и потребовать от них голосовать под его личное слово. Это еще может сработать под личные отношения с президентом.

3. Раздать посты всем группам влияния, позиция которых критически важна для того, чтобы собрать 210-220 голосов, различные государственные посты в финансово-экономическом блоке, позакрывать кому-то уголовные дела, кому-то подмахнуть судебные решения, кому-то сохранить возможность «доить» конкретные госпредприятия, кому-то реструктурировать и отсрочить доги перед государством.

На данный момент Зеленский идет по третьему варианту, и с этим связаны новые назначения в фискальном блоке правительства. И эти назначения могут быть далеко не последними.

Поразительно одно — на каком примитивном уровне находится управление государством. Все руководство страны несколько дней тратит исключительно на один кадровый вопрос, имея в руках вообще всю полноту власти.

Как видно, иметь власть и быть властью это разные вещи.

Иван КАПСАМУН, Алиса ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ