Мода на иностранные слова привела к тому, что некоторые из них мы употребляем почти ежедневно, но не всегда понимаем, что это слово означает. К ним можно отнести и такое страшное слово, как коррупция. Если раньше говорили «использование служебного положения в собственных целях», это было всем понятно, а сейчас при слове «коррупция» один представляет олигарха с двумя мешками условных единиц, другой — государственного служащего с маленькой зарплатой, дорогим «Мерседесом», домом с участком земли в несколько гектаров, кошельком размером с дипломат и тому подобное.
Для того, чтобы выяснить, что на самом деле означает такое страшное слово, как «коррупция», даже в словарь смотреть не нужно, потому что в нашем государстве принят Закон Украины о борьбе с коррупцией, где абсолютно точно с юридической точки зрения определено, что такое коррупция. В статье 1 этого закона говорится, что «под коррупцией понимается деятельность лиц, уполномоченных к исполнению функций государства, направленная на противоправное использование предоставленных им полномочий для получения материальных благ, услуг, льгот или других преимуществ».
Оказывается, что коррупция — это не только получение непредвиденных дополнительных вознаграждений в конвертах или дипломатах и покупка за копейки «свечных заводиков», но понятие значительно шире и конкретно очерченное в законе. Я сознательно выделил последние слова, поскольку мои размышления не касаются получения материальных благ. Несмотря на то, что я даже представить не могу, как в нашей стране, где большинство граждан бедные или очень бедные, можно честно заработать 350 миллионов или несколько миллиардов, моя принципиальная позиция такова, что определять, честно или нечестно заработаны эти деньги, должен исключительно суд.
А о тех действиях, которые не касаются уголовной ответственности, но являются нарушением действующих законов, я считаю целесообразным высказать свою точку зрения без привязки к конкретным событиям и лицам.
На мой взгляд, совмещение государственной службы с мандатом народного депутата подпадает под действие Закона Украины о борьбе с коррупцией. Государственный служащий, не оставляя депутатского мандата, обеспечивает себе неприкосновенность. Это является непредвиденной законом дополнительной льготой и дополнительным преимуществом по сравнению с другими государственными служащими.
Если государственный служащий в рабочее время ездит по городу и дает пресс-конференции как физическое лицо, это также получение дополнительных преимуществ. Государственные служащие проводят пресс-конференции, и есть общепринятый порядок их проведения. Но ни одним законом не предусмотрено, что государственный служащий имеет право, предъявив свое удостоверение, зайти на любую пресс-конференцию и превратить ее в собственную, как физического лица. Ни один закон не дает права государственному служащему на такие действия, а значит, это непредвиденное законом преимущество.
Сколько раз в стенах Верховной Рады раздавались заявления отдельных народных депутатов, что на народных избранников давят со стороны представителей исполнительной власти. По-видимому, это явление настолько распространенное, что некоторые высокопоставленные лица даже не считают это нарушением и на весь мир признают, что звонили по телефону народным депутатам в то время, когда те находились на митинге, и советовали им срочно ехать оттуда. Какое же это давление, это просто дружеский совет?! А в статье 5 Закона Украины о борьбе с коррупцией однозначно записано, что государственный служащий, являющийся должностным лицом, не имеет права «неправомерно вмешиваться, используя свое должностное положение, в деятельность других государственных органов или должностных лиц с целью выполнения ими своих полномочий. Народный депутат является представителем народа, законодательной ветви власти, и сам может решить, на каком митинге ему присутствовать и какую позицию занимать. Кстати, статья 16 Закона Украины о государственной службе однозначно определяет, что «государственный служащий не имеет права совершать действия, предусмотренные статьями 1и 5 Закона Украины «О борьбе с коррупцией».
Написал я об этом не для того, чтобы кого-то обвинить или оправдать. Государственная служба — это вид деятельности, в которой нет мелочей, поэтому каждый, кто дал присягу государственного служащего: «Осознавая свою высокую ответственность, торжественно присягаю, что буду верно служить обществу и народу Украины, неуклонно следовать Конституции Украины и законам Украины, содействовать воплощению их в жизнь, охранять права, свободы и законные интересы граждан, добросовестно выполнять свои должностные обязанности», должен помнить о своей высокой ответственности ежедневно.