Несмотря на все усилия, которые предпринимает меджлис крымскотатарского народа, руководству данной организации сложно противостоять опасной для него тенденции — фрагментации политического поля крымских татар. Особенно в условиях информационных кампаний, нацеленных на формирование негативного образа меджлиса и Мустафы Джемилева лично. Здесь применяются различные PR-технологии, особенно распространенная методика — тиражирование информации в СМИ, из содержания которой следует, что у меджлиса появилось множество конкурентов и М. Джемилеву будет сложнее мобилизовать избирателей — крымских татар в необходимом направлении. Таковыми себя позиционируют несколько относительно крупных объединений («Милли Фирка», группа Надира Бекирова, «Намус» и др.) и ряд более мелких организаций (Координационный совет Хубедина Хубединова, «Милли арекет партиясы», «Койдешлер» Ибраима Военного и др.).
На практике ситуация не так проста, как это может показаться на первый взгляд: не все политические силы, которых считают конкурентами меджлиса, являются таковыми на самом деле. Например, общественная организация «Авдет», представители которой пикетируют здание Кабинета Министров с требованием решить земельные вопросы репатриантов, на страницах некоторых крымских изданий фигурирует как «конкурент» представительного органа крымских татар. Детальный анализ ситуации свидетельствует, что на данный момент говорить о ярко выраженной конкуренции между руководством «Авдет» и меджлисом нет смысла. В общественном сознании политические визави М. Джемилева ассоциируются, прежде всего, с политиками — крымскими татарами и возглавляемыми ими структурами, которые критикуют те или иные действия меджлиса. Относительно электоральных предпочтений коренного населения полуострова, тут явную конкуренцию представительному органу крымских татар могут составить политические силы иного спектра, например, БЮТ.
Следует отметить, что для крымской ячейки БЮТ характерно противостояние с меджлисом за симпатии крымских татар. Ситуация накалилась в период досрочных выборов в Верховную Раду осенью 2007 г., когда руководитель крымского офиса БЮТ когда А. Сенченко публично обвинил меджлис в оказании давления на своих агитаторов и крымских татар, поддерживающих БЮТ. В меджлисе обвинения опровергли как абсурдные и не соответствующие действительности. Весной этого года в СМИ произошли очередные «обмены любезностями» между А. Сенченко и М. Джемилевым. Они обвиняли друг друга в коррупции и земельных махинациях на южном берегу Крыма. Таким образом, стороны пытаются различными способами дискредитировать оппонента в глазах избирателей.
Относительно «Авдет», то эта организация была зарегистрирована в апреле 2007 г. группой активистов из числа представителей крымскотатарского национального движения. Согласно информации с официального сайта организации, в ее деятельности было определено несколько направлений — «улучшение благосостояния и возрождение духовных ценностей крымскотатарского народа»; «поддержка участников полян протеста в документальном оформлении и юридической поддержке, участие в переговорных процессах с властными структурами, защита участников полян протеста от милицейского и чиновничьего произвола».
Численность членов и сторонников, согласно официальной информации, на данный момент достигает 15 тыс. человек. В списки членов «автоматически» записываются практически все участники полян протестов. Таким образом, по Крыму набралось около 120 ячеек, их количество руководство планирует до конца года довести до 1000. Формальным председателем правления ОО «Авдет» является глава одной из симферопольских полян протеста Мустафа Маушев. Настоящим руководителем этой организации многие считают его более известного соратника Данияла Аметова, который одно время работал советником спикера Верховного Совета АРК Анатолия Гриценко.
Первоначально отношения лидеров «Авдет» с меджлисом позиционировались как «сложные», хотя при этом они не отрицали саму систему национального самоуправления крымских татар. «Меджлис — это орган, избранный народом. Диалог не с меджлисом должен быть, а с властью. Власть, видимо, не способна решать или не хочет, так как вопрос до сих пор не решился. Вся проблема во власти», — отметил в одном из своих интервью Даниял Аметов. Таким образом, руководство «Авдет» как бы дистанцировалось в своих действиях от политики представительного органа крымских татар, соглашаясь с существованием политической структуры, выстроенной М. Джемилевым и его окружением. Лидеры «Авдет», сгруппировавшиеся вокруг персоны Данияла Аметова, которого в народе прозвали «королем самозахватов», стремятся действовать иначе, не так, как представители иных оппозиционных к меджлису структур.
Около двух месяцев назад ситуация стала изменяться в сторону политизации требований, выдвигаемыми лидерами «Авдет»: под стенами Кабинета Министров в Киеве был организован пикет, который впоследствии перерос в голодовку. В ходе акции авдетовцы сделали несколько политических заявлений. Эти заявления позволили взглянуть на организацию под другим углом. Один из руководителей пикета Ринат Шаймарданов заявил журналистам, что они намерены обратиться в структуры Европейского союза и ООН в связи с нарушением прав коренного населения Крыма. «Если Украина считает проблемы крымских татар малозначащими, мы сделаем так, что крымскотатарская проблема станет главной проблемой Украины, — заявил он. — Мы перекроем Украине дорогу в Евросоюз» (УНИАН). По его словам, руководство организации провело предварительные консультации в представительстве Совета Европы.
Общеизвестно, что к мировой общественности апеллирует и меджлис. Так, по результатам проведенного 18 мая текущего года траурного митинга, посвященного 65-й годовщине депортации крымскотатарского народа, была принята резолюция, содержавшая призыв к ООН и европейским структурам содействовать в деле восстановления прав крымскотатарского народа. По этому пути решило пойти и руководство ОО «Авдет».
Схожесть в действиях неслучайна, так как, несмотря на реакцию некоторых крымских СМИ на действия ОО «Авдет», руководство организации не только не против сложившейся системы национального самоуправления, но и не признает себя конкурентом меджлису. «Не может быть и речи о конкуренции с меджлисом, мы как общественная организация можем выступать с предложениями, которые будут рассмотрены на президиуме меджлиса или на курултае», — говорит председатель правления и делегат курултая (национального парламента крымских татар) «Авдет» Мустафа Маушев. Следует отметить, что кроме М. Маушева курултай представлен еще тремя делегатами от его общественной организации. Самое важное то, что господин Маушев является членом комиссии по подготовке и проведению выборов местных меджлисов, которые на данные момент проходят в Крыму.
Сам факт того, что пусть и формальный, но председатель общественной организации является функционером меджлиса, ставит под сомнение вопрос о конкуренции между ОО «Авдет» и представительным органом крымских татар. Аналогичное мнение высказывает руководитель пресс-службы меджлиса Шевкет Кайбуллаев. Он также не видит основания для конкуренции между ОО «Авдет» и меджлисом, так как это структуры различного уровня. «Глупо сравнивать общественную организацию с системой меджлиса и курултая, потому что механизмы создания этих органов различны», — заявил Ш. Кайбуллаев.
Относительно политических перспектив, то, по словам М. Маушева, кроме обращения в Совет Европы с вышеуказанными требованиями, на данный момент ничего не планируется. Фактически председатель организации настаивает на том, что политикой должен заниматься меджлис, а представляемая им организация и далее буде содействовать соотечественникам в решении земельных вопросов и оказывать посильную помощь в обустройстве.
Видимо, руководство «Авдет» присматривается к постоянно меняющейся политической обстановке и пока не пытается агитировать своих членов за того или иного кандидата в президенты Украины. «Мое личное мнение как простого человека, а не как главы общественной организации: нашему народу вообще не следует участвовать в выборах», — заявил М. Маушев.
Конечно, у политических сил, действующих в автономии и за ее пределами, может возникнуть желание задействовать эту организацию в своих целях. Пикет, организованный «Авдет» в Киеве, который затем перерос в голодовку, имеет свои нюансы. Бросается в глаза то, что пикетчики резко критиковали действующего премьер-министра Юлию Тимошенко и руководимое ею правительство, под окнами которого они расположились. При этом в адрес Секретариата Президента каких-либо громких обвинений сделано не было. Это не может не раздражать сторонников премьер-министра в Крыму.
На данный момент, как утверждают представители меджлиса, вопрос о существовании реальной оппозиции к ним не стоит на повестке дня. Фактически те, кто позиционирует себя в качестве оппозиции, согласны с необходимостью существования системы национального самоуправления. Причина кроется в несогласии с действиями руководства представительского органа крымских татар в лице Мустафы Джемилева, который, по мнению его политических противников, утратил контроль над ситуацией в крымскотатарской среде и не способен обеспечить голосование соотечественников за того или иного кандидата. Ш. Кайбуллаев, напротив, уверен, что руководство меджлиса способно нацелить крымских татар в период избирательной кампании. Какого кандидата в президенты будет поддерживать руководство меджлиса пока неизвестно. «Мы пока наблюдаем за ситуацией, но могу сказать однозначно, что это будет представитель демократических сил», — отмечает Ш. Кайбуллаев.
Самое сложное для меджлиса на данный момент — не существование конкурентоспособного центра силы, а усталость крымских татар и всего украинского общества от политики. Действовать руководству меджлиса сложно не из-за того, что оппозиция «отбирает» голоса, а по причине реальной угрозы политического нигилизма, который распространяется среди крымских татар, разочаровавшихся в любой власти. В данной ситуации могут понести политические потери и меджлис и те группы, которые его неустанно критикуют.