Информационное агентство — фабрика по производству, переработке и поставке новостей. Обычно солидное издание получает продукцию нескольких таких «фабрик», и не только отечественных. Информагентства являются изобретением не вчерашнего дня, однако они достойно выдерживают конкуренцию с Интернетом. Здесь многое решает авторитет агентства и достоверность предоставленной информации. Информационщики, которые работают ради информационщиков — так можно определить место агентств в цепочке событие—информация—потребитель. Для работников агентств иногда важны те моменты, которые для рядового человека кажутся незначительными. Почему, например, так важно, когда именно самолет с Папой Римским приземлился в Борисполе и кто первым об этом сообщил? Ведь то, что самолет приземлится, казалось неизбежным. А на самом деле это имеет большой смысл. Так несколько лет назад один из журналистов Франс-Пресс был уволен за то, что дал сообщение о прилете одного важного лица в Югославию, не проверив самого факта: позже оказалось, что самолет попал в катастрофу.
В Украине наиболее известными являются четыре информагентства. Единственное государственное из них — Укринформ. Имея определенную фору в статусе, оно, к сожалению, переживает сейчас не лучшие времена. Как известно, информация стоит денег, а их не всегда хватает даже на самое необходимое. О сегодняшнем дне Украинского национального информационного агентства, проблемах Укринформа — в интервью «Дню» его руководителя Виктора ЧАМАРЫ.
«МЫ ПРОСИМ РАВНЫХ УСЛОВИЙ»
— Укринформ — старейшее информагентство в Украине, оно действует с 1918 года. До недавнего времени альтернативы ему не было. А сегодня альтернатива есть, причем очень мощная. Как вы работаете в подобной ситуации? На какую информацию существует наибольший спрос? И почему часто отдают преимущество именно вам?
— Я бы не утверждал, что это преимущество всегда неоспоримо, ведь сегодня как никогда на рынке информации ведется ожесточенная конкуренция. Какая информация пользуется наибольшим спросом? В первую очередь — сенсационная. Но у нас давняя традиция — мы никогда не гонялись за дешевыми сенсациями. Если сенсационная новость все же распространяется, то она имеет подтверждение надежного источника. А иногда и нескольких. То есть обнародованию факта предшествует глубокая его проверка. Вот почему иногда случается, что агентство проигрывает в оперативности, но для нас главное — достоверность и точность. И здесь можно опередить других во времени, а можно и проиграть. Вот один из фактов, связанный с львовской трагедией. Мы по существу «вели» самолет Президента с момента его срочного вылета из Крыма к месту катастрофы. И когда Укринформ сообщил о прибытии Леонида Кучмы во Львов, то это было реальным фактом. Собкор же одного из агентств дал сообщение о приземлении на 48 минут раньше, чем это произошло. Это, кстати, по поводу того, почему отдают предпочтение нам.
— В октябре прошлого года состоялось заседание Совета национальной безопасности и обороны Украины, посвященное безопасности информационного пространства. На нем, в частности, было отмечено недостаточное внимание со стороны государства развитию и поддержке национальных информационных агентств. Что изменилось с тех пор? В каком состоянии госагентство сегодня?
— Как это ни парадоксально, но Укринформ не имеет каких-то особых преимуществ. Хотя — в отношении государства к агентству хотелось бы рассчитывать на большую поддержку, как это делается во Франции, Китае, России, Венгрии и других странах. К сожалению, можно привести немало примеров, когда Укринформ находится в значительно худших условиях, чем конкуренты.
В то же время есть поручение Президента Украины от 18 мая 2000 года относительно принятия мер по развитию Укринформа, на это поручение принято два постановления Кабинета Министров, распоряжение. В частности, по развитию зарубежной корреспондентской сети Укринформа. Этот вопрос мы инициируем с 1991 года. Правительственными документами регулируются как само развитие корсети, так и механизм оплаты труда собкоров, график поэтапного создания корпунктов. Программа рассчитана на пять лет, в течение которых планировалось открыть 26 корпунктов. В прошлом году мы должны были сделать это в Бельгии, США, Германии, Польше и России. К сожалению, из-за недофинансирования открыть представительство агентства не удалось.
Я реалист, и поэтому считаю вполне приемлемым в этом году официально открыть хотя бы корпункт в России, который был бы полноценным и мог работать на полную мощность: чтобы у корреспондента были более-менее нормальные условия труда и его зарплата. Прибавить бы к нему представительства в США или Бельгии — и почин будет продуктивным. Уверен, что государство почувствует результаты без задержки.
— Но ведь поскольку агентство государственное, то и обеспечение должно быть государственным. Какие здесь еще сомнения?
— Многие считают, что Укринформ на сто процентов финансируется из госбюджета. Это не так. Агентство имеет государственный заказ на подготовку и распространение информации, в том числе фото, прежде всего официального характера. Оно составляет около 60 процентов общего производственного объема, а в финансовом эквиваленте не превышает половины наших потребностей. Следует учитывать и то обстоятельство, что определенная бюджетом цифра — это только «де юре». «Де факто» оказывается значительно меньше. Например, в прошлом году мы недополучили треть суммы, предусмотренной в бюджете, за нынешнее первое полугодие имели от нее только где-то 22 процента.
Пытаемся относиться к этому с пониманием — у государства немало финансовых проблем, которых прибавляют еще и всяческие аварии, катастрофы. Поэтому постоянно ищем источники пополнения своего бюджета с тем, чтобы все же иметь возможность реализовать собственные проекты развития агентства. Технический прогресс в информационной сфере сегодня настолько стремительный, что за полгода топтания на месте можно отстать навсегда. Да и требования к Укринформу по информационному обеспечению внутренней и внешней политики государства велики.
— И что-то удается в этом направлении?
— За счет заработанных средств осуществляется техническое переоснащение. Приобретены, в частности, десятки новейших компьютеров, цифровые камеры, современные средства связи и передачи информации. Уже почти три года Укринформ присутствует своими серверами — информационно-событийным, поисковым и фотоинформационным — в мировом Интернет-пространстве. Серверы агентства зарегистрированы на ведущих поисковых системах, которые свидетельствуют, что сегодня к нашим материалам ежесуточно обращаются около тысячи пользователей со всех континентов. В агентстве проводятся структурные изменения, направленные, в частности, на производство мультимедийных информационных продуктов, создание агентского интернет-портала. Рядом с англоязычной внедрена немецкоязычная информационная лента. Словом, планов немало. И для их осуществления нужны немалые средства.
— Основная статья получения агентством доходов самостоятельно — продажа информации?
— Как показывает мировая статистика, доходы агентств от реализации информации составляют 3 — 7 процентов их общего объема. В последние четыре года в Укринформе прослеживается тенденция роста этого показателя. В прошлом году он составлял 14 процентов.
Но статистика статистикой, а реальная ситуация диктует свои условия. Настоящие рыночные отношения в среде украинских СМИ пока не сложились. Немало наших подписчиков находятся в трудном финансовом положении. Интересы же клиентов для нас очень важны. Поэтому уже в течение четырех лет наше агентство не повышает стоимость информационных продуктов. Это при том, что и их количество (сегодня их 29), и объемы значительно выросли. Объем, кстати, достигает сегодня 500 сообщений ежесуточно, тогда как три года назад не превышал 150. Что же касается нашего бизнеса, то ударение в нем делается на информационных услугах иного характера, в частности, рекламного, презентационного и т. п.
«В НАШЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ НЕТ СЛОВ «ЗАПРЕТИТЬ», «НЕ ДАТЬ», НО ОЩУТИМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ СУЩЕСТВУЮТ
— Какие льготы существуют для государственных агентств в мире — и каковы они у нас? Имеете ли вы приоритетное право на получение информации от властных структур?
— Декларативно — имеем. Опять же есть постановление Кабинета Министров от 1999 года, где идет речь о вопросе информационной политики, и в нем есть пункт о том, что органам исполнительной власти положено в первоочередном порядке предоставлять информацию государственным информационным агентствам. Это общеизвестная мировая практика. Такие великаны как Ассошиэйтед Пресс или Франс-Пресс в полном объеме пользуются этим правом. Кстати, во Франс-Пресс работают свыше трех тысяч штатных и внештатных корреспондентов за границей.
— Кстати, а у вас сколько?
— Сегодня у нас корпункты в Польше, Китае, Германии, в странах Балтии, России, Венгрии, Румынии, Сербии. Большинство корреспондентов работают вне штата, их работа оплачивается только посредством гонораров. Зарплата же штатных — на уровне наших сотрудников, она довольно ограничена по сравнению с зарплатой журналистов из частных СМИ.
— У Франс-Пресс нет проблем с получением официальной информации?
— Уверен, что нет. Хотя, если взять наше современное законодательство, то мы не найдем там ни одной строки, где было бы сказано: «запретить», «отказать», «не дать». Но представьте себе, чтобы во Франции издали указ о дополнительных мерах по обеспечению открытости в деятельности органов государственной власти. Это же нонсенс. А наш Президент был вынужден это сделать, поскольку чиновники, особенно на региональном уровне, «непробиваемы».
Хотя определенные сдвиги в последние годы все же есть, сегодня уже проще получить информацию от высших эшелонов власти. Но с низшими работать пока что сложно.
Кстати, согласно закону о статусе Франс— Пресс, подписанному Ф. Миттераном, все госучреждения Франции, государственные каналы радио и TV обязаны использовать, в первую очередь, информацию АФП.
СРОЧНУЮ ИНФОРМАЦИЮ ПРИНОСЯТ ... ПОЧТАЛЬОНЫ
— Собственно, что касается Указа Президента. Сейчас говорят об открытости исполнительной власти гражданам. Не боитесь ли вы, что информация из ведомственных сайтов может составить конкуренцию вашей работе?
— Абоненты Интернета в Китае составляют 36 процентов всего населения. Это приблизительно — 300 млн. чел. Сколько их у нас?.. Поэтому говорить сегодня о том, что сайты министерств могут стать конкурентами информационному агентству — рановато.
В этом контексте меня больше тревожит отсутствие компьютеров в районных газетах. Это самое низкое и в то же время ближайшее к людям в провинциальной глубинке звено информационной системы. В советское время каждая из 612 таких газет имела свой абонентский телеграфный аппарат, так называемую «сотку». Следовательно, могла оперативно получать важные сообщения. В 1992 их демонтировали по причине значительного роста стоимости услуг связи. Так вот, из почти 400 районных газет — подписчиков Укринформа — сегодня только немногим более 80 получают информацию через электронную сеть. А остальные — обычной почтой. Вот так мы вынужденно вернулись назад, в то время, когда свежие новости приносил почтальон…
— А какие темы, на ваш взгляд, являются приоритетными для местной прессы? Что бы могло заинтересовать районные газеты из общегосударственной тематики, из сообщений из центра?
— Все, что интересует сегодня людей там, на местах. Это, в первую очередь, социальные проблемы, система налогообложения, ценовая политика. Наше агентство выпускает вестник «Компас Укринформа» — новости законодательства, комментарии, разъяснения, консультации. Подобным образом мы и готовим материалы для районных газет. Кроме того, в глубинке еще живет понятие «опыта». Нас постоянно просят: побольше давайте материалов об опыте других областей. Пытаемся удовлетворять эти потребности. Основной критерий в подборе тем — это ориентация на человека.
«МОЖНО ПОНЯТЬ ЖЕЛАНИЕ НАШИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБЩАТЬСЯ С МИРОВЫМИ АГЕНТСТВАМИ»
— Что следует сделать, по вашему мнению, чтобы имидж Украины за границей формировали наши, а не иностранные информационные агентства? И что уже делается для широкого доступа к вашей информации?
— Когда Виктор Ющенко стал премьер-министром, знаете, кому он дал первое интервью? Агентству Рейтер — здесь, в этом доме, на первом этаже. Когда он выходил, я обратился к нему: «Виктор Андреевич, будет непонятным, если вы не подниметесь на второй этаж и не скажете несколько слов журналистам Укринформа». «Нет-нет, сейчас не могу, я очень спешу», — был ответ. Этот случай для меня более чем болезненный. Зарубежным агентствам и СМИ часто отдают преимущество и другие наши руководители. Понимаю, что здесь решающее слово за пресс-службами. Но, как говорят, за державу обидно. И кто в зарубежье будет считаться с национальным агентством, которое государственные чиновники держат на задворках.
С другой стороны, можно понять желание наших должностных лиц общаться с мировыми агентствами. Во-первых, это, как правило, агентства авторитетные, во-вторых, широкая аудитория. Но приоритет все же стоило бы предоставлять агентствам национальным. И это, кстати, одно из условий их авторитета и у нас, и за границей.
Что еще надо сделать для того, чтобы наш голос был слышен? Нужно серьезно взяться за государственную информационную политику. Десять лет мы жилы без ее концепции. Теперь, наконец, есть ее проект. Вокруг него — дискуссии, споры. Конечно, он может быть лучшим, худшим, но можем считать, что концепция сегодня-завтра будет утверждена.
Конечно же, Укринформ должен настойчивее интегрироваться в мировое информационное пространство. Одним из путей этого есть расширение сотрудничества с зарубежными информагентствами. Сегодня мы сотрудничаем с 20 агентствами. Среди них, в частности, ИТАР-ТАСС, Рейтер, Синьхуа (Китай), БТА (Болгария), МТИ (Венгрия), ТАНЮГ (Сербия), TASR (Словакия) и другие. В значительной степени благодаря этому Укринформ единственный от Украины принят в Европейский альянс информационных агентств.
Есть и другой плюс, и это главное. Сегодня эти 20 зарубежных информагентств получают нашу информацию. Конечно, не весь ее поток: около 70-ти сообщений ежесуточно. И если хотя бы 3 — 5 из этих 70-ти каждое распространило у себя — это уже было бы большим плюсом для Украины.
Следующие шаги — те, о которых я частично уже говорил в контексте мер по развитию Укринформа. Это создание зарубежной корсети, расширение иноязычности, создание мощного Интернет-портала, специализированная подготовка кадров, дальнейшая перестройка созданного в Укринформе пресс- центра, наращивание технических возможностей, мощная рекламная компания.
Возможно, это уже надоело, но для того, чтобы нас слышали и голос Украины был «громким», нужны средства. И ничего сверхособого и нового здесь нет. Например, принято решение: прошлогодний 253-миллионный бюджет Франс-Пресс в евро увеличить еще на 2,5 процента. По словам исполнительного директора Бертрано Эвено, «такой бюджет позволит агентству продолжить развитие, в частности, в сфере экономической информации, мультимедиа и англоязычных новостей». Правительство Великобритании на потребности информационно-разъяснительной работы за границей выделило телерадиокомпании Би-Би-Си, на которую возложена отмеченная функция, около 178 млн. ф. ст. Значительные средства выделяет для агентства Синьхуа правительство Китая. Причем, не только на информационно-производственные потребности — Синьхуа уже имеет больше десятка собственных гостиниц и ресторанов. Собственно, это уже и не новость.
— А вы будете открывать рестораны?
— Надеюсь, что такое время наступит.
— Что для вас является новостью?
— Все, что я не знал до этого момента и что составляет общественный интерес. Когда ежедневно обрабатываешь километры новостей, вырабатывается определенная апатия. Однако не чувствую большего наслаждения, чем от прекрасной, оперативно подготовленной информации, особенно, когда агентство сработало в экстремальной ситуации.
СПРАВКА «Дня»
ЧАМАРА Виктор Федорович — генеральный директор Государственного информационного агентства Украины (с мая 1999). Родился 08.10.1952 в с. Коваливка Полтавской области. В 1975-м закончил факультет журналистики Киевского национального университета имени Т. Шевченко, в 1986 — Академию общественных наук (Москва). С 1975 прошел путь от обозревателя до первого заместителя генерального директора РАТАУ, Укринформ, ДИНАУ. Член Союза журналистов Украины (с 1975). Заслуженный журналист Украины (1998).