Одной из резонансных и дискуссионных тем современной украинской историографии и общественно-политической мысли является деятельность Организации украинских Националистов и Украинской Повстанческой армии в годы Второй мировой войны и в послевоенный период. В этой теме есть своеобразная подтема, которая придает ей остроту: национальная политика ОУН — УПА. Антиукраинские силы особенно активизируются ежегодно в октябре с целью доказать, что «головорезы» Повстанческой армии беспощадно убивали мирных граждан по национальному признаку, подчеркивают особую антирусскую направленность повстанцев. Делается это не случайно, ведь в условиях постоянной истерии, которая раскручивается пророссийскими партиями и организациями вокруг защиты русского языка, тема антирусских настроений может принести большие дивиденды. Тем более, что в отношениях между Украиной и Россией в прошлом существовало много противоречий. Существуют они и сейчас.
Главное основание этих противоречий заключается в том, что большинство русских в Украине и России никак не могут признать факта самостоятельного Украинского государства. Некоторые не признают существования украинского народа и особенно его языка. Это обстоятельство создает сильную напряженность среди украинцев, которые ощущают потребность в национальной самоидентификации, часто порождает представление об имманентной враждебности всего русского. Выход из ситуации возможен только в случае осознания русскими необходимости познания украинского народа, уважения к его истории и культуре. Русские должны глубоко изучать сложные страницы истории украинско-российских отношений. Это касается и других национальных меньшинств Украины. Должны знать свою историю и сами украинцы, если они хотят быть настоящим народом, а не географически-территориальным понятием.
В последнее время историки сделали немало в деле освещения национального аспекта деятельности ОУН — УПА. Особым вниманием пользуется тема отношения повстанцев к евреям. Доказано, что деятельность ОУН — УПА не носила антисемитского характера, раскрыто участие в организации евреев. Тема отношения украинских националистов к русским привлекает меньшее внимание.
Следует отметить, что в течение первой половины ХХ в. украинские патриоты имели не один случай проникнуться отвращением к Российскому государству или в лице Российской империи, или СССР. Напомним о постоянных ущемлениях украинского слова (например, запрещение празднования 100-летия со дня рождения Т. Шевченко в 1914 году), уничтожение украинской государственности в течение 1917—1920 годов всеми российскими правительствами: Временным либеральным, антибольшевистским — белогвардейским, большевистским — диктаторским. В псевдогосударстве украинцев — УССР — украинцев ожидала не менее трагическая судьба — уничтожение украинской интеллигенции, Голодомор против селян. В то же время со стороны русских не прозвучало ни одного голоса в защиту украинской самобытности, ни в России, ни в эмиграции. Даже пролетарский писатель М. Горький выступил против украинской культуры в 1920-е годы. Все эти явления порождали мысль о том, что не только Российское государство, как утверждал, например, М. Драгоманов, но и весь русский народ является ответственным за антиукраинский террор. Именно на этот путь встали идеологи ОУН, предвестники создания УПА, в 1920—1930 годы.
В труде «Підстави нашої політики» (1921) идеолог украинского национализма Д. Донцов отмечал, что «своими претензиями и силой размаха русский мессианизм, который хочет господствовать над народами, которые стоят выше его в плане культурном, так и политически-экономическом, и над землями, гуще России заселенными, — явление одинокое в истории Европы последних триста лет». Украинский мыслитель противопоставлял величие западной цивилизации русской, чертами которой является: «однотонность, придавленность личности, бесцветность исторических событий, огромное влияние однородной народной стихии, непропорциональная роль государства... читая историю России не видим ничего, кроме темной массы, которая, слепо преданная своим вождям, двигается ныне в одном, завтра в другом направлении... Этот примитивизм, эта аморфность в строении русского народного организма прослеживается на всех полях общественной жизни в Московщине: на поле социальной, семейной, религиозной и духовной культуры». Подобные мысли Д. Донцов высказывал и в других своих статьях.
В 1935 году Е. Маланюк утверждал, что «Россия — неудачная, культурно безосновательная и исторически неоправданная империя. Россия «не удалась» прежде всего потому, что костомаровские «две русские народности» — после почти трехсотлетнего эксперимента — не только не создали наднационального имперского «народа», но и обнаружили свое фундаментальное различие хлестаковская мистика и хлестаковский мессианизм, не исключая современного хлестаковства коммунистического, как каждый обман, ничего конструктивного в последствиях не дали. И дать не могут, потому что ни механика, ни — даже химия сами по себе не могут ни изменить, ни подменить процессов органических. Механическая смесь народов и культур может быть зажата в пределах выносливости зажимающей их машины».
Начало Второй мировой войны в 1939 году вызвало у идеологов ОУН большие надежды на свержение старого мирового порядка, где Украинскому cамостоятельному cоборному государству не было места. Уже в начале войны как нацистское, так и советское правительства выказали свою враждебность к идее самостоятельного развития Украины. Поэтому надежда осталась только на собственные силы. Для осуществления главной стратегической цели — завоевания независимой Украины — возникла Украинская Повстанческая армия, в рядах которой в течение войны действовали представители различных национальностей. Острие борьбы повстанцев было направлено против тех, кто не воспринимал идеи построения независимой Украины и боролся против нее. Национальность таких людей не имела никакого значения. Важной составляющей деятельности украинских партизан была пропагандистская работа, направленная на привлечение в свои ряды максимально большего числа сторонников, в том числе и из неукраинцев.
Это вызвало появление важных программных документов УПА — воззваний к различным народам СССР. Однако если большинство из них справедливо объявлялись подневольными Москве, то для русских нужно было найти другие аргументы, ведь русский народ объективно был господствующим в этом государстве. Главной идеологической базой «Обращения УПА к русским» (июнь 1943 года) было принципиальное отделение Российского государства от русских как народа, который страдает от него не меньше других. Причиной этого была империалистическая политика как царского, так и большевистского правительств. Очень актуально звучат такие строки из «Обращения», которые словно отражают современное состояние сознания русских: «Сегодня русский народ оказался на перекрестке дорог. Куда идти? Где искать решение национального вопроса? Вернуться ли к форме старой царской России? Невозможно! Колесо истории не повернуть назад! Поддерживать ли обанкротившийся коммунизм? Тоже не приведет ни к чему! В массах идея коммунизма умерла». Идеологи УПА предлагали русским избрать путь борьбы за создание национальных государств под лозунгами «Свобода народам — свобода человеку!», «За самостоятельные национальные государства Европы и Азии!». Русским предлагалось организовывать свои национальные отряды при УПА, убегать от немецкой мобилизации. Этот призыв разрушает лживые тезисы современных политиканов, которые провозглашают воинов УПА «наемниками нацистов». В конце УПА провозглашала знаменательный лозунг «Да здравствует самостоятельное российское национальное государство!».
Несмотря на то, что это обращение УПА имело определенный резонанс, правительство СССР, словно в ответ, в 1945 году в лице Сталина и Хрущева усилило акцент на первенстве русского народа в СССР (например, выступление Сталина 24 мая 1945 года перед командующими Красной Армии в Кремле). На фоне репрессий против коренного населения республик СССР в последние годы войны и послевоенный период эти лозунги скорее «подставляли» русский народ, вызывая ненависть к нему как поработителю.
Тем не менее и в послевоенный период УПА не стала на путь ненависти к русским. Об этом ярко свидетельствует брошюра Петра Федуна (Полтава) в 1950 году «Хто такі бандерівці і за що вони борються». Автор отрицал шовинизм УПА, отмечая, что врагом партизан является империализм, а не русский народ. Федун утверждал, что «к русским народным массам, подавленным и эксплуатируемым большевистской кликой, которые имеют смелость и находят в себе силу подниматься на борьбу против своих поработителей, которые ненавидят любой империализм, мы, украинские революционеры и повстанцы, ощущаем только искреннюю симпатию». Русский народ призывали на борьбу за демократическую Россию.
Как видим, даже в условиях войны, которые не содействовали нравственности, ОУН — УПА не несло человеконенавистническую идеологию. Напротив, деятели ОУН — УПА высказали ценные мысли о неприемлемости любых форм империализма, в том числе русского, губительность империалистического пути для самого русского народа. В условиях войны они нашли в себе силы скорректировать в сторону большей толерантности мысли идеологов межвоенного периода. Высказанные идеи поддерживались многими украинскими диссидентами второй половины ХХ в., которые стремились отделять российское правительство от собственного народа. Однако сегодня мы не имеем права не замечать, что этими идеями не прониклась современная Россия, и не только ее правительство. В недавнем интервью И. Дзюба заметил неутешительные тенденции: «произошло изменение в отношении русских и русскоязычных к Украине. Если на первых порах русские рассуждали, что если они живут в этой стране, то они должны быть к ней лояльными, быть причастными к ней. Но они не ощущали себя доминантной силой. Сегодня создается такое впечатление, что они начинают себя доминантой ощущать. В украинских русских нет ощущения того, что они относятся к пришлой нации. Пусть она даже укоренилась тут, пусть она тоже имеет право быть одним из хозяев этой земли, но не единственным хозяином» («Країна не розколота, а різноманітна» // День, 26.09.2006). Поэтому сегодняшним «интернационалистам», которые пылают ненавистью к УПА, лучше провозглашать действительно актуальные лозунги борьбы с великорусским шовинизмом. Нам же, украинцам, нужно помнить, что УПА продемонстрировала не только уравновешенность в национальном вопросе, но и умение не уступать собственные украинские национальные интересы.