С 2006 года эти экспедиции организует Григорий Куценко — председатель Киевского общества политзаключенных и жертв репрессий. Как всегда, в составе священник и кобзарь. В этом году это отец Иван Кузьмин и Виталий Мороз. Также бывшие политзаключенные и их потомки, исследователи истории политических репрессий, журналисты из нескольких городов Украины. Оплатило автобус, переезд через море и гостиницы Министерство культуры Украины.
3 августа паломники посетили в Санкт-Петербурге кладбище Левашово, где покоятся сотни тысяч жертв коммунистического террора, в том числе и 507 соловецких узников.
5 августа в урочище Сандармох, что на юге Карелии, в «обычном месте расстрелов» 30-х годов, где покоится около девяти тысяч невольников, состоялся траурный митинг и панихида с участием представителей общественности нескольких стран.
Это здесь, в урочище Сандармох, 27 октября, 1, 2, 3 и 4 ноября 1937 года, был расстрелян и «Соловецкий этап» — 1111 узника Соловецкой тюрьмы особого назначения, среди которых 290 украинцев: поэт-неоклассик Мыкола Зеров, создатель театра «Березіль» Лесь Курбас, драматург Мыкола Кулиш, бывший министр образования УНР Антон Крушельницкий и его сыновья Остап и Богдан, писатели Валерьян Пидмогильный, Павел Филипович, Валерьян Полищук, историк и академик Матвей Яворский, профессор Сергей Грушевский, академик-географ Степан Рудницкий, профессора Владимир Чеховский, Алексей Вангенгейм и многие другие, кого теперь называют цветом украинской нации. И не только украинской...
Здесь, в Сандармохе, в 2004 году стараниями украинства всего мира, а в особенности Карельского Общества украинской культуры «Калина», ее председателя Ларисы Скрипниковой, открыт величественный памятник — казацкий крест «Убиенным сыновьям Украины» (авторы Николай Малышко и Назар Билык).
Наши паломники собирались также посетить первые шлюзы Беломорско-Балтийского канала, который начинается здесь неподалеку. Строительство его в начале 30-х годов обошлось в 100 тысяч человеческих жизней, в том числе украинцев.
В ночь с 5 на 6 августа экспедиция отправилась дальше на север. 7—8 августа она примет участие в Днях памяти на Соловецких островах. На месте расстрела политзаключенных, возле камня с надписью «Соловецким узникам», будет отслужена панихида, состоится траурный митинг. Паломники посетят Соловецкий кремль, который с 25 мая 1920 по 2 ноября 1939 года был местом заключения и гибели сотен тысяч узников, побывают в камере, где 25 лет просидел последний атаман Сечи Запорожской Петр Калнышевский, посетят несколько экскурсий.
Почему именно 5 августа, начиная с 1998 года, съезжаются люди в Сандармох? Потому что 5 августа 1937 года по приказу НКВД СССР № 00447 начало действовать постановление Политбюро ЦК ВКП(б) от 2 июля 1937 года П 51/94 «Об антисоветских элементах». Началась самая массовая за всю советскую эпоху «чистка» общества от элементов, которые не годились для строительства коммунизма. Ее теоретически обосновал новый нарком НКВД Николай Ежов и отредактировал сам Сталин.
ЦК ВКП(б) предложил подать в ЦК списки внесудебных органов — «троек», а также количество лиц, которые должны быть расстреляны или арестованы. В каждую республику, область, район спускались лимиты на репрессирование по I и II категориям (I — расстрел, II — заключение, соотношение 3 к 1). «Снизу» полетели отчеты о перевыполнении лимитов, развернулось социалистическое соревнование за их перевыполнение, просьбы и требования увеличить их, особенно по первой категории, выдвигались «встречные планы». Так, нарком внутренних дел УССР Израиль Леплевский трижды обращался с просьбой о таком увеличении. Назначенный после его расстрела в январе 1938 года и.о. наркома Александр Успенский — дважды. И Москва их удовлетворяла.
Действие «троек» распространялось на все категории населения. Под репрессии попали «кулаки», «уголовники», «контрреволюционеры» разных оттенков, «повстанцы», «церковники», «шпионы», «троцкисты», «диверсанты», «вредители», «буржуазные националисты», то есть и украинская интеллигенция, которая, по определению Сталина, «не заслуживала доверия». Бесспорно, репрессии зацепили все народы, которые должны были несчастье остаться в русской коммунистической империи под новым названием СССР. И все же наиболее масштабно пострадал украинский народ, потому что он, с его глубокой религиозностью, свободолюбием, стремлением к самостоятельному ведению хозяйства, весь не годился для строительства коммунизма и его следовало заменить нововыведенным «советским народом»...
«Тройки» совмещали в себе следствие, обвинение, суд и исполнителя приговоров. На все следствие отводилось 10 суток. Участие защитника, прокурора, а временами и самого обвиняемого, обжалование приговора и ходатайство о помиловании не предусматривались, а приговор исполнялся немедленно после его вынесения. Полностью в духе установки создателя советского государства В.И. Ленина, который учил: «Будьте образцово беспощадными... Расстреливать, никого не спрашивая и не допуская идиотской волокиты» (В.И. Ленин, Полное собрание сочинений, Москва, Политиздат, 1981 г., т. 50, с. 165). И в соответствии с установкой «любимца партии и народа» С.М. Кирова, который учил: «Наказывать по-настоящему, чтобы в том мире был заметен прирост населения, благодаря деятельности нашего ГПУ» (Речь по случаю 15-летия ГПУ, цит. по кн.: Сергей Шевченко. Архипелаг особого назначения. — К.: Феникс, 2006. — С. 21.)
На выполнение упомянутого Постановления «чистка» состоялась и в концлагерях. Так, начальник Соловецкой тюрьмы особого назначения (СТОН) Иван Апетер получил приказ составить список на расстрел 1825 заключенных. Одна группа, 507 заключенных, была расстреляна под Ленинградом 8 декабря 1937 года, 200 (на самом деле 198) — на Соловках 14 февраля 1938 года. Судьба так называемого «Соловецкого этапа» (1111 человек) стала известна только в 1997 году: капитан Матвеев с помощниками расстрелял его 27 октября, 1, 2, 3 и 4 ноября в урочище Сандармох на юге Карелии.
1937 год — это гигантский масштаб репрессий, охвативших все регионы и все без исключения слои общества: от наивысшего руководства страны до далеких от политики крестьян и рабочих. Это колоссальные фальсификации обвинений. Это беспрецедентная плановость террористических «спецопераций»: «чистки» не мог избежать никто. За 15 месяцев кампании по политическим обвинениям в СССР было арестовано свыше 1,7 млн. (одного миллиона семисот тысяч!) человек. А вместе с жертвами депортаций и осужденными, так называемыми социально вредными элементами, количество репрессированных превышает два миллиона (Тезисы Международного общества «Мемориал», 2007). Всего во время Большого Террора к расстрелу по политическим мотивам было приговорено 681 692 (шестьсот восемьдесят одна тысяча шестьсот девяносто два!) человека. (Борис Соколов. Наркомы страха. Ягода. Ежов. Берия. Абакумов. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2001. — С. 130).
«Чистка» длилась более 15 месяцев и была официально прекращена по постановлению Политбюро ЦК ВКП(б) 15 ноября 1938 года, хотя репрессии продолжались и дальше.
Ее результат — потеря ценности человеческой жизни и свободы, разрушения гражданского общества — общественных и политических организаций, общин, церквей, даже семьи. Каждый человек оставался один на один с молохом террористического государства.
Количество жертв репрессий, депортаций, войн и голода в Украине за времена советской власти не поддается подсчету. Это приблизительно треть, если не половина украинского народа. Американский исследователь украинской трагедии Джеймс Мейс писал, что нынешняя Украина — это социологически выжженная земля. Нынешний период истории Украины он определял как «постгеноцидный». По его мнению, процесс интеллектуального и морального упадка украинского общества и дальнейшей русификации не смогло остановить даже провозглашение независимости.
Все наши современные беды — это последствия сатанинской селекции, во время которой была физически уничтожена лучшая часть украинского народа, а остальная — деморализована и разбавлена навезенным агрессивным «матоязычным населением».
Давайте помнить: Большой Террор произошел потому, что мы не отстояли свою независимость в 1918—1920 годах, а неукраинское по составу и духу правительство Советской Украины в 20—30-х годах сдало Украину Москве.
Не тем ли путем ведет нас нынешнее, чужое по составу и духу, правительство Украины, которое 27 июля под памятником князю Владимиру красноречиво продемонстрировало свою ориентацию, став под руку президента России Путина и патриарха Московского Кирилла, который по примеру военного комиссара Льва Троцкого и Адольфа Гитлера приехал в Украину на бронепоезде?
Помоги, Господи, нашим паломникам в дороге. Помолимся вместе с ними за упокой душ убиенных сыновей и дочерей Украины. И за всю Украину.