Правительство Украины ужесточило меры в отношении субъектов хозяйствования, нарушающих правила оптовой и розничной торговли аудио- и видеозаписями. Cогласно распоряжению Кабинета Министров от 26 июля (№310) «О некоторых вопросах торговли экземплярами аудиовизуальных произведений и фонограмм», властным структурам поручено в течение 3 месяцев создать рабочие группы и провести комплексные проверки относительно соблюдения требований всех нормативно-правовых актов, которые регламентируют оптовую и розничную торговлю подобными товарами. По результатам этих проверок указанные органы власти должны предпринять соответствующие меры по привлечению к ответственности в установленном порядке субъектов предпринимательства за нарушение требований законодательства, сообщает Интерфакс-Украина.
Борьба с интеллектуальным пиратством и нарушением авторских прав в Украине значительно расширяет свою территорию — теперь в перечень объектов интеллектуальной собственности включены также компьютерные программы, базы данных, топография интегральной микросхемы. То есть, все то, что связано с компьютерной индустрией.
Напомним, что 5 апреля нынешнего года Верховная Рада одновременно приняла дополнение к пока что действующему Уголовному кодексу и к Кодексу об административных правонарушениях, а также новый УК, предусмотрев в них уголовную и административную ответственность за незаконное использование объектов интеллектуальной собственности. До 1 сентября — даты введения в действие нового УК — за такое правонарушение виновным грозит штраф в размере от 100 до 200 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан или лишение свободы сроком до двух лет (если незаконное использование объекта интеллектуальной собственности повлекло за собой материальный ущерб в размере более 1700 гривен). За ущерб меньших размеров наступает административная ответственность в виде штрафа от 10 до 200 необлагаемых налогом минимумов.
Новый Уголовный кодекс также содержит статью 176 «Нарушение авторских и смежных прав», согласно которой наступает ответственность за «незаконное воспроизведение, распространение, а также другое использование компьютерных программ без разрешения лиц, которые имеют авторское право или смежные права». В зависимости от размера нанесенного материального ущерба, повторного совершения тех же действий или действий, совершенных служебным лицом с использованием служебного положения относительно подчиненного лица, предусмотрено наказание от штрафа в 100 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан до двух лет лишения свободы с конфискацией материальных носителей информации и оборудования, а также материалов, предназначенных для их изготовления. Как видим, новое законодательство в области защиты объектов интеллектуальной собственности коснется не только производителей и распространителей CD с компьютерными программами, но и пользователей. Но, возникает закономерный вопрос: во что может обойтись его соблюдение в условиях, которые сложились в Украине?
Поскольку, согласно ориентировочным подсчетам, 90% программного обеспечения используется в Украине без лицензий, то неуклонное соблюдение законодательства может привести к тому, что 95% компьютеров, которые находятся у украинских пользователей, превратятся в никому ненужные «железки», лишенные программного обеспечения. Хотя наша с вами вина здесь чуть ли не самая маленькая. Так сложилось, что начиная с конца 80-х годов, зарубежные компании — производители компьютеров и программного обеспечения, заинтересованные в расширении рынков сбыта за счет постсоветских стран, закрывали глаза на незаконное копирование и использование компьютерных программ. Поскольку понимали, что компьютеры без программного обеспечения никому не нужны, а суммарная стоимость обеих этих составляющих превышала финансовые возможности многих потенциальных покупателей. Вследствие такой политики использование нелицензированного программного обеспечения приобрело в Украине массовый характер. Сейчас же, когда Украина более-менее насыщена компьютерами и начала понемногу реализовывать программу информатизации, нас поставили перед выбором: или мы следуем общепринятым международным нормам в сфере охраны авторских прав, или против нас будут предприняты со стороны США торговые санкции, вопрос о которых США планируют рассмотреть уже в июле. Американцев можно понять: они привыкли жить по законам цивилизованного мира, а вследствие незаконного (без соответствующей лицензии) использования программного обеспечения только в Украине американские владельцы авторских прав несут ежегодные убытки в $43 млн. Поэтому, если Украина хочет быть полноправным членом мирового содружества, то нам необходимо учиться жить по его законам, хотя это и требует значительных средств.
Лицензированное программное обеспечение стоит недешево: стоимость одной копии широко используемых Ms Office и Ms Windows составляет 100 — 200 долларов США, несколько сотен долларов стоят программные системы для издательской деятельности, компьютерной графики и анимации, не говоря уже о профессиональных системах разработки программного обеспечения стоимостью в тысячи и десятки тысяч долларов. Покупать их смогут позволить себе только финансово сильные частные структуры. (Интересно, что из-за практического отсутствия спроса на лицензированные программные продукты, в Украине их продажей занимается только несколько дилеров). Для органов государственного управления средства в бюджете также, без сомнения, отыщутся (ведь речь идет о престиже страны). А вот что делать другим учреждениям и организациям бюджетной сферы, отдельным гражданам — неизвестно. Чтобы не попасть под действие закона, необходимо стереть из памяти компьютера все программное обеспечение, приобретенное незаконным путем. Здесь уже впору говорить не об информатизации, а о деинформатизации страны.
Однако, учитывая нашу ментальность и изобретательность, выход, скорее всего, будет найден. Абсолютно достоверно, что производство компакт-дисков с пиратским ПО, а также их продажа спрячутся в «тень», что вызовет поднятие цен — за риск будет платить потребитель, который, впрочем, и сам будет рисковать, ведь закон распространяется и на него. Пока что продавцы компакт-дисков спрогнозировать развитие событий отказались, заметив, что будут торговать своей продукцией до тех пор, пока это будет возможно, а дальше — жизнь покажет. Желающих платить большие штрафы, а то и сидеть в «местах не столь отдаленных» среди них не оказалось. И если производителей и продавцов пиратского программного обеспечения, как и организации, которые его используют, обнаружить не так уже и сложно, то как быть с физическими лицами, которые имеют собственные компьютеры? Не возвращаться же к опыту 30-х лет прошлого века.
Но во всем этом есть один положительный момент: в стране появится стимул для развития сферы разработки отечественного программного обеспечения. Ведь не секрет, что спрос на него сейчас почти отсутствует через легкую доступность заграничных разработок. А о том, что мы имеем в этой сфере значительный интеллектуальный потенциал, свидетельствует и спрос на наших разработчиков за границей, и успешный взлом нашими «хакерами» защиты компьютерных программ, разработанных известными софтверными корпорациями.
Сейчас, после легкого испуга, вызванного рейдами налоговой милиции по торговым точкам, которые реализуют компакт-диски, на рынке наступило временное затишье. Кто-то уже сейчас скупает «компакты», а кто-то ждет, когда продавцы будут избавляться от них по «бросовой» цене. Но похоже, что и производители, и продавцы, и правоохранители ожидают 1 сентября, когда вступит в действие новый Уголовный кодекс. Вот тогда и посмотрим, какой путь изберет власть, чтобы «и волки были сыты, и овцы целы», т.е., чтобы и информатизацию страны продолжать, и торговым санкциям не подвергнуться.
КОММЕНТАРИЙ
Филипп АНДОН, директор Института программных систем НАНУ, член-корреспондент НАНУ:
— Проблема защиты авторских прав на объекты интеллектуальной собственности, в том числе и на программное обеспечение, базируется на двух аспектах. Во-первых, красть чужой труд всегда плохо, как бы тебе ни было трудно. А во-вторых, красть и использовать пиратским образом программную продукцию невыгодно в государственном масштабе. Это может быть выгодно на какой-то момент времени для решения локальной задачи. Но уже на уровне организации использование программного продукта без лицензии становится экономически невыгодным, поскольку выводит пользователя из всей инфраструктуры поддержки данного продукта. Информатизация — это процесс длительный: смена версий, поколений продукта происходит очень быстро, и пиратский продукт просто выпадает из этой линии развития программного средства, а его пользователь просто изолируется и не может использовать новые версии и поддерживать преемственность. Поэтому чем большие задачи ставит государство или организация, тем более выгодно использовать легальный продукт. Хотя, к сожалению, многие не разделяют этой точки зрения и решают сиюминутные задачи, покупая пиратскую версию продукта.
Еще одно негативное последствие использования пиратских копий — невозможность выхода на рынок со своим программным продуктом. Чтобы вывести программный продукт на рынок, его необходимо обеспечить правами на использование программных компонентов, принадлежащих другим разработчикам.
Несоблюдение норм международного права, в том числе и в области защиты авторских прав, вселяет определенную неуверенность и нежелание иностранных инвесторов приходить к нам, поскольку у нас отсутствует эффективная правовая защита и очень велик уровень риска. Это же сдерживает и потенциальных заказчиков, которые могли бы (и, действительно, хотят) использовать мощный потенциал наших разработчиков программного обеспечения. В свою очередь, государство, приобретая лицензии, может легально осуществлять локализацию программных продуктов, развивать рынок соответствующих услуг, а хозяин продукта будет заинтересован вкладывать деньги в развитие инфраструктуры.
Что же касается отсутствия средств на приобретение лицензионных программных продуктов, то для научно-исследовательских институтов, вузов, некоторых других некоммерческих организаций есть различные способы получения лицензий. Ряд иностранных разработчиков программного обеспечения бесплатно передают свои продукты для проведения тестирования, анализа опыта их использования. Это им выгодно, поскольку продукт «обкатывается» со всех сторон. Ряд западных компаний предоставляют лицензии в порядке благотворительности для использования программного продукта в некоммерческих целях. Например, наш институт в свое время получил через «Квазар-микро» лицензию на использование ряда программных продуктов корпорации Microsoft.
Эффективность нового законодательства в сфере охраны авторских прав на объекты интеллектуальной собственности во многом будет зависеть от государственной структуры, которая будет отслеживать его соблюдение, и от судебной практики по таким делам. При этом Украина будет вправе требовать аналогичной защиты авторских прав на свои программные продукты, которые все чаще выходят на мировой рынок.
Подготовил Евгений МОРЕНЦОВ, «День»