Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Делать дело, а не делить шкуру неубитого медведя

19 августа, 2000 - 00:00

Каждую пятницу, раскрывая «День», прежде всего, ищу телеобозрение. С чем-то соглашаюсь, с чем-то — нет, но для себя признаю: здесь самая серьезная и любопытная телекритика. Однако никогда не видел в «Дне» анализа спортивного, а еще точнее — футбольного ТВ. Напрасно. Во-первых, в мировом телепроцессе оно имеет свой устоявшийся сегмент, а, во-вторых, что значительно важнее, именно футбол сейчас является «экспортной» витриной нашей страны. Нравится кому-то такое, или не нравится, но такова реальность. Констатируя суммарную реакцию иностранцев, когда в беседе, а особенно за рубежом, вежливо, но твердо поправляешь их: нет, мы не из России, мы из Украины, в ответ всегда одно и то же: «O, yes! «Dynamo» Kyiv!».

Так вот, соответствует ли «телерама» «футбольной картине»? Ваш ответ берусь угадать с одной попытки.

И поводом написать эти строки явилось событие, на первый взгляд, весьма далекое от телепроблем.

Буквально неделю назад, в минувшую пятницу, едва узнав, что президент Федерации футбола Украины Валерий Пустовойтенко решил не выдвигать вновь свою кандидатуру на эту должность, мы с шефом пресс- службы «Динамо»(Киев), ведущим спортивным программ канала «Студия 1 + 1» Сергеем Полховским тот же час поехали на пресс-конференцию экс-премьера страны. Зал был полон журналистов, некоторые из которых не скрывали какого-то непонятного нами охотничьего азарта в предвкушении «горяченького». Оттого мы остались в коридоре. Тут появился Валерий Павлович, подошел к нам, корректно поздоровался и направился в зал, чтобы огласить прессе свое решение. Следовавшие за ним помощники буркнули нечто вроде «поздравляем». С чем поздравляем? С тем, что перед выборами президента Федерации футбола Украины кандидатура Григория Михайловича Суркиса на этот пост остается безальтернативной? Суть- то вовсе не в этом. Мне искренне жаль любителей наслаждаться подковерными схватками. Пустовойтенко и Суркис такого «кайфа» им не подарили. Один с достоинством ушел, другой же принял на себя такую ответственность. И уж точно на этом пути шипы его ждут раньше роз. Однако и опыт уже есть, и результаты. Сначала киевское «Динамо», а затем, вернее — затем и параллельно — Профессиональная футбольная лига. Вот теперь — и Федерация вместе с лавиной трудно подъемных дел: детский футбол, регионы, массовый футбол, и, конечно, национальные сборные — первая, молодежная, юношеские…

В своей программе «Основные направления развития футбола в Украине» наряду с другими архиважными задачами, часть из которых уже упомянута, Григорий Суркис четко обозначил необходимость разработки и внедрения комплексных систем телетрансляций матчей, программ получения доходов от ТВ, в т.ч. различных лотерей, тотализаторов. Как такое и делается во всем мире — совместно ТВ с национальными федерациями. Подобный опыт накоплен в ФИФА и УЕФА.

Да, нашего телезрителя уже не удивить трансляциями и тематическими футбольными программами из Англии, Италии, Испании, где подобная продукция является краеугольным камнем бизнеса профессиональных клубов. А это именно бизнес, и даже формально относится к экономике зрелищ. Немцы не скрывают, что почти 100-миллонный ежегодный бюджет мюнхенской «Баварии» на 40% наполняется от продажи прав на телепоказ, а всю английскую Премьер-лигу вообще полностью содержит телеканал B-Sky-TV.

Конечно, рекламная минута в украинском эфире дешевле, чем в немецком буквально в сотню раз, и даже — в десяток-другой, чем в российском. Вот тут легче всего развести руками, давая понять: а чего вы, собственно, от нас хотите?

Давайте разберемся, и разберемся по порядку.

В украинском ТВ пока нет ни одной четко выстроенной в жанре футбольной телепрограммы. Ни одной. Единственная специализированная на этом виде спорта передача Первого Национального канала передача «Футбол від УТН» — многожанровая. В ней присутствуют элементы аналитической программы, информационной, ретро, портретные очерки, хотя ее создатели прекрасно знают, что продюсеры в передовых странах жестко уходят от подобной жанровой размытости. Они четко себе представляют: признаки любого жанра сверх двух в одной цикловой передаче зрителем уже не воспринимаются. Если делаешь информационную программу, допустим, о прошедшем туре чемпионата Украины, то покажи сюжеты всех семи матчей, а не двух-трех. Да итоги подведи не скороговоркой, а пригласи известного футбольного профессионала, который внятно укажет на отличия этого тура от, скажем, предыдущего. И хронометраж такого обозрения должен быть не 6—10 минут, как фрагмент среди других, а 30—40. Тогда к экрану потянется и специалист, и массовый зритель, а за ним и рекламодатель.

Далее. Аналитическая программа. Берется одна тема. Всего одна. Но «простреливается» со всех сторон так, что белых пятен в ней уже не должно быть. Потому что на эту передачу должен приглашаться самый авторитетный в обозначенной проблеме эксперт. И обсуждается она не 2—3 минуты, а 40—50. Если это детский футбол, то нужны не умиления а-ля «футбол нашего детства» (не сочтите за рекламу фильма, одним из авторов которого довелось быть самому), а вскрытие важных социальных пластов общества, в котором растет немало 10—12-летних наркоманов и алкоголиков. И именно футбол оттягивает ребенка от этой преисподни.

А чтобы диалог «говорящих голов» не был нудным для миллионов, — это вопрос о мастерстве режиссеров, сценаристов, ведущих. На все есть свои манеры, — говаривал булгаковский герой.

Еще один жанр — ретро. Если уж берешься делать, то на уровне филатовского «Чтобы помнили» об актерах, либо молчановского — о музыкантах.

А ведь есть еще сценарии лотерейных программ, тотализаторных, которые «кормят» и само ТВ, и футбол.

Почему я так смело приоткрываю то, чего на экране еще нет? Потому что такие программы делаться будут. И инвестиционный старт дает им Суркис.

И еще одно — самая большая беда — телетрансляции игр первенства Украины. Ими пока занимается только Первый Национальный канал. Частным телекомпаниям по ряду причин такого еще не потянуть. Государственному проще. И молодое руководство спорта на «первой кнопке» вначале впечатлили заряженностью на это дело. Представители обеих сторон — ТВ и профессионального футбола — прекрасно понимали, что на голом энтузиазме дальше не протянешь, и сообща разработали систему договоров на совместное производство и организацию трансляций, на совместную схему получения рекламных поступлений для футбола и ТВ. Причем в двух вариантах: до прихода в украинский футбол титульного спонсора, и после его появления. Эта работа была отнюдь не простая, длилась она 4 месяца: с ноября 1999 года по февраль 2000. В итоге документы, учитывающие интересы всех сторон: футбольных клубов, ПФЛ и самого ТВ — были разработаны, однако до сего дня не подписаны, следовательно, не внедрены в жизнь. Причины, скажем мягко, далеки от футбола, все поближе к политике. Но обставлялось подобное вовсе не примитивно, ТВ привлекло к работе новых людей, которые составили другие документы, заведомо неприемлемые для отечественного футбола. Для понимания приведу лишь на один пункт: профессиональному футболу предлагается не пускать на стадионы съемочные группы других каналов, кроме Первого. Вот такое «служение» пропаганде игры миллионов. Разумеется, на это никто не пошел.

И тогда, особенно после Евро-2000, в начале нового чемпионата страны поднялась буквально волна возмущения болельщиков. Руководство спорта НТКУ отбивалось какими-то наивными, легко читаемыми хитростями. Когда не было организовано трансляции матча первого тура «Днепр» — «Динамо» (Киев), хотя соответствующие письма клубы послали, днепропетровское ТВ на свой город показывало, линии «Укртелекома» были свободны, то клубам после события разъясняли, мол, у телекомпании нет прав на трансляцию. А что, до того хотя бы один день такие права были? Или вот еще: вскоре во все футбольные клубы был послан факс — мы, телекомпания, к сотрудничеству всегда готовы, ждем от вас предложения. Получается, напрочь забыт собственный немалый труд по составлению документов, о которых уже говорилось; готовы начать с белого листа.

Заметьте, пока ни слова не было сказано о творческом качестве футбольных трансляций. Это отдельная песня…

Нам видится, что сейчас дела пойдут лучше, но подумаем вместе, что лежит в основании подобной, простите за откровенную резкость, убогости?

Первая причина лежит на поверхности — реальная бедность рекламно-спонсорского рынка отечественного ТВ. Хоть это известно всем, приведу лишь одну иллюстрацию — чисто футбольную. Лучший пока сезон киевского «Динамо» в Лиге чемпионов — 1998—99 гг., когда команда пробилась в полуфинал этого не только самого престижного в мировом клубном футболе турнира, но и самого раскрученного ежегодного бизнес-проекта в спорте (за исключением НХЛ и НБА). В тот сезон клуб заработал в соревновании (официальные данные УЕФА) $8 млн. Из них — 7,5 за спортивные успехи (победы, выходы в следующие этапы и т.д.) и 0,5 — от телерекламы, да и то не в отечественном, а в западноевропейском ТВ. Для сравнения: успехи немецкого «Кайзерслаутерна» на футбольном поле были значительно скромнее. Этот клуб получил от УЕФА $7,5 млн., из них — $3,5 — за спортивные подвиги и $4 млн. от ТВ. Без комментариев.

Другая причина — ментальная. Меня, много лет проработавшего в Москве, иногда спрашивают: в чем отличие нашего ТВ от московского. Отличий много, но одно — невидимое со стороны — обозначу. Там не боги, и даже не ангелы. Но если надо «поднять» какой-нибудь новый телепродукт, а самому не совладать, там быстро идут на совместную работу. Уже потом, кода будет дележ «орденов», возможны и разводы, и обиды, и удары ниже пояса. Но продукт-то уже сделан, есть что предъявить! Доказательства? Пожалуйста. Только в футбольном ТВ: первое в России ток-шоу с элементами игры «Век футбола» (премия ТЭФИ за 1998 год в номинации «Лучшая программа о спорте») — делали «Московские новости» и НТВ; чисто аналитическую «Диалоги о футболе» — опять «Московские новости» и ТВЦ; первую ежедневную получасовую «Спорт каждый день» — телекомпания ОДН и газпромовский канал АСТ.

В эти дни — правда, не телевизионный, а интернетовский проект — сайт «Sports-RU» — делают «Известия» и НТВ под руководством заместителя главного редактора газеты Станислава Гридасова. А то, что эти структуры «гуляют» под разными олигархами — неважно. Прежде — сделать работу.

У нас же — «хай маленьке, та поганеньке, але своє!». Конечно, мне напомнят об одном случае — перед президентскими выборами. Да, было. И что, уровень креатива понизился?

Вот сейчас предлагаю сотрудничество журналистам, которых вижу в будущей программе. В ответ: «С этим буду, с этим не буду». Господи! Почему я пытаюсь забыть о личных симпатиях, а просчитываю лишь то, что для этой задачи лучший ты, а для той — он. Давайте сначала сделаем продукт, вам большего никто не предлагает. Так что, во всем подобный МХАТ?

Слава Богу, нет. В отечестве есть профессиональные и творцы, и управленцы. Из последних упомяну лишь четверых: директор рекламного агентства «Динамо» (Киев) Виталий Навроцкий глубоко владеет навыками маркетинговых механизмов в этой нише. Виктор Самойленко и Сергей Иваненко из НПО «Поверхность» давно проявили себя в продвижении зарубежного спорта, прежде всего футбола, в украинский телеэфир. «1 + 1» уже купил у них права на матчи иностранных клубов в новой Лиге чемпионов, а другие каналы стоят в очередь за показом первенств Италии, Испании, Англии. Заметьте, те каналы, которые еще вчера в сторону футбола не смотрели. Вот если бы к этим пакетам «подверстать» национальный чемпионат. На сей счет есть свежие, но реальные идеи у нового медиа-директора канала ТЕТ Виктора Савинова. Значит, есть с кем работать.

Cемен СЛУЧЕВСКИЙ, Главный продюсер Медиа-компании «Гол»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ