Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«День» благодарности, или Дар помнить добро

Способность быть благодарным как самая благородная составляющая характера нации. Украинской в частности
11 января, 2016 - 19:30
11 ЯНВАРЯ — МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ БЛАГОДАРНОСТИ / РИСУНОК АННЫ ГАВРИЛЮК / «День»

Есть праздники известные и не очень, «узкоспецифические» и общие. «День благодарности»    — родным, близким, ярким людям, стране, Богу, — который во многих государствах отмечают 11    января — один из таких праздников. Это и стало поводом для написания статьи.

Сильный — всегда добрый. Это утверждение справедливо независимо от того, идет ли речь об отдельной личности или о народе, а способность быть благодарным за добро (так же, как и дар прощать — при том, что далеко не все и в повседневной жизни, и в истории можно прощать) — это надежный критерий морального совершенства и личности, и нации вообще. Жизнь учит нас тому, что помнить нужно все («не минайте ані тітли, ніже тії коми», «читайте од слова до слова», «все розберіть» — обращается к нам Шевченко): и преступления, и измену, и кровь — но особенно, в стократ больше, то добро, которое издавна и до наших дней делали Украине известные, знаменитые (и не очень, и даже подзабытые) люди из разных стран мира.

Зачем это нужно не только историкам, дипломатам, журналистам, но и каждому человеку, «в Украине сущей»? И зачем это необходимо нам, украинцам, без преувеличения, никоим образом не меньше, чем гражданам тех стран, лучшие люди которых в свое время, много веков или только 30 лет тому назад или просто в настоящее время помогали или помогают нам быть свободными, быть собой, познавать самих себя, идти тернистым путем свободы, уважать свое личное достоинство, равно как и национальное достоинство своего народа и любых других народов Земли? Почему для нас настолько важно хранить тот драгоценный дар — дар помнить добро?

Дело в том, что благородная благодарность, черта аристократических народов и аристократических душ (не в значении «голубой крови», а в смысле чистой, незапятнанной совести), является замечательным способом лечения нашей «постгеноцидности» и тех болезней национального характера, которые из этой «постгеноцидности» непосредственно вытекают (комплекс второсортности, зависть, «местечковая» узость мировоззрения, капитулянтская «мягкость»). Об этом не раз писала главный редактор «Дня» Лариса Ившина. И это воистину так.

Более того, можно утверждать, что на протяжении всех 20 лет существования «Дня» именно эта тема была одной из сквозных для нашей газеты.Действительно, не является ли позорным тот заклейменный Шевченко, Лесей, Франко, Маланюком и многими другими выдающимися украинцами «комплекс второсортности», если вспомнить, сколько великих людей на разных континентах, с искренним уважением, думая об Украине и соответственно действуя, стремясь подать ей руку (не только жалея, а прежде всего из чувства уважения), засвидетельствовали тем самым, что мы, украинцы — достойная нация большой всемирной семьи народов, мы ничем не хуже других? И не являются ли жалкими те зависти (как к «ближним» людям и «далеким» народам, когда они, как кому-то кажется, незаслуженно добились «не им предназначенного» успеха), если вспомнить, что они порочат и унижают, прежде всего, самого завистника? Хорошо когда-то ответил Черчилль на вопрос, является ли он антисемитом, сказав: «Ни я лично, ни британцы ними ни в коей мере не являемся, потому что мы не считаем евреев умнее и талантливее чем сами, и нам незачем завидовать им!» А разве не унижает нас та хуторянская провинциальность — не забываем, потому что многие действительно выдающиеся люди, с мирового масштаба мировоззрением, проникались судьбой Украины, переживали за нее, видя в ней не глухую «окраину» культуры, а очень важную ячейку общеевропейской цивилизации? А наша возможность (не только, к величайшему сожалению, господствующего политического класса, но и многих «рядовых», сказать бы, людей) объявлять очередную капитуляцию, нередко, даже плохо скрытую, — «необходимым рациональным не популистским компромиссом»? И не только объявлять, но и убеждать в этом других, да и себя! Как это выглядит, если помнить тех, кто самоотверженно, от любви к свободе и отвращения к тирании, без компромиссов и капитуляций, защищал Украину, часто рискуя карьерой, достатком, а то и жизнью?

Читатель вправе заметить: общие рассуждения уже понятны, не время ли уже переходить к конкретике? Кто именно, как и когда, при каких обстоятельствах творил (идет речь, еще раз заметим, о гражданах других стран) добро для Украины? Охотно соглашаюсь с таким подходом и готов перейти к этой конкретике. Тем более что среди людей, о которых пойдет речь, есть немало личностей, не очень известных украинцам. Хоть есть, бесспорно, и знаменитые фигуры. Хотелось бы напомнить и о тех, и о других. Вынужденно будем делать это очень сжато. Однако, уверенны, это только начало раскрытия обширной и важной темы. Следовательно, начнем. Мы не будем придерживаться суровой хронологической последовательности — так, надеемся, будет интереснее.

Следовательно, украинцы благодарны Геродоту, великому «отцу истории», первому из выдающихся историков античного мира и Европы, который еще в V в. до н. э. обстоятельно описал в своем фундаментальном произведении (так и названном «История») жизнь, быт, военные походы, мировоззрение, политический строй скифов и других народов, которые жили на нашей земле, в том числе древнейших славянских племен. Хоть написанное Геродотом, конечно, отвечало уровню тогдашних научных знаний давних греков — благодаря его произведению память о тех народах и племенах, о которых он рассказал, навсегда запечатлелась в европейской культуре.

Мы не забудем духовное величие Адама Мицкевича, гениального польского поэта, который в поэмах «Дзяди», «Конрад Валленрод», стихотворном романе «Пан Тадеуш» воспел незабываемый духовный гимн свободе и, главное, предусмотрел (прорек) неминуемый крах, позорный и полный, деспотической империи Романовых, этого тиранического чудовища и, следовательно, освобождение всех народов (славянских в первую очередь, украинского в частности — Мицкевич знал и уважал украинскую культуру, о чем свидетельствуют, среди прочего, и лекции по истории славянских литератур, прочитанные им в Париже в 40-х годах ХІХ в.) от этого дикого ига. Показательно, что поэзию Мицкевича знал Шевченко и уважал ее; его знакомый, Алексей Савич, встречался с великим поляком на берегах Сены в 1847 году и, согласно всем известным фактам, рассказал ему о нашем поэте. Само имя Мицкевича было в империи Николая I под строжайшим запрещением. Прибавим, что въедливые слова автора «Пана Тадеуша», обращенные к его бывшим интеллигентным российским друзьям, которые перешли к защите империи и шовинизма (в первую очередь идет речь о Пушкине!): «Они как псы, свирепо кусающие руку, которая хочет их освободить» — эти слова никоим образом не утратили в настоящее время свою силу.

Мы будем всегда помнить человека, который, кажется, лишь только что, минуту тому назад, покинул нас, сделав безмерно много добра для Украины (а скоро уже минует 12 лет, как его нет с нами.). Джеймс Мейс, сын американской земли, историк, общественный деятель, публицист, блестящий автор «Дня», дал Украине и миру системный и беспощадно правдивый анализ страшной трагедии — Голодомора 1932—1933 годов, его причин и следствий для нашей нации (разработав концепцию «постгеноцидности»). Отказавшись от блестящей академической карьеры в США, этот благородный, энциклопедически образованный, поражающе дальновидный человек посвятил свою жизнь Украине. Сердце Джеймса Мейса остановилось, когда ему было только 52 года.

Мы будем всегда благодарны честным британским журналистам, таким как Гаррет Джонс, Малькольм Меггеридж и Лонселот Лоутон. Они не только мужественно писали правду о Великом Голоде 1932—1933 гг., не только четко отмечали его организованный, системный, неслучайный характер (сравним это с «позицией», которую занимали представители «прогрессивной общественности Запада» — Бернард Шоу, Эдуард Эррио, Уолтер Дюранти и иже с ними). Лонселот Лоутон — его стоит вспомнить отдельно — еще в 1935 году в стенах британского парламента заявил, что без независимой Украины невозможна безопасность в Европе.

Великий князь Литовский, владетель подавляющего большинства наших земель, Витовт (ХIV— ХV   вв.) создал очень интересное государственное образование, самое могущественное тогда в Восточной Европе, существенной частью властвуещего класса которого были тогдашние украинцы (и белорусы). В сущности, это было общее союзное государство литовского, украинского и белорусского народов, которое доминировало на то время в этой части Старого Света (московиты очень боялись его!). После смерти Витовта в 1430 году Великое Княжество Литовское начало терять свою мощь, подвергаясь влиянию Речи Посполитой, но это не значит, что украинцы имеют право забыть о таком мощном государстве, одним из «соучредителей» которого они были.

Король Карл ХІІ, тот же «неудачник», разгромленный Петром под Полтавой. Да, он проиграл, но мы можем верить в искренность его заявлений о том, что шведская армия честно стремилась, будучи в Украине, к одному — «освободить эту землю от московской тирании». Он не кривил душой, не раз подставлял голову под пули и снаряды, и за это заслуживает нашу благодарность. Так же, как и современный ему султан Османской империи Ахмед ІІІ, который категорически отказался выдать гетмана Мазепу Москве, а ведь Петр предлагал султану сказочные богатства за это — золото, брильянты, безмерное количество денег, ценное оружие.

А мы еще не вспомнили благородного австрийца из императорского дома Вильгельма Габсбурга (он же — Василий Вышиваный), который отдал жизнь за свободу Украины; одного из немногих духовно свободных россиян Александра Герцена, который призывал «освободить руки украинцев от кандалов»; первого президента демократической Чехословакии Томаша Масарика, который создал на территории своей страны уникальную систему образовательных заведений для украинских патриотов в изгнании (потом оттуда вышли непоколебимые бойцы ОУН и деятели нашей культуры). Безусловно, отдельно стоит Папа Римский Иван Павел ІІ (Кароль Войтыла), сын украинки, с его бессмертным призывом к полякам, а впоследствии к украинцам и ко всем народам мира: «Не бойтесь!»

Действительно, о каждом из этих людей (а мы вспомнили самую малость, «щепотку» из них) нужно писать и писать. Опять и опять. И «День» обязательно будет это делать.

Игорь СЮНДЮКОВ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ