Как водится, представители власти на местах констатировали ряд прискорбных фактов: средства бюджета все больше и больше концентрируются в центре, в то время как ответственность за социально-экономическое состояние делегируется в регионы. Дотирование территорий приобретает характер «ручного управления», отсутствие нормативов бюджетной обеспеченности активизирует субъективное начало в распределении средств бюджета. Практически все налоги являются общенациональными, органам местного самоуправления черпать их неоткуда. Развитие инфраструктуры не финансируется не только в городах, но и в государстве в целом. Глава Ассоциации районных советов городов Владимир Шумилкин образно охарактеризовал ситуацию: «Деньги плывут в центр, полномочия — на места. Где оседает разница?»
Если говорить о бюджетном процессе, то расхождений не только со здравым смыслом, но и с законом в нем достаточно. Практика бюджетной процедуры противоречит даже Конституции, в разделе переходных положений которой значится, что изъятие средств из регионов не разрешается до утверждения нормативов бюджетной обеспеченности на душу населения. А реальность в этом вопросе такова — необходимая для выполнения всех социальных обязательств сумма составляет 80 млрд. гривен, в то время как через бюджет проходит лишь 26 миллиардов. Из собранных, к примеру, в Днепродзержинске 40 миллионов городу остается два. И в то же время цифра выполнения Резервного фонда Кабмина составляет 356%, статьи финансирования капитального строительства — 187%. Специалистов по местным финансам, просматривающих поданный в парламент 15 сентября проект бюджета, просто охватила паника. Разработанный в недрах исполнительной вертикали документ существенно усиливает финансовую централизацию. Впервые в истории Украины объемы оттягивания собственных средств из регионов превышают объемы дотаций. Тринадцать областей становятся донорами центрального бюджета. В центр поступает 3 млрд. 54 млн. гривен, на места возвращается 1 млрд. 132 млн., разница в 1 млрд. 922 млн. остается в центре, и это при том, что центральный бюджет имеет еще и свою собственную доходную базу.
На фоне общего обнищания центральная власть не забывает сбросить на места и совсем уж неприличные расходы. В частности, через сессии местных советов в приказном порядке было проведено решение о финансировании местных госадминистраций. Сами же органы местного самоуправления получили документ рекомендательного характера, указывающий ориентиры штатного расписания. На уровень ниже рекомендательный документ стал уже обязательным...
Правда, похоже, что представители местной власти начинают учиться играть на противоречиях между законодателями и исполнителями, властью и оппозицией. Два года кряду Ассоциация городов Украины добивалась активизации работы совещательных органов при высших органах государственной власти — Совета по вопросам местного самоуправления при Президенте и Межведомственной комиссии по вопросам местного самоуправления при Кабинете Министров. Но только после совместного заседания «самоуправленцев» с парламентским бюджетным комитетом руководство Кабмина пожелало видеть мэров украинских городов не на полевых сборах, а в подобающем рангу соответствующих взаимоотношений зале. Прячущие ухмылку мэры были одарены здесь по-царски: главы трех наиболее авторитетных организаций — президент Ассоциации городов Владимир Олийнык, глава правления Ассоциации сельских, поселковых и городских советов Виктор Слыш и президент Ассоциации местных и региональных советов Владимир Тягло, став внештатными советниками премьер-министра, получили в зале заседаний Кабмина постоянные места. Руководство Минфина, в свою очередь, получило от начальства указание работать в контакте со специалистами упомянутых ассоциаций.