Скорость принятия законодательных решений в парламенте (так называемый «турборежим» новой власти), скорее всего, возникла (в том числе) из-за опасения не удержать в будущем монолитность огромной президентской фракции. Еще на этапе формирования избирательного списка «Слуги народа» и с первыми результатами выборов в Верховную Раду, когда стало понятно, что Владимир Зеленский будет иметь свое большинство в парламенте, где мажоритарщиков даже больше, чем списочников, способность сохранить единство фракции у многих экспертов вызывала сомнения. Причина — в подходах к подбору кандидатов в депутаты от СН: во-первых, это также происходило в «турборежимt», во-вторых, не было четких критериев. Соответственно, в Верховную Раду попали новые, но абсолютно разные по уровню подготовки и бекграунду люди. «Там есть безумные люди, психически больные. Срез общества...» — заявил в одном из интервью руководитель Офиса Президента Андрей Богдан. А как относительно ответственности за такую политику?..
Штормить начало буквально через месяц после работы, хотя некоторое время бурление внутри фракции еще удавалось сдерживать. И вот недавно прорвало. Специализированная антикоррупционная прокуратура зарегистрировала уголовное производство по факту возможного совершения коррупционного преступления 11 нардепами, которые могли получить по 30 тыс. долларов взятки. «По информации, обнародованной в средствах массовой информации, 11 народных избранников, которые являются членами парламентского комитета по финансам, налоговой и таможенной политике, якобы получили по 30 тыс. долларов неправомерной выгоды за голосование против законопроекта о ликвидации коррупционных схем во время оценки объектов недвижимости на заседании комитета Верховной Рады», — говорилось в заявлении САП.
Владимир Зеленский, находясь с рабочим визитом в Японии, отреагировал в ФБ, что «все члены Комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики должны пройти проверку на детекторе лжи». «Если этой проверкой будет установлена хотя бы наименьшая вероятность того, что кто-то из депутатов брал деньги за голосование на комитете, этими депутатами должны заняться антикоррупционные органы», — заявил он. А еще Президент добавил: «Я в курсе всех событий, держу руку на пульсе. И я не допущу, чтобы кто-то изнутри фракции или извне мог бросать тень на политическую силу, которая получила мандат большинства от народа Украины».
Держать «руку на пульсе», конечно, нужно, однако все это уже выглядит как борьба с последствиями допущенной проблемы. Между тем, некоторые народные депутаты от «Слуги народа» в прямом эфире уже прошли тест на детекторе лжи. Например, проверка на полиграфе Александра Дубинского длилась свыше двух часов, во время которых его, в частности, спрашивали: получал ли он взятку за блокирование законопроекта № 2047; знает ли он членов комитета, которые получали взятку за блокирование настоящего документа и извлекал ли он неправомерную выгоду за принятие любых решений в стенах парламента. Полиграфолог Виталий Опанасенко после процедуры заявил, что «результаты исследования свидетельствуют в интересах опрашиваемого», однако официальные результаты с расшифровкой будут доступны 28 октября. Аналогично по предварительным данным теста народный депутат от СН Ольга Василевская-Смаглюк также не получала никаких взяток.
Безусловно, вся эта история, с легкой руки самого Президента, превратилась в шоу. Новая команда как раз в этом профи. Другой вопрос — насколько долго будет длиться это шоу, когда речь идет о серьезных проблемах? К сожалению, кадровая политика — всегда была слабым местом всех президентов. Кадры они по большей части подбирали не по профессиональным и моральным качествам, а по лояльности и приближенности к себе. Поэтому государственная и национальная политика всегда уступала частным и корпоративным интересам самих президентов или отдельных олигархических кланов. Отличается ли Зеленский от своих предшественников? С одной стороны, он пришел в политику как достаточно самостоятельная личность, которая сделала себя сама и не имела связей со старыми элитами. С другой стороны, отсутствие опыта в политике собрало вокруг него много случайных людей или тех, кого ему «подсунули».
«...Его (Игоря Коломойского. — Ред.) олигархический соперник Виктор Пинчук, который опирается на демократов США, пытается, как и Коломойский, завести максимальное число своих людей в новую власть, — пишет в ФБ политический эксперт Александр Кочетков. — В результате складывается ситуация, что в Офисе президента больше влияния у Коломойского, в Кабмине явно побеждает Пинчук, в Раде среди «Слуг народа» больше депутатов, близких к системе Пинчука-Сороса, но люди Коломойского куда ярче и эффективнее. Внутриукраинские битвы олигархов, которые выходят на внешнеполитический уровень, являются для Украины угрозой даже большей, чем внешняя агрессия. Отсидеться в стороне, делая вид, что он ни при чем, Президенту Зеленскому не удастся».
Собственно, ошибки в кадровой политике привели большинство украинских президентов к политическому небытию. Сейчас выбор за Зеленским.