Перманентный политический кризис в современной украинской политике является признанным фактом, и может наступить то время, когда политическое противоборство пересекает опасную границу.
В политический язык уверенно вошли слова: «спикериада», «коалициада», «конституциада»... Хотя на самом деле все это можно объединить одним словом — «КРИЗИСИАДА».
В полной мере понятно, что выходу из любой неурегулированной ситуации способствуют определенные традиции и, главным образом, здравый рассудок. К сожалению, приходится признавать, что стойкие традиции в нашем молодом государстве еще не сложились, и со здравым рассудком, кажется, также есть определенные проблемы — амбиции преобладают.
На первый взгляд, сейчас в центре споров оказалась Конституция. При этом все соглашаются в определенном несовершенстве вышеупомянутого документа. Однако, под предлогом усовершенствования этого документа, под предлогом конституционных реформ могут быть заложены основы пересмотра статуса независимости страны.
Парадоксальный вывод: ни одна политическая сила в своих программных заявлениях никоим образом не ставит под сомнение независимость страны. Здесь вроде бы полное согласие. Но пути развития Украины, предлагаемые различными силами, кардинально отличаются. То есть, с этой точки зрения имеем классических Лебедя, Рака и Щуку, которые уже 16 лет пытаются вывезти воз либо в ЕЭП, либо в ЕС, либо к собственному экономическому чуду путем «нашего теленка», который должен был бы пользоваться услугами двух дойный коров.
Шестнадцать лет развития государства.
Приведем сравнительный пример из истории.
За те же 16 лет Германия и Япония, после поражения во Второй мировой войне, обрели реальную экономическую и политическую независимость. Кстати, американские базы и до сих пор находятся там. Просто они сразу пошли по одному определенному пути, который сейчас единодушно избрали все страны бывшего СЭВ и страны Прибалтики.
Собственно, современная кризисиада как раз и вызвана тем, что на политической арене активизировались силы, настроенные на соответствующие политические векторы. Короче говоря: либо с Европой, либо же с Россией, именно в этом заключается основная причина кризисных явлений. Сейчас же выходит как у задвумязайцевого Голохвостова: либо с Проней, либо с Галей. Как известно — не получил он ни той, ни другой. Вот и имеем мы то, что имеем: и с европейским выбором необходимо ждать неизвестно сколько, и газ скоро будет по европейской цене...
Одно хорошо: из болота политической многовекторной неопределенности начинают пробиваться два мощных ростка, которые, как это водится, подпитываются извне.
Сторонники западного направления активизируют усилия и не скрывают этого. Сторонники восточного, хорошо понимая экономический вес Европы, играют на «славянских» чувствах, поднимая старый вопрос относительно военной угрозы.
Имеется в виду широкоразрекламированный референдум против НАТО. Но достаточно напомнить, что существуют и другие военные союзы, даже можно создать что-то наподобие объединения восточноевропейских стран в новую военную организацию c включением стран-членов НАТО под соответствующей эгидой. То есть уже определенная формулировка вопроса возможного референдума вообще теряет любой смысл. Выходит так, что кто-то очень хитрый сам себя обманул... И не впервые...
В условиях кризиса часто говорят о договоренностях между элитами.
Парадокс, но элит, как наилучших представителей, у нас, к сожалению, нет. Наши «элиты» на шахматной доске играют в «Чапаева»: «оранжевые» вышибают из власти «бело-голубых», а те, в свою очередь, отвечают аналогичными действиями...
«Что тут думать — трясти нужно».
А на самом деле идет перманентная бюрократическая революция. Щуки ищут собственной выгоды в мутной воде организованных митингов, сомы отправляются за заграничной поддержкой, а премудрые пескари — разбегаются тихонько по больницам: ожидать победителя, политические флюгера пытаются его предсказать...
А на телеэкранах — самый обыкновенный базар. А точнее, разборка в песочнице: кто чью пасочку отобрал, либо загреб лишнюю горсть песка. То хнычем по телевидению, то зовем на помощь заграничную воспитательницу. При этом публично разбрасываются обвинения против политических неприятелей. И никто за свои слова не отвечает.
Полтора десятка лет вырабатывается национальная идея. Кто должен был разработать также принципы и основы еще тогда, в далеком 1991?
Элита.
Нет элиты — нет и национальной идеи. Нет вообще правил, по которым должно развиваться общество.
Наши законы и стандарты — вроде бы и неплохом, да не выполняются, а если и выполняются, то в определенном политическом направлении, для чего нужны «свои» судьи.
Можно только представить себе, что бы было, если бы ученые, наподобие Верховного Совета, дрались по поводу закона сохранения энергии, либо вносили изменения-переизменения к Закону земного притяжения. Но ученые как раз и являются той самой элитой.
Яблоки падали и падают без формулировки соответствующего закона, сформулированного, как известно, Исааком Ньютоном.
А у наших политиков — кризис. Ну, нет таких законов, по которым можно выйти из ситуации, а они ой как кое-кому нужны... Законов оказывается нет, а ситуация есть. И заседает рабочая группа... И заседает Верховная Рада... Не спит Секретариат Президента...
А яблоки падают...
Отсутствие законов не значит отсутствие здравого рассудка. Если представить, что Верховной Радой будет принят закон об отмене падения яблок на нашей территории или будут внесены изменения к закону земного притяжения, то суды просто будут завалены яблоками-нарушителями такого закона.
Именно неоднозначность законов, принятых Радой, является причиной ситуации. Законы зачастую противоречат друг другу или, как минимум, допускают разную трактовку.
Все-таки очень хорошо, что политики не вмешиваются в точные науки, потому что там необходимы знания. А говорить, как свидетельствуют публичные выступления, быстро учатся практически все депутаты. Причем характерной чертой последних времен является политическая нетерпимость оппонентов — в выступлениях они зачастую просто не подбирают выражений. Безответственные «говорильные машины», которые, по- мессиански навязывая свои идеи, просто не слушают друг друга.
Хотя здесь не отстает и президентская команда. Всю предварительную информацию о наличии покушений на политических деятелей в нормальном обществе принято «сливать» через средства массовой информации...
И здесь элиты нет...
Вообще, настоящая элита пытается избежать публичности. Есть, конечно, представители, предающие огласке принятые решения в своей должности.
В качестве примера можно привести «дворцовые перевороты», устранение «неудобных» президентов, просовывание «удобных» руководителей стран...
Можно даже вывести такой закон: настоящая элита — непублична.
Вывод: самый главный кризис в стране — это кризис ДОВЕРИЯ, питающийся общей безответственностью.
У нас как-то притерпелись, привыкли к тому, что основным инструментом власти является страх. В верхах от него уже избавились, но хотят сохранить этот инструмент для влияния на низы: современные политики уже не помнят или просто забыли, что бывает такая тишина, когда слышно тиканье наручных часов.
Конечно, есть должности, которые должна занимать элита, что, впрочем, совсем не подразумевает элитарности чиновника. Как раз наоборот, настоящая элита и в ГУЛАГе оставалась элитой...
Наши политики бросают зубы дракона на площади. Понимание утопает во взаимных обвинениях.
А нам нужна элита: все те, кто сейчас благодаря собственному труду, а не громким выступлениям, зарабатывает право на уважение всего украинского народа. Их следует выбирать, приводить к власти на современном этапе развития, людей, полностью отвечающих за свои действия. Потому что там, где идет речь о повышении ответственности, никакой ответственности нет.
Можно предложить принятие закона об общей ответственности, в котором если политик либо чиновник не выполняют своих обязанностей или обещаний, автоматически освобождаются на срок до десяти лет.
Хочется верить, что уже скоро «детская болезнь» элит в Украине закончится.