Политические и социально-экономические неурядицы в Еврозоне инициировали активный диалог между наиболее влиятельными государствами объединенной Европы в вопросе перспектив будущего ЕС и мира в целом. Однако мировые лидеры, в частности страны «Большой двадцатки», продемонстрировали неготовность адекватно реагировать на кризисные явления в системе международных отношений и мировой экономике. Значительная часть политической элиты мира не способна предложить модели эффективного развития, которые могли бы стать примером для развивающихся стран.
Системный анализ событий начала XXI века позволяет сделать вывод о том, что перед мировыми и региональными лидерами остро встал вопрос поиска эффективных стратегий управления и модернизации существующих моделей государственного и общественно-политического развития как в плоскости глобальных процессов, так и на внутреннем национальном уровне. В среде политико-экономического бомонда мировых центров влияния происходит острая дискуссия по поводу необходимости пересмотра устоявшихся концепций государственного менеджмента и существующих подходов управления социальными и экономическими процессами.
РАССТАНОВКА СИЛ
В частности, ярким подтверждением этих тенденций являются результаты последних встреч мировых лидеров на форумах в Давосе, Москве, Ялте, внутриполитические инициативы Президента США Барака Обамы относительно социальных и экономических реформ, направленных на создание эффективных механизмов и моделей управления, а также усовершенствование общественно-политического пространства. Наряду с этим руководство Китайской Народной Республики пытается модернизировать собственную общественно-политическую и экономическую модель в соответствии с существующими глобальными тенденциями и вызовами, расширяющими сферы влияния во всем мире.
В свою очередь Российская Федерация пытается сохранить конкурентную способность государства в форме регионального лидера с перспективой возобновления статуса наднационального государства.
Не менее показательными факторами в вопросе управления социально-экономическими процессами стали события так называемой «арабской весны» в Тунисе, Египте, Ливии, а также качественно новые по содержанию общественно-политические движения в Европе и других странах мира.
Все это вместе может свидетельствовать о неготовности подавляющего большинства политических элит мира адекватно реагировать на кризисные явления в системе международных отношений и мировой экономики и предложить превентивные модели эффективного развития, способные стать кластерами для развивающихся стран.
В этих процессах имеет место как позитив, так и негатив. С одной стороны, каждый актер может предложить собственную национальную инновационную модель антикризисного управления, способную стать примером для других, с другой — отсутствие моделей, способных разрешать системные конфликты социально-экономического и гуманитарного характера, может спровоцировать региональный хаос с далеко идущими последствиями.
ГЛОБАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ И ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ
В частности, речь идет о появлении новых глобальных трендов и вызовов, детерминирующих потребность нового виденья принципов управления:
1) растущая роль индивида и его активности в политической и социальной плоскости (повышение «агрессивности» личности и рост конфликтогенности гражданского общества);
2) увеличение удельного веса среднего класса в социальной структуре и его активизация (значительное повышение давления на власть);
3) появление новых идеологий на основе информационной, коммуникационной и мультимедийной революций (возникают новые социальные связи, типы гражданского поведения, мировоззренческие установки и новые типы социальных рефлексий, которые представляют серьезную угрозу стабильности существующим политическим и экономическим элитам мира);
4) возникновение новых форм социальной организации и коммуникации (социальные сети, блогосфера, флешмобинг и т. д.) — повышение способности гражданского общества оказывать давление на власть (новейшие способы технологического и организационного влияния);
5) неэффективность существующего социального договора и недейственность социальных лифтов (усиление социального недовольства и высокая вероятность общественных волнений);
6) демографический кризис в развитых странах и, как результат, трудовая миграция (высококвалифицированных специалистов и разнорабочих) из развивающихся стран; потеря человеческого потенциала в странах третьего мира;
7) растущая роль высокотехнологических средств коммуникации и информационных технологий — рост социальной и политической мобильности, угроза существующим политическим режимам;
8) борьба за жизненно необходимые ресурсы (энергетические, земельные, водные ресурсы и ресурсы, обеспечивающие высокотехнологическое развитие экономики и т. д.) — заострение противостояния между мировыми актерами во всех частях света;
9) стагнация существующей геоэкономической модели (банковская, финансовая, кредитная, монетарная, валютная сферы) — смещение центров экономической активности из стран развитого пояса в развивающиеся страны, а также ожидание новых волн экономической рецессии;
10) избыточная концентрация власти и капитала в руках ограниченного круга глобальных суперэлит (ФПГ и транснациональные корпорации) — рост социального напряжения, силовые варианты перераспределения ресурсов и благ;
11) растущий политический и экономический вес развивающихся стран — переформатирование существующих глобальных коалиций и вероятные угрозы конфликтов с англосакским миром;
12) появление новых смертельных заболеваний, эпидемий и штаммов вирусов — трудно контролируемые пандемические вспышки заболеваний во всем мире;
13) техногенные катастрофы нового поколения.
Все это актуализирует тезис относительно необходимости создания адекватных существующим тенденциям проектов развития и управления, а также синтеза новых социальных идеологем, способных упорядочить хаотические движения цивилизации. В контексте этих событий показательным является ряд заявлений, докладов и аналитических отчетов ведущих экспертов, исследовательских учреждений, университетов и так называемых «фабрик мыслей» (К. Поппер, Г. Кисинджер, С. Хантингтон, Ф. Фукуяма, Даль, Г. Алмонд, К. Дейч Дж. Фридман (Sratfor, США), Council of Foreign Affairs (США) и др.), сосредоточивающих свое внимание на актуальных проблемах современности и повышении эффективности механизмов, способных реализовывать интересы стран, которые они представляют:
1) управление вновь созданными рынками (экономика);
2) энергетика и политика (управление);
3) предпринимательство (бизнес) и публичная политика;
4) глобальная политика;
5) региональная политика (комплексная аналитика ситуации в регионах мира);
6) политика в сфере науки и технологий;
7) философия и публичная политика;
8) прикладные и информационные технологии;
9) феномен терроризма, транснациональной преступности и коррупции;
10) демография и национальная безопасность;
11) этнические конфликты, проблемы решения гражданских войн и беспорядков;
12) долгосрочные стратегические программы развития; стратегическое и военное планирование в межвоенные периоды;
13) прогнозирование и аналитика политических и социальных процессов;
14) исследование среднеазиатского региона;
15) исследование китайского региона;
16) культура в глобальных отношениях;
17) исследование феномена холодной войны;
18) новейшие подходы в исследовании безопасности Евразии;
19) международное сотрудничество в Азии;
20) политика в сфере освоения космоса (программы развития и управления).
ВЕРОЯТНЫЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА: ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ
В этом контексте среди фактов, заслуживающих внимания, следует выделить опубликованный отчет Национального Совета по разведке США под названием «Глобальные тренды 2030: альтернативные миры». Авторы документа определяют основные тенденции развития человечества и прогнозируют вероятные пути развития мира. В частности, в докладе обозначен такой перечень вызовов:
1. Сложная демографическая ситуация. В странах так называемого «развитого пояса» происходит уменьшение рождаемости и старение населения, что приведет к необходимости создания искусственной миграции из других стран. Ожидается, что из развивающихся стран произойдет массовый отток не только интеллектуальной элиты, но и неквалифицированной рабочей силы.
2. Увеличение доли (удельного веса) среднего класса и роли личности в глобальной социальной структуре мира и уменьшение разрыва между бедными и богатыми. Это, скорее всего, увеличит возможности граждан влиять на общественно-политические процессы во всех странах мира. Однако возникает вопрос: будет ли устранен разрыв между бедными и богатыми в развитых странах и в странах пояса периферии (вероятные социальные катаклизмы в Азии).
3. Кризис классических моделей управления как в глобальном формате, так и на внутреннем уровне управления государством. Отсюда — поиск альтернативных способов и методов управления глобальными процессами, в частности делегирование управленческих полномочий США ряду стран, региональным лидерам (КНР, ЕС, РФ, Бразилия, Турция, Мексика и т. д.).
4. Гуманитарный кризис (прежде всего нехватка продуктов питания и питьевой воды), который может привести к региональным конфликтам и заострению международной ситуации, особенно в Африке и Азии.
5. Вероятные (возможные) волны новых экономических кризисов и рецессий (банковский сектор, валютные колебания, дисбаланс мировой торговой системы и т. п.). Прежде всего это может представлять опасность для развитых стран мира, хотя экономические потрясения не обойдут и другие страны.
6. Общественно-политическая нестабильность во многих странах мира (Юго-Восточная Азия, ЕС, РФ, Африка). Вероятные сценарии трансформации географической и политической карты мира.
7. Масштабный рост роли новейших технологий. В ближайшем будущем использование информационных и военных технологий (гражданами, негосударственным сектором) может стать серьезной угрозой стабильности как для отдельных стран, так и для целых регионов.
8. Переформатирование центров влияния, роста роли ряда стран и уменьшение влияния других. Прогнозируется последующее укрепление позиций Китая и потеря международного влияния и могущества Россиией которая в значительной мере может изменить геоэкономический и геополитический ракурс в глобальном мире.
9. Появление новых межгосударственных объединений и образований на Евразийском суперконтиненте.
10. Осуществление энергетической революции с появлением альтернативных источников энергии (сланцевый газ, биотопливо и т. п.).
Вышеуказанные тенденции могут существенно влиять на Украину и поставить ее в неоднозначную ситуацию, своеобразную точку бифуркации, способную кардинально изменить развитие событий в стране как в худшую, так и в лучшую сторону.
Нет сомнений, что глобальные тренды мира в значительной степени влияют на формирование условий внутри Украины. Во многом украинские тенденции повторяют мировые тренды. В частности можно выделить следующие аспекты:
1) рост субъектности и роли гражданина во влиянии на принятие политико-управленческих решений и распределение ресурсов (независимо от эффективности политической власти);
2) формирование и становление «нового» среднего класса, его социальная радикализация, увеличение разрыва между бедными и богатыми;
3) системный кризис управления и появление новых прагматических моделей управления;
4) появление новых социальных технологий на основе мультимедийного общества, что приводит к возникновению новых общественно-политических идеологий, организаций, моделей поведения;
5) повышение общественной и политической роли новых форм социальной организации (интернет-сообщества, культурологические, религиозные, экономические, преступные сообщества и т.п.);
6) возрастание роли информационных технологий;
7) отсутствие реального социального договора между обществом, государством и корпорациями;
8) неэффективность и деформации существующего социального лифта между гражданином, корпорациями и государством;
9) демографический кризис и потеря Украиной человеческого потенциала;
10) чрезвычайная концентрация рычагов влияния и право распределять ресурсы ограниченным кругом людей, межкорпоративные войны;
11) неэффективность устаревшей кластерной модели экономики для Украины;
12) непродуктивные реформы и социальная апатия, перерастающая в акты общественного неповиновения.
УКРАИНА — СУБЪЕКТ ИЛИ ОБЪЕКТ ДЕЙСТВИЯ?
В последнее время в Украине сложилась достаточно сложная социальная, экономическая и политическая ситуация. В опубликованных материалах «Отчет о мировом богатстве-2012» немецкой страховой кампании Allianz, среди 52 стран мира, ВВП которых составляет 90% мирового ВВП, Украина оказалась на 49 позиции среди 10 самых бедных стран мира. К тому же развитие страны характеризуется увеличением внешнего долга, уменьшением золотовалютного запаса, девальвацией гривны, увеличением разрыва между бедными и богатыми, масштабным оттоком капитала в страны Европы и США, падением промышленных мощностей, неконкурентной возможностью украинских товаров, ограничением экспортно-импортных возможностей страны (ВТО) и т. п.
Наряду с этим не прекращаются геополитические манипулирования Украиной извне. В сущности, Украину воспринимают как своеобразное «дикое политическое поле по отработке новых технологий влияния». Создается впечатление, что к Украине применяют такие правила игры, когда единственным правилом является отсутствие правил со временным победителем.
Россия продолжает углеводородное и гуманитарное давление на Украину, постоянно удерживая ее на «газовом крючке» зависимости, пытаясь окончательно втянуть в орбиту своего влияния (Таможенный союз). По оценкам большинства экспертов, в таких условиях Украина останется формально самостоятельной и вместе с тем жестко контролируемой в энергетической, экономической и внешнеполитической сферах. В этом случае Россия использует «союзную» Украину в качестве фактора давления на западные страны для проведения собственной геополитической игры.
США, вместе с ЕС, не прекращают критику политической системы и политического режима Украины, выстраивая поливариантные модели поведения. Используя личностные, экономические, этнические факторы развития украинского политико-экономического истеблишмента, западные страны и США с помощью своих «агентов влияния» (политики, общественные деятели, владельцы финансово-промышленных групп, общественный сектор и т. п.), на средства экономических, общественных, научно-образовательных, культурных проектов и фондов достаточно удачно осуществляют неформальное влияние на Украину. Что интересно, работа и переговоры ведутся со всеми институциями и актерами (гражданское общество, оппозиция, власть) по классическим схемам бизнес-менеджмента.
ЕС в условиях экономического и административного кризиса продолжает создавать плацдарм для подписания договора об ассоциации Украины с ЕС без реальных временных рамок, не гарантируя при этом никаких экономических и политических преференций, тем самым пытаясь конкурировать с РФ в вопросах влияния на Украину, ожидая изменения внутриполитической составляющей внутри последней. Вместе с тем формальный процесс сближения в нынешних условиях является важным для обеих сторон. В ЕС констатируют необходимость европейского цивилизационного продвижения со всем набором ценностей и мировоззренческих принципов на восток Европы, но не педалируют вопрос экономического и энергетического развития. Украина в этих проектах рассматривается только как «буферная зона» собственных финансовых, энергетических, миграционных, территориальных и региональных интересов.
УКРАИНА В КОНТЕКСТЕ ЭПОХИ МОДЕРНИСТСКОГО АВТОРИТАРИЗМА: УСИЛЕНИЕ РОЛИ ГОСУДАРСТВА
Очевидно, «давление», а точнее влияние в разных формах со стороны ключевых игроков мирового сообщества на Украину будет и в дальнейшем повышаться, что приведет к усилению роли национальных центров принятия политических и экономических решений. Речь идет как об усилении авторитарной составляющей в управлении политическим режимом, так и о появлении новых модификаций демократии (контролируемая демократия, управляемая демократия, теледемократия, сетевая демократия, духовная, стихийная и т. п.). По крайней мере до 2015 года (выборы Президента Украины) будет иметь место жесткий контроль государства над всеми сферами жизнедеятельности общества с целью создания эффективных финансовых, организационно-политических, силовых и информационных институтов самосохранения ключевых элементов политического режима. Очевидно, будет наблюдаться процесс перераспределения капитала, имеющихся ресурсов и расширения монополий с последующим оттоком полученных финансовых дивидендов в страны Запада и мира в целом (Европа, США, Азия, Латинская Америка и т. п.). Параллельно с модификацией и поиском новых моделей управления будет происходить радикализация населения, так как существует почва для распространения анархических, изоляционистских и других настроений среди молодежи и среднего класса (в силу их социально-экономической и общественно-политической нереализованности на фоне значительного обнищания населения), что в свою очередь может привести к новым социальным катаклизмам с высоким уровнем напряжения. Все это будет подогреваться политическими противоречиями и хитросплетениями украинской политики.
ВЫЗОВЫ УКРАИНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ: ГРАДУС КОНКУРЕНТНОСТИ
В этих условиях главными задачами для действующих лиц публичного сектора должны стать:
1) сокращение бюджетного дефицита и структурных долгов;
2) поддержка эффективного политического контроля над экономикой, несмотря на процессы глобализации;
3) стимулирование конкуренции на всех уровнях публичной власти (местный, региональный, государственный и межгосударственный уровни);
4) удовлетворение растущих потребностей граждан относительно выплаты и финансирования программ социального характера, реализуемых публичными администрациями;
5) управление конфликтами относительно перераспределения всех видов ресурсов путем исключения определенных социальных и корпоративных групп влияния;
6) повышение профессионального уровня специалистов в сфере управления публичными ресурсами, которые по разным причинам постоянно уменьшаются;
7) применение демократического императива относительно необходимости системной оценки и прогнозирования последствий принятых властью законов и регламентирующих актов;
8) создание современного (отвечающего реалиям и вызовам) социального лифта, способного аккумулировать все виды ресурсов, реформировать систему управления и удерживать ее от политической деградации;
9) политическая интеграция политического меньшинства в процесс принятия политико-административных решений и связанное с этим консенсусное управление конфликтами, возникающими в результате противостояния большинству.
Однозначно, место Украины в глобальной «перестройке», по мнению зарубежных экспертов, является достаточно номинальным. Украина остается только объектом внешних влияний. Вместе с тем вызовы, представшие перед молодым Украинским государством, являются определенного рода шансом найти такой ответ, который даст возможность ему стать конкурентным субъектом в региональных и глобальных процессах.