Политики и эксперты продолжают комментировать заявление о намерении парламентско-правительственной коалиции выдвинуть единым кандидатом в президенты на выборах-2004 премьер- министра Виктора Януковича, прозвучавшее вскоре после негативного голосования в Верховной Раде по политреформе. Свое мнение в интервью журналистам в Днепропетровске высказал Президент Украины Леонид Кучма. «Главная задача коалиции сегодня — не реформа, а победить на выборах. А она, я думаю, всегда двумя руками поддержит реформу», — заявил глава государства. Президент также отметил, что считает шансы В.Януковича «очень высокими». В свою очередь, сам премьер подчеркнул, что его основной предвыборной стратегией является успешная работа правительства: «Стратегия не будет меняться: работать круглые сутки, пахать. Я считаю, у нас нет иных вариантов». На вопрос, кого он считает своим главным оппонентом в предвыборной кампании, В.Янукович ответил: «Будет дорога — дорога покажет...»
Андрей ЕРМОЛАЕВ, директор Центра социальных исследований «София»:
— Выдвижение единого кандидата — это не информационная формулировка, а формулировка политического действа. Поэтому говорить можно скорее об инициативе группы политических лидеров по поводу возможности Януковича как единого кандидата, и не более того. Кроме того, процедурно единый кандидат может появиться только в результате регламентированного законом процесса выдвижения. Посему единый кандидат как факт и как феномен возможен не ранее первой декады июля. Хотя понятно, что Янукович — один из наиболее вероятных претендентов на эту роль от той коалиции, которая эту инициативу выдвинула. Не стоит забывать, что каждой партии предстоит еще сделать внутренний замер в форме конференций, политических выводов и т.д. — не может группа лидеров без легитимных решений своих организаций принимать такие решения. Модель единого кандидата признали все участники коалиции и часть политических сил, которые находятся вне парламента. Но остается вопрос: единый кандидат чего? Если коалиции, то речь должна идти об определенных содержательных позициях, на основе которых эта коалиция работает.
Петр ЦИБЕНКО, фракция КПУ:
— Ничего неожиданного не случилось. Но хотелось бы обратить внимание на одно событие, которое странным образом совпало во времени с вышеупомянутым. В тот же день, когда было объявлено о решении выдвигать премьера Януковича кандидатом от сил провластной коалиции, стало известно об отмене печально известного постановления Кабинета министров Украины № 253, которое называлось «О стратегии замены льгот адресной помощью». То есть речь идет о том, что уже сделан первый «царский подарок» отверженному народу Украины со стороны правительства. Но вопрос о том, кто именно пойдет на выборы в качестве ставленника власти нас, коммунистов, особенно не волнует.
Виктория ПОДГОРНАЯ, Центр социально-политического проектирования:
— Выдвижение Виктора Януковича вряд ли можно считать окончательным решением большинства — скорее, предварительным. Наиболее неудачным вариантом выдвижения единого кандидата от власти является проталкивание на эту роль представителя какой-либо из олигархических групп, которые доминируют в большинстве и политическом процессе. Лучше, чтобы этот политик был равноудален от всех финансово-промышленных групп. Однако вряд ли Януковича можно назвать нейтральным кандидатом, представителем всей Украины. Это будет провоцировать дальнейший раскол по линии восток—запад. На данном этапе определенная группа влияния в украинском политикуме показала, что считает наиболее вероятным сценарием для страны сценарий преемника. Но на самом деле наиболее благоприятным сценарием для Украины была бы политическая реформа. Только нормальная реформа в интересах всего общества, а не как результат противостояния разных политических групп.
Ярослав СУХОЙ, фракция СДПУ(О):
— Я приветствую выдвижение Виктора Януковича. Виктор Федорович добился успехов сначала на региональном уровне, поставив Донетчину на надежные рельсы, ведущие к благосостоянию, а потом и на общегосударственном, дав старт ощутимому экономическому и социальному росту. При этом Янукович не занимался политиканством, а проявил профессионализм в руководстве коалиционным правительством. Как мне кажется, это достойный кандидат на роль главы одного из ведущих европейских государств.
Сергей ТЕЛЕШУН, профессор, доктор политических наук, президент Украинского благотворительного фонда «Содружество»:
— Непринятие Радой политической реформы подталкивает большинство к более активному поиску кандидата и более активному его выдвижению. На сегодняшний день выдвинут кандидат от части большинства, который имеет все рычаги административного и социального влияния. Заявление о том, что такое решение поддержало большинство — пока на уровне абстракции. Я слышал заявления донецких региональных структур, но не слышал заявлений лидеров других партий и фракций большинства, в том числе и на партийных съездах. Не следует исключать действия факторов социально-экономического характера, которые могут существенно повлиять на рейтинги, а также выхода отдельных кандидатур от большинства, которые в процессе политических торжищ будут более оптимальны. Причем, чтобы это касалось как большинства, так и оппозиции.
Юрий КОСТЕНКО, фракция «Наша Украина»:
— Думаю, рано еще называть Виктора Януковича кандидатом от большинства. Если говорить об юридической стороне процесса, никакие документы пока не оформлялись, к тому же, для выдвижения нужны решения съездов. Если же говорить о фактической стороне этого выдвижения, я убежден, что много партий, находящихся сегодня в большинстве, не будут поддерживать эту кандидатуру, поскольку сами имеют политические планы. В частности — на 2006 год, на парламентские выборы. Не думаю также, что весь имеющийся в наличии админресурс будет использован в пользу Януковича-кандидата. Ведь после неудачи политреформы у премьера исчезли надежды получить непосредственное влияние на местные администрации. А после этого местная власть в первую очередь будет ориентироваться на проходного кандидата, как это было в 1994 году. Кроме того, против Януковича будут играть экономические противоречия между наиболее мощными политико-бизнесовыми группировками в провластной среде.
Тарас СТЕЦКИВ, фракция «Наша Украина»:
— То, что выдвижение Януковича состоялось таким странным кулуарным образом, я объясняю только одним: проиграв конституционную реформу, попав в своеобразный нокдаун, власть решила попробовать перехватить инициативу и выдвинула Януковича, чем хотела продемонстрировать, что она монолитная, единая и т.д. Если ничего не изменится, и Янукович действительно пойдет на выборы как единственный кандидат от власти, то, считаю, он будет серьезным противником для нашего кандидата. Без сомнения, поединок «Янукович — Ющенко» будет очень горячим. Мы считаем, что Янукович имеет в нем шансы на победу, но только за счет манипулятивных технологий. Кроме того, в активе у Януковича может быть и другая технология: поднятие социальных выплат (зарплат, пенсий) в течение ближайших месяцев.
Олег ЗАРУБИНСКИЙ, фракция НДП:
— Пока что Виктора Януковича никто не выдвинул. Если бы это был официальный, легитимный акт, то он должен был быть публичным. То, что состоялось в среде нескольких политиков, а потом интерпретировалось заинтересованными сторонами и СМИ, я не могу назвать выдвижением кандидата в президенты. Насколько мне известно, на этом собрании какого-либо голосования, например, руками, не было. Я не думаю, что координатор большинства имеет право считаться спикером каждого из депутатов. Во всяком случае, я и многие мои коллеги-парламентарии не давали отдельным политикам полномочий высказываться за нас по вопросу относительно кандидата на пост президента. Что касается позиции НДП, то, я надеюсь, мы и дальше будем работать в соответствии с собственной стратегией, программой и политической платформой — платформой народной демократии. Где говорится и о том, что НДП должна выходить со своим кандидатом на президентские выборы. Речь идет об очень серьезном вопросе, и меня удивляет, что большинство по этому случаю до сих пор не собиралось. Хотелось бы, чтобы для начала большинство провело официальное собрание, где бы каждый депутат зарегистрировался соответственно как член большинства, чтобы было засвидетельствовано, что у большинства действительно есть во всяком случае 226 депутатов. Далее должна состояться дискуссия, обсуждение различных кандидатур. И только тогда можно будет говорить о каком-то реальном решении.