Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Дорога с препятствиями

Валерий ПИСАРЕНКО: В ближайшее время станет понятно, ради чего блокируется парламент
20 февраля, 1996 - 19:16
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Закономерность это или совпадение, но политическая жизнь в который раз доказывает, что судьба одноименного блока Юлии Тимошенко напоминает драму со всеми присущими этому жанру «спецэффектами». Показательный момент: находятся бютовцы в оппозиции — выглядят успешно, уверенно, активно наращивая при этом электоральные мышцы. Но как только БЮТ становится властью, тотчас начинаются проблемы: с коалиционными партнерами, с оппонентами... да со всем. ...Правительство работает всего два месяца, а политики из разных лагерей уже копают ему могилу. «Очищенная» Верховная Рада с новой коалицией не проработала и полугода, а спикер уже ставит крест на украинском парламентаризме...

В чем драма украинских демократов? Почему они являются блестящими, креативными и эффективными оппозиционерами — и столь слабой властной командой? Сработает ли в 2008-м то, что не сработало в 2005 м? На этот и другие вопросы «Дня» ответил народный депутат, представитель пропремьерской фракции БЮТ Валерий ПИСАРЕНКО.

— Валерий Владимирович, вы являетесь представителем БЮТ в Конституционном совете, который вчера начал свою работу. Конституционный совет состоит из политиков и народных депутатов, которые, наверное, в равной степени ответственны за украинские кризисы последних лет. Исходя из того, что эти люди — «архитекторы» кризисов, могут ли они успешно провести и консолидированно — в первую очередь с обществом — завершить столь сложный конституционный процесс?

— Знаете, ответ на ваш вопрос зависит от того, какое именно место будет иметь Конституционный совет в вопросе утверждения либо нового проекта Конституции, либо внесения изменений в действующую. Если Конституционный совет все же станет консультативным органом для Верховной Рады, где фактически и должно состояться утверждение изменений в Конституцию, то, на мой взгляд, может быть выработан единый подход и единая модель Конституции. Если на Конституционный совет будут возлагать надежды как на орган, который сделает проект Конституции для вынесения его на референдум, то я думаю, в этом случае будет противостояние и непонимание многих политиков.

— Заместитель главы президентского Секретариата госпожа Ставнийчук заявила, что уже летом можно ожидать плодов от работы Конституционного совета. Как вы прокомментируете соотношение времени и возможностей Конституционного совета?

— Необходимо понимать и осознавать, что люди, входящие в Конституционный совет, помимо прочего, будут сотрудничать со специалистами, с консультантами. Это очень рутинная работа, поэтому говорить о вероятности разработки проекта Конституции за месяц, два, три — я считаю, не представляется возможным.

— Тогда ваш прогноз: когда обществу можно ожидать точки в «вечных» запятых конституционного процесса по-украински? Это во- первых. Во-вторых, с учетом, в первую очередь, ментальности украинских политиков, творцов нового Основного Закона страны, не приведет ли проект «Новая Конституция» лишь к консервации кризисов?

— В первую очередь, хотел бы ответить на вашу реплику касательно кризиса: никакого кризиса на сегодня в Украине нет. То, что происходит, не более чем нежелание, подчеркну, одной политической силы смириться с мыслью о том, что они уже не власть. А что касается вопроса о потенциале Конституционного совета, то я в данном случае являюсь оптимистом и считаю, что если мы плодотворно поработаем в Конституционном совете, то до конца года сможем наработанный материал передавать в Верховную Раду.

— Как вы считаете, исходя из полной полярности видений как формы, так и содержания Конституции, реально ли сегодня вообще говорить об общем, консолидированном конституционном знаменателе?

— В современных условиях ни одна политическая сила не сможет утвердить окончательный вариант Конституции под одного конкретного человека, будь этот человек президентом, премьер-министром, лидером оппозиции или спикером. Сегодня у нас есть устоявшаяся модель парламентско-президентской республики. Я думаю, что все политики понимают, что ломать эту модель, как говорится, на скорую руку и радикально, нельзя. Да, действительно, будет дискуссия касательно роли должности президента. Мы понимаем, что эта дискуссия будет только наращиваться по мере того, как будет работать Конституционный совет, и по мере того, как будут поступать предложения от различных политических сил. Вместе с тем, я бы не делал сегодня акцент на том, что может быть передергивания и споры посредством усиления президентских, парламентских или правительственных полномочий. Я считаю, что основное задание Конституционного совета — выработать такие механизмы сотрудничества между ветвями власти, чтобы не было разного рода несогласованностей с известными всем последствиями. Если Президент вносит кандидатуру, например, министра иностранных дел, то это исключительно его прерогатива и никакие другие субъекты власти не имеют права этого делать. А если правительство сегодня отвечает за экономику, то необходимо сделать так, чтобы никто — ни Президент, ни председатель Верховного Cуда не решал, каким образом завтра выплачивать заработную плату людям в этой стране, поскольку ответственным за этот участок есть Кабинет Министров и его глава. И так далее. Словом, у нас есть масса вопросов, которые нуждаются в ответе, о том, как нам избежать влияния одной ветви власти на другую при одновременном сохранении функций контроля.

— Все мы прекрасно помним, в каких условиях принимались последние поправки в Конституцию. Как на сей раз, думаете, будет с чистотой процедуры? И еще. Конституция, а точнее — необходимость ее изменять, совершенствовать, перекраивать, является избирательной козырной картой едва ли не всех политических сил. На последних парламентских выборах все также активно говорили о том, что наши кризисы — следствие противоречивости Основного Закона страны. Однако одновременно с закрытием избирательных участков пропадал и интерес к Конституции. Вот, например, БЮТ, на выборах твердил: надо проводить референдум по Конституции. Что сейчас с этой инициативой?

— Я не согласен с вашей предельно резкой оценкой. Блок Юлии Тимошенко, пожалуй, единственная политическая сила, которая не только заявила о том, что необходимо менять Конституцию, и не только заявила о необходимости проведения референдума по ключевым вопросам. Мы собрали более четырех миллионов голосов и подали их в Центризбирком с тем, чтобы провести референдум. Более того, мы одними из первых подали наших кандидатов в Конституционный совет. Поэтому я не думаю, что нас можно сегодня упрекать в том, что мы забыли об избирательных обещаниях одновременно с закрытием избирательных участков. Напротив (и вы это видите): с закрытием избирательных участков мы начали выполнять то, что мы обещали людям, в том числе и выплаты вкладов «Сбербанка» и так далее. Что же касается позиции всех политических сил и, как вы говорите, юридической чистоты процедуры, — знаете, я бы сегодня еще не говорил о том, что мы наверняка выйдем на окончательный вариант Конституции. Возможно, в итоге в стенах парламента не будет утвержден новый вариант Конституции, потому что для этого необходимо 300 голосов, которых на сегодня не имеет ни одна политическая сила. В виду этого факта необходимо будет договариваться, искать компромиссы, и если на каком- то этапе договориться не удастся, конституционный процесс будет заблокирован. Я думаю, нам не нужно продолжать тот грустный опыт утверждения Конституции или изменений в нее экстраординарным способом, чтобы мы потом не приходили к очередным кризисам.

— Как, на ваш взгляд, повлияет маячок президентских и призрак парламентских выборов на конституционный процесс?

— На мой взгляд, много политиков будут использовать эту карту в своих интересах. Мы уже чувствуем, что начинается не только конституционный процесс, но и избирательная кампания для многих политиков. Однако при всем этом думаю, что названные вами факторы не будут играть существенную роль, поскольку конституционный процесс стартовал не потому, что через два года выборы Президента. К слову, что касается парламентских выборов, то хочу отметить, что, согласно действующей Конституции, решение о проведении внеочередных выборов в парламент может быть принято не раньше 23 ноября текущего года.

— Чтобы закрыть конституционный вопрос, скажите, какой является идеальная Конституция в видении народного депутата Валерия Писаренко?

— Идеальная украинская Конституция — это та Конституция, которую уважают и выполняют все без исключения украинцы.

— Несколько ранее вы сказали о том, что на сегодня кризиса в стране нет. Как тогда назвать то, что происходит в Раде? С момента выборов прошло больше полугода, а парламент и, в частности, правящая коалиция удосужились принять восемь законов. Как вы будете отвечать перед избирателем за парламентскую бездеятельность?

— А вы предлагаете, чтобы мы ходили с рогатками и стреляли в воздушные шарики регионалов? Если вы помните, то мы снимали блокаду и давали спикеру возможность начать пленарную работу. А сегодня, к сожалению, у спикера нет силы воли к ведению пленарного заседания в экстренных условиях. Я вас хочу уверить, что уже в ближайшее время станет понятно, ради чего они на самом деле блокировали парламент.

— И ради чего?

— Сегодня их требование уже не НАТО, а утверждение закона «Об оппозиции» и предоставление им большего количества должностей в системе власти. И все общество скоро увидит, за что они торговались...

— Так дайте им должности и работайте, в чем же проблема?

— Да, мы изначально заявили, что мы готовы отдать все контрольные должности, в том числе заместителей министров, оппозиции. Однако оппозиция хочет чего-то большего, и мы скоро увидим, за какую все-таки должность они так рьяно бьются. Это первое. Второе. Да, я согласен с вами в том, что количество законов, которое мы смогли утвердить за время работы Рады — небольшое. Однако давайте посмотрим, что это за законы. Только лишь одним законом «О Госбюджете» были утверждены дополнительно изменения в более чем сто законодательных актов, которые позволили сегодня правительству существенно изменить социальные стандарты в стране. Вклады «Сбербанка»? Выплачиваются. Заработные платы и пенсии, подчеркну — с первого января, подняты. Мы наконец начали заблокированный ранее процесс касательно подготовки к Евро-2012. Мы вступили в ВТО и так далее... Понимаете, существующая законодательная база, возможно, несовершенна и действительно нуждается в ежедневном совершенствовании, но правительство сегодня отрабатывает и за себя, и за Верховную Раду, и, как говорят, за того парня.

— А вот в Секретариате Президента, похоже, есть сомнения, и касательно бюджета в том числе. Кабмин не учел большинство предложений и замечаний главы государства относительно изменений в Госбюджет — жалуется замглавы президентского Секретариата господин Жуковский. У Ющенко и Тимошенко разные виденья основного финансового документа страны?

— Давайте будем называть вещи своими именами. На самом деле ситуацию расшатывает не Президент и не Юлия Тимошенко. Ситуацию расшатывают какие-то заместители главы канцелярии, какие-то помощники... Вот меня интересует, почему этот господин Жуковский не носит в канцелярию для Президента набор ручек, другие канцелярские товары? Почему он заявляет о том, что учло правительство, что не учло, что сделало, а что нет? Вот после этого и случаются конфузы, когда Секретариат Президента сначала дает письма, согласовывая отдельные законопроекты (имею в виду тендеры), а потом эти письма отзывает и начинает говорить, что БЮТ не имел права поддерживать этот закон. Знаете, мне кажется, что Президенту, при всей его занятости, следует все же обратить внимание на то, каким образом сегодня работает его Секретариат. А там все кому не лень комментируют деятельность правительства. Извините, уважаемые! Если бы хоть в одном законодательном акте было записано, что такое Секретариат Президента и о чем он сегодня имеет право говорить, то, думаю, мы тогда бы эту критику воспринимали. А так...

— Господин Писаренко, да, с одной стороны, с вашей позицией можно согласиться. Но с другой — Президент ведь ни разу не опроверг даже самые резкие оценки, прозвучавшие из уст заместителей главы Секретариата или непосредственно Виктора Балоги. Так что, если уж совершенно откровенно, то, пожалуй, стоит говорить, что они всего-навсего ретранслируют то, с чем на самом деле солидарен глава государства. Словом, черная кошка, как и в 2005-м, снова пробежала между Виктором Андреевичем и Юлией Владимировной.

— Давайте в таком случае договаривать до конца: черная кошка — это Секретариат Президента. Возможно, ошибка Виктора Андреевича состоит в том, что он не комментирует то, что делает и говорит его Секретариат. Мне непонятно, почему Cекретариат комментирует большинство экономических вещей? Они ведь этим самым вносят раздор не только в отношения Президента и правительства, но и вносят непонимание в общество: а что же на самом деле происходит у Президента, в его собственной крепости — Секретариате?

Со стороны Тимошенко в адрес Президента не было ни единого резкого заявления. Со стороны правительства в адрес Президента — ни единого резкого заявления. Мы же не говорим о том, что во внешней политике следует, а что нет, делать главе государства, потому что это не наша компетенция. Однако если звучит нормальная критика из уст Президента, мы ее воспринимаем, поскольку мы — единая команда, мы с партией Президента сформировали демократическую коалицию...

— Насколько вы, представители БЮТ, в виду «брожения» в лагере ваших партнеров по коалиции уверены в прочности правящего большинства? Сегодня политики уже открыто говорят о скором коалиционном «перевороте». Анна Герман заявляет, что Виктор Янукович проводит активные консультации на сей счет, Владимир Литвин, подхватывая волну, уверяет, что его фракция готова присоединиться к новой коалиции в составе ПР и так называемого прагматического крыла НУ-НС. Без огня ведь нет дыма...

— Сегодня демократическая коалиция твердая и прочная как никогда. Более того, то, что сейчас происходит, еще более объединяет нас вокруг идеи, с которой мы пришли в парламент. Я бы посоветовал и госпоже Герман, и другим политикам, которые сегодня носятся не только с мыслями, но и с заявлениями о том, что возможен распад, раскол, переформатирование коалиции, чтобы они успокоились и не тешились этим. Балога — премьер, Янукович — спикер, Ахметов — царь... Такого не будет. Хотелось бы, чтобы перед тем, как обнародовать подобного рода заявления, они читали действующее законодательство. Чтобы сменить Тимошенко на посту премьер-министра, необходимо, чтобы была сформирована новая коалиция. Новая коалиция формируется в составе 226 депутатов. Коалиция формируется только фракциями. Соответственно, чтобы была создана новая коалиция, необходимо, чтобы за это проголосовали и поставили свои подписи все депутаты НУ-НС. БЮТ, понятное дело, в любые другие коалиции, кроме коалиции с «Нашей Украиной», не пойдет. Вот вы верите, что все как один представители фракции НУ-НС поставят свои автографы под коалицией с коммунистами, Партией регионов и блоком Литвина?

— Тут с вами можно согласиться. Но выход из рядов пропрезидентской партии господина Балоги развязывает ему руки посредством близких ему парламентариев в нужный момент демонстрировать недееспособность коалиции и правительства. Этот вариант вполне реален.

— А мне кажется, наоборот — своим выходом господин Балога, напротив, связал себе руки. Отныне на него может «полететь много камней» именно из рядов «Нашей Украины», поскольку он уже не член партии. Если ранее к нему его же коллеги относились толерантно, только чтобы, как говорится, не бить своего, то сегодня, думаю, ситуация изменится. Это во-первых. Во-вторых, почему он связал себе руки? Действительно, Виктор Балога стал некой мистически демонической фигурой, и все ждут не дождутся — а что же он теперь будет делать? И вот это ожидание, на мой взгляд, станет его большой проблемой, поскольку ближайший политический проект, который будет связан с именем Балоги, закончится колоссальным фиаско. Почему? Хотя бы потому, что этот проект будут связывать с фигурой, которая, похоже, по уровню демонизации превзошла аналогичный образ господина Медведчука, создавшийся во времена Кучмы.

— А если разбавить ваш оптимизм касательно будущего коалиции ложкой пессимизма и допустить, что информационный дым не сегодня завтра превратится в пожар, потушить который коалиция не сможет? Как будет действовать БЮТ, если нынешнее большинство таки не сдаст экзамен на прочность?

— Знаете, за нашей политической силой стоит весь украинский народ. Это, поверьте, не пафос, а констатация факта. Я подчеркиваю, весь народ, неважно, за кого он голосовал на выборах. Почему? Потому что сегодня все наши действия направлены на защиту народа. А за теми, кто сегодня против нас борется, стоят одни олигархи. И тот, кто сегодня разжигает это пламя, должен понимать, что когда все вспыхнет, все-таки народ будет ставить окончательную точку в этом вопросе.

— Ваш прогноз: когда в украинском парламенте начнется работа?

— Знаете, с учетом наших реалий, наверное, даже Нострадамус не ответит на этот вопрос. Мне хочется быть оптимистом и верить, что это случится в ближайшие дни. Однако, на мой взгляд, Партия регионов все еще ищет пути, каким образом можно замаскировать их настоящие желания, из-за которых они начали блокирование.

Беседовала Наталия РОМАШОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ