Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Дух противоречия

Джорджу Грабовичу — 60
11 октября, 2003 - 00:00

История украинистики на Западе неразрывно связана с именем Джорджа Г. (Юрия Ульяновича) Грабовича, первого и пока что единственного профессора украинской истории кафедры им. Дмитрия Чижевского в Гарвардском университете. Пройдя курс украинского языка в университете штата Коннектикут, Джордж поступил в аспирантуру в Гарварде, где учился у известнейших славистов нашего времени, получил кафедру, которую занимает и сейчас, и стал директором Украинского научно-исследовательского института при Гарвардском университете. Его наиболее известные работы, «К истории украинской литературы» (1977) и «Поэт как мифотворец: исследование символического значения творчества Тараса Шевченко» (1982; переведено Соломией Павлычко под заглавием «Шевченко як мифотворець», Киев, 1991), оказали влияние на целое поколение украинских интеллектуалов. Ученики Грабовича фактически доминируют в области украинского языка и литературы в Северной Америке. Он продолжает оказывать влияние на интеллектуальную жизнь в Украине в качестве главного редактора журнала «Критика» с помощью своего талантливого заместителя Николая Рябчука.

Работы Грабовича противоречивы. «К истории украинской литературы» в значительной степени представляет собой критику книги «История украинской литературы», написанной профессором, чье имя носит кафедра Грабовича. Его работы о Шевченко (главным образом примечания к статье в «Фестсшрифт» Омельяна Прицака, так как названная выше монография принадлежит скорее к традиции пост-структурализма) подверглись критике за то, что автор на основании текстов Шевченко делает выводы о его сексуальной ориентации. Что больше соответствует существующей в американских академических кругах моде искать подтверждения тому, что все истинно творческие личности были, по меньшей мере, латентными гомосексуалистами, чем подлинной биографии Шевченко, явно обнаруживающей его увлечение прекрасным полом. Однако все это расставят по местам время и новые поколения ученых.

Проф. Грабович также внес свой вклад в развитие украинистики по всему миру, будучи одним из основателей Международной ассоциации украинистов (чьим председателем он был избран на первом конгрессе в 1990 г.) и Американской ассоциации украинистов. Он был одним из первых украинистов, получивших приглашение приехать в бывший СССР в то время, когда большинство его коллег находились под запретом как «эмигрантские националисты», и прочел цикл лекций об украинской эмигрантской литературе, явно приспособленных к требованиям хозяев. Что, впрочем, позволило ему заключить необходимые соглашения с нужными «инстанциями» тогдашней Украинской СССР. Его пребывание в должности президента МАУ было отмечено тем, что большая часть работы была возложена на вице-президента Николая Жулинского, а роль, сыгранная Грабовичем в ААУ, привела к расколу в этой организации и исключению из его рядов сторонниками Грабовича ее президента, проф. Джона Физера (Рутгерского университета), которому тем не менее удалось заручиться поддержкой большинства американских ученых-украинистов. Раскол был преодолен, организация воссоединилась, а главный урок, извлеченный из этой истории, видимо, таков: украинисты склонны к фракционизму не менее, чем народ, который они изучают.

Противоречивая, но продуктивная личность, Джордж Грабович оказал свое влияние на мировую украинистику и, несомненно, будет делать это и в дальнейшем.

Проф. Джеймс МЭЙС, консультант «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ