Недавно в Киевском национальном университете имени Тараса Шевченко состоялся семинар «Политические ориентации населения Украины», на котором было представлено одноименное социологическое исследование, проведенное в июне этого года факультетом социологии и психологии университета совместно с Департаментом политических наук университета штата Айова (США) (данные этого исследования уже публиковались в «Дне»). Андрей Горбачик, доцент факультета социологии и психологии Киевского университета, который представил исследование принявшим участие в семинаре ведущим социологам Украины, сообщил также, что «приблизительно в это же время частично совпадающие с этим исследования проводилось в Грузии и России» и что в планы их организаторов входит сравнительная оценка проведенных опросов.
Как свидетельствуют результаты вышеуказанного исследования, политическая система, которая существует сейчас, удовлетворяет лишь незначительную часть опрошенных (около 7%). И хотя большинство склоняется к демократии западного типа (44%), часть приверженцев советской системы остается достаточно высокой (32%). Правда, по мнению социологов, при существующей амбивалентности массового сознания эти результаты нельзя трактовать однозначно. Двойственность сознания, то есть возможность соединения противоречивых взглядов, допускает, например, у определенной группы наших сограждан одновременную ориентацию на Россию, СНГ или союзы типа Россия — Украина — Беларусь и выбор западной системы существования государства. Но одновременно, амбивалентность, по мнению доктора философских наук, ведущего сотрудника Института социологии НАНУ Евгения Головахи «спасает Украину», и при общем ухудшении эмоционального настроения уровень социальной напряженности в обществе остается низким. Так как, условно говоря, из 10 человек в Украине один — жесткий сторонник капиталистической системы, двое — сторонники возврата в прошлое, а семь человек — амбивалентны и создают своеобразную «смягчающую подушку». Амбивалентность, по мнению Е. Головахи, у нас связана не только с тем, что мы живем в переходном периоде — это общемировая тенденция. Она также связана с тем, что в Украине в силу регионального размежевания нет единой национальной консолидированной политической позиции. Единая украинская нация, по мнению социолога, просматривается лишь на уровне конкретного экономического («шкурного») интереса — то есть, во всем, что соответствует непосредственному экономическому интересу наших сограждан западный и восточный регионы идентичны. «Если в Украине и произойдут существенные изменения, — считает Е. Головаха, — они могут произойти только, когда Центральный регион (где-то от Сумской до Хмельницкой, от Житомирской до Кировоградской областей) определится в своих политических ориентациях. Перспектива Украины, ее движение на Запад или Восток, будет зависеть от того, в каком направлении будет эволюционировать Центр. Потому что ни Западная, ни Восточная Украина эволюционировать не будут».
Михаил Мищенко, сотрудник Украинского института социальных исследований, продолжая тему эволюции Центрального региона Украины, высказал мнение, что «для динамики сознания Центра необходимо его региональное самосознание. А центрального сообщества не существует — Центр служит буфером между Западом и Востоком Украины».
Немного с другой точки зрения оценил политические ориентации населения Украины Николай Шульга, замдиректора Института социологии, президент Социологической ассоциации Украины. По его мнению, «рядовой гражданин является объектом действия политических партий». Но на сегодняшний день «население уже разобралось с тем, что такое идеи, которые провозглашает партия, и что такое ее реальные действия». То есть, люди, например, могут поддерживать коммунистическую идеологию, но не голосовать за Коммунистическую партию. В общем, по мнению Н. Шульги в обществе наблюдается пессимизм и определенный цинизм ко всему, что происходит в политической сфере, и большинство реагирует негативно на то, что связано непосредственно с деятельностью политических партий. «И пока в обществе не начнется политическая структуризация, мы не сможем понять, почему люди так себя ведут» — считает социолог.
Ирина Бекешкина, научный эксперт фонда «Демократические инициативы», считает, что интерпретировать результаты социологических опросов в Украине следует прежде всего с точки зрения жизненного пространства, в котором живут люди. Также, в своем выступлении она отметила, что критическая настроенность наших граждан к действующей власти очень высокая. Но это не только украинская тенденция — подобное, по мнению И. Бекешкиной, наблюдается с середины 70-ых годов и в странах Запада. Социолог считает, что политическая культура нашей элиты отстает от общей культуры нашего населения.
Игорь Буров, директор Центра социологических исследований «Поиск», считает, что «политическая система, которая существует сейчас — необозначена. Но как зреет общество, так зреет и партийное движение». По его мнению время личностей прошло и теперь «будет происходить кристаллизация партий по идеологическому признаку». Попытки такой кристаллизации мы последнее время и наблюдаем.