Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Эффект бумеранга

Ольга ГЕРАСИМЬЮК: Создавать какой то альтернативный проект «под Президента»? Это, как мне кажется, только навредит Виктору Ющенко
3 марта, 2008 - 19:21

Глава президентского Секретариата, его заместитель Роман Безсмертный, пять депутатов — членов фракции НУ-НС и пара-тройка губернаторов. Все они ушли не по-английски. Напоследок теперь уже экс-партийцы, громко хлопнув дверью, не смогли отказать себе в удовольствии высказать «фе» руководству НСНУ в лице Вячеслава Кириленко.

Выдержав небольшую паузу, господин Кириленко заявил, что, во первых, «Наша Украина» была, есть и будет партией, на которую в любую секунду может опереться ее почетный президент Виктор Ющенко, а во вторых, партийное брожение не повлияет на стабильность коалиции в Раде.

Следует отметить, что длительное время Виктор Андреевич вообще избегал комментариев относительно ситуации внутри «оранжевого» партийного лагеря. Вскоре, правда, духовный наставник НСНУ прервал молчание и заявил журналистам, что, дескать, все беды НСНУ состоят в ее якобы пассивной роли на пути создания единой партии на базе блока НУ-НС. Показательно, что активные разговоры о вероятности создания нового проекта «под Президента» на базе существующей, однако малоизвестной партии «Велика Україна», глава государства комментировать не стал. Тем временем посыл и ожидания гаранта, похоже, четко уловил лидер НСНУ Вячеслав Кириленко. В минувшие выходные, когда под яркими вспышками фотокамер оппозиционеры от Партии регионов выступали на очередном съезде депутатов всех уровней в Северодонецке, руководство НСНУ в закрытом режиме собралось в здании ЗАО «Киевпроект» на заседание Политсовета. На данном мероприятии, которое длилось пять часов кряду, было принято решение о начале процедуры объединения партий — участниц блока НУ НС под единую партийную крышу. Более того, Вячеслав Кириленко уверяет: процесс пройдет быстро, за два месяца. По его словам, объединение начнется сразу после того, как парламент внесет изменения в Закон «О политических партиях».

Решение Политсовета НУ НС онеобходимости слияния всех партий блока в единое целое сопровождалось распространением среди участников мероприятия проекта устава будущей партии, в котором, как стало известно «Дню», сохранятся слова «Наша Украина». Еще один кадровый плод заседания Политсовета: президентского племянника Ярослава Ющенко избрали заместителем главы НСНУ. А вот экс-нашеукраинцев не трогали, вопрос об их исключении из фракции (о чем заявляли ранее) не поднимали — они останутся народными депутатами, если будут работать в пользу коалиции.

Реально ли довести до логического завершения процесс создания единой партии и окончатся ли вместе с этим процессом «сепаратистские» настроения в «Нашей Украине», ярко проявившиеся в феврале текущего года? На эти и другие вопросы в интервью «Дню» ответила народный депутат от фракции НУ-НС, член Политсовета НСНУ Ольга Герасимьюк.

— Пани Ольга, расскажите, какой была атмосфера на заседании Политсовета НСНУ?

— Необходимо, в первую очередь, сказать о том, что партийцев собрала не тревога — дескать, что-то разваливается, а желание строить партию дальше. Напомню, что новое руководство партии фактически возглавило партию 31 марта прошлого года. То есть, если посчитать, то не минуло и года, как это произошло. Кстати, надо помнить и о том, что приход Вячеслава Анатольевича (глава НСНУ) и нового руководства партии совпало с началом предизбирательной, а затем и избирательной кампании, поскольку были досрочные выборы. Во время тех поездок по Украине Вячеслав Кириленко говорил о том, что мы в будущем создадим единую демократическую партию. Вместе с тем, он говорил и о том, что поспешность в этом деле не оправдана, поскольку можно поспешить и что-то провозгласить, но вопрос, — будет ли это жизнеспособным?

Для создания единой партии необходимо пройти определенную процедуру. Процедура — это, в частности, и внесение изменений в Закон «О политических партиях». Этот вопрос на сегодняшний день еще не мог быть утвержден, поскольку, как вы знаете, парламент пока не работает. Поэтому все разговоры о том, что с процессом создания единой партии якобы не спешили в «Нашей Украине» и вообще в нашем блоке, — пустые, надуманные. Это абсолютно не может быть причиной выхода из партии тех людей, которые об этом сказали. В конечном счете, истинную причину выхода никто из них так и не смог растолковать избирателям. А людей интересует настоящая причина, а не заявления о том, что руководство якобы утеряло связь с партийными организациями, или о том, что якобы тормозится процесс создания единой партии и так далее. Все это слова, на мой взгляд — слова, откровенно нарушающие всю структуру идеологической направленности нашей политической силы. Мне кажется, подобного рода заявления вредят прочности наших рядов, а также не соответствуют тому, что говорит Президент.

— Например?

— Например, в заявлении господина Бондаря — одного из губернаторов, заявивших о своем будущем выходе из партии (поскольку он еще не вышел) сказано, что людям надоело уже заниматься вопросами языка, НАТО и т.д., и в связи с этим необходимо создать другой проект, который будет заниматься другими, более важными вещами. Это, знаете, мне напоминает те времена, когда говорили, что сначала надо колбасу, а потом все остальное. Мне кажется, что когда человек говорит о своем выходе из партии, к слову, партии Президента Ющенко, и говорит о том, что проект должен защищать совсем не те идеалы, которые провозглашает Президент, то у меня возникает вопрос: какой проект они в будущем собираются создавать, если он провозглашает антипрезидентские лозунги?

— Как вы считаете, спустя два месяца в процессе создания единой пропрезидентской партии на базе партий-участниц блока НУ- НС реально поставить точку? Не секрет, что некоторые лидеры партий, например НРУ (господин Тарасюк) и УНП (Юрий Костенко) ранее не аплодировали идее самороспуска и вливания в единую партию.

— Необходимо уточнить, что создание единой партии произойдет не на протяжении двух месяцев, а в период двух месяцев после принятия поправок в закон «О политических партиях». Это, как мне кажется, совершенно реальные вещи. Тем более, что этот законопроект подписан всеми главами партий, которые входят в блок «Наша Украина — Народная самооборона». Вот у меня сейчас в руках этот законопроект, который вносится, цитирую, Зваричем, Кармазиным, Каськивым, Катеринчуком, Кириленко, Костенко, Матвиенко, Стретовичем, Тарасюком. Таким образом, после того, как необходимый законопроект будет проголосован, начнется этот процесс. О том, что «Народный рух» выказал свое твердое согласие, в частности и устами Тарасюка, известно. Известно также и то, что партия «Собор» — самая старая партия в нашем блоке также идет на объединение. И, кстати, предлагается, чтобы дата регистрации новой партии исчислялась по дате регистрации самой старой партии, которая подключается к единой политической силе. С представителями партии «Собор» уже проведены соответствующие переговоры и достигнуто согласие. Вместе с тем выказываются разного рода сомнения, дескать, все ли действительно пойдут на такое объединение? Но нам не столько важно, чтобы объединились все девять партий, сколько чтобы объединились те, кто на это пойдет сознательно, чтобы создать сильную партию объединенных демократических сил.

— По вашему мнению, может случиться так, что этот Политсовет, на котором было четко заявлено о курсе на строительство единой партии, изменит позицию тех, кого пресса называет «отщепенцами»?

— Я их так называть не буду, и вообще — не буду их никак называть. Они имеют право на свое решение, которое, судя по всему, принято в прагматичных целях, совершенно отличных от тезисов в озвученных ими заявлениях. Конечно же, губернаторы находятся под давлением, и поэтому они должны для себя решить, как им быть: как Аваков, который сказал, что он остается в «Нашей Украине» и будет строить новую партию. Или как, например, Бондарь, который написал очень длинное заявление, в котором наговорил много абсолютно несовместимых с политикой пропрезидентских сил вещей. Или вот, например, есть позиция ровенского губернатора, который заявил, что за ним стоят люди и ему необходимо это учитывать... Я не стала уточнять, портить ему настроение и ставить вопрос о том, каких людей он имеет в виду: чиновников или избирателей? Поэтому необходимо, чтобы эти люди в условиях большого давления могли принять достойное решение. К слову, Вера Ивановна Ульянченко, которая также озвучила заявление, близкое к выходу из партии, выступила на Политсовете и сказала, что никуда из «Нашей Украины» не пойдет, поскольку она с самого начала связана с историей этой политической силы. Да, при этом она высказала ряд критических замечаний. Кстати, критические замечания были восприняты абсолютно нормально, и среди них было много таких, к которым стоит прислушаться, в частности, что касается работы партийной структуры. Не следует забывать, что процесс обновления в «Нашей Украине» стартовал вместе с началом выборов, поэтому необходимо учесть и объективные обстоятельства, приведшие к тому, что этот процесс не стал таким идеальным, как кому-то хотелось.

Надо сказать и о том, что есть много людей, желающих работать и строить партию. У нас, кстати, разработана концепция партийного обучения, которую давно заждались наши региональные партийные ячейки. В нашу партию вступают люди... Я вот приехала из Полтавы, перед этим была на Черниговщине и могу об этом уверенно говорить. А все говорят только о тех людях, которые вышли из партии. Кстати, Роман Бессмертный до сих пор так и не подал заявление о выходе, хотя и заявил о нем. Словом, нам назвали несколько имен людей, вышедших из партии, которые, наверное, должны были быть знаковыми, однако не сказали о том, что люди в низовых партийных структурах работают и о том, что новые люди активно пополняют ряды партии. На Политсовете вступил в партию Евгений Гирнык — известная всем фигура.

— А как вы считаете, если процесс создания единой партии на базе партий-участниц блока НУ-НС завершится оперативно и успешно, создание нового проекта «под Президента», о котором в последнее время часто пишут и говорят, будет остановлено?

— Откровенно говоря, я не вижу сегодня необходимости в таком новом проекте «под Ющенко». Я езжу по Украине и слышу от людей, что этот проект не будет иметь поддержки, к нему нет доверия, как к партии Майдана. А если у нас и есть недостатки — а они есть у всех, кто жив, — то, по меньшей мере, «Наша Украина» демократична настолько, что она о себе говорит, а все процессы, которые происходят внутри партии, громкие еще и потому, что партия демократична и она дискутирует, не скрывая эти вещи от общества. Мы транспарентные, и именно поэтому о нашей партии известно столько, сколько не известно ни о какой другой политической силе. И к этому необходимо относиться с уважением, и я уверена, что мы абсолютно ничем не разочаровали наших избирателей. Все, кто наблюдает за нашей позицией, не может нас упрекнуть в обратном — в том, что мы хоть на йоту отступили от того, что вместе с Президентом обещали людям. Создавать какой-то альтернативный проект «под Президента»? Это, как мне кажется, только навредит Виктору Андреевичу, и в целом я не вижу в этом перспективы. Субботнее заседание Президиума показало, что мы на правильном пути. Это действительно было очень важное заседание, туда приехали даже делегации из областей, которые не были приглашены, поскольку Политсовет, как известно, имеет утвержденный состав. Однако они приехали по собственному желанию. Приехали поговорить о том, как дальше строить партию, а не о том, расходиться нам или нет. Это даже смешно звучит.

— Другими словами, «Наша Украина», как и раньше, — надежная опора Президента, а разговоры о том, что это не так — не более чем разговоры...

— Да, и это очевидно. Знаете, «Наша Украина» — практически единственная политическая сила, которая последовательно выполняет предвыборные обязательства, а также обязательства, которые прописаны в коалиционном соглашении. И наша политическая сила настаивает на том, чтобы все партнеры также придерживались взятых обязательств.

Если говорить о создании альтернативного проекта, спрашивается, зачем это, ведь сегодня только «Наша Украина» стоит на защите того пути создания Конституции, который предлагает Президент. Кстати, в субботу мы проголосовали заявление Политсовета о том, что Конституция должна быть утверждена на всенародном референдуме, что соответствует решению Конституционного суда (октябрь 2005 года). В решении КС говорится, что народ как носитель суверенитета и единый источник власти может реализовать свое право определять конституционный строй в Украине путем принятия Конституции на всеукраинском референдуме. Только наша политическая сила последовательно на этом стоит. Сегодня творцы нового политического проекта говорят о необходимости объединения с другими политическими силами, которые не разделяют ценностей, с которыми мы создали демократическую коалицию, следовательно, они не разделяют этого пути. Как в таком случае они собираются выполнять то, к чему стремится Президент?

Наталия РОМАШОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ