В канун печальной годовщины наблюдается повышенное внимание к трагедии на Волыни во время Второй мировой войны. Одна из самых старых партий на поприщах нашей западной соседки, Польская крестьянская, предложила установить 11 июля Днем памяти жертв геноцида, совершенного ОУН-УПА на Восточных кресах ІІ Речи Посполитой. На рассмотрении в Сейме находятся еще два законопроекта на эту же тему, представленных партией «Кукиз’15» и правящей партией «Право и справедливость».
Напомню, что несколько лет назад в Польше уже поднималась волна требований признать действия ОУН и УПА на Волыни геноцидом польского народа. В конечном итоге, в 2013 году парламент Польши принял своего рода компромиссную резолюцию, назвав то, что случилось, «этнической чисткой с признаками геноцида», а сами организации — такими, что осуществили эти преступления. Ничего хорошего та история к современным украинско-польским взаимоотношениям не прибавила, а внутри Украины ее использовали антиукраинские силы — те же, что в 2014 году призывали ввести российские войска. И вот новый поворот.
Почти одновременно появляется обращение инициативной группы «1 декабря», призванное остановить опасные декларации. В документе известные украинские политические и общественные деятели утверждают: «Убийство невинных людей не имеет оправдание» и одновременно предлагают известную формулу, в свое время примененную для польско-немецкого взаимопонимания: «Просим прощения и равной мерой прощаем преступления и несправедливость, совершенную относительно нас». В конечном итоге, зрелость народов проявляется в умении пойти на такой шаг, ведь он дает возможности для противодействия злу. Значительно худшими являются ситуации, когда тот или иной народ считает себя хорошим, а всех других — плохими. Объяснение всегда найдется.
То, что ситуация действительно очень серьезная, а угроза подрыва польско-украинских взаимоотношений полностью реальна, удостоверяет и подготовка к выходу на экран первого польского художественного фильма на эту тему «Волынь». Режиссер ленты, Войцех Смажовски, известный в Польше как автор кино, который, освещая трагические страницы прошлого, склонен преувеличивать явления. Говорят, что идет речь о фильмах, которые вряд ли зрители захотят смотреть семьями — на экране многовато примитивного зла. Но... — ужас притягивает, тем более, если он показан документально. Плохо, что видео будет демонстрировать образ врага, следовательно, может стимулировать экстремистские настроения как в Польше, так и в Украине.
Предыдущая лента Смажовски — «Ружа» (2011 г.) — посвящалась преступлениям Красной армии в Северной Пруссии и, конечно, борьбе Армии Краевой за новую послевоенную Польшу. Красноармейцы на экране поют, почему-то, на хорошем украинском языке, хотя с не меньшим успехом могли бы петь на русском или любом другом языке, распространенным в ее рядах. Таков авторский акцент. Фильм произвел незаурядное впечатление на поляков. На сегодня у режиссера возникли финансовые проблемы с монтажом «Волыни», что предоставило немного времени для осмысления будущей дискуссии. А она будет — слишком серьезные силы, расположенные на западе и востоке Польши, заинтересованы в появлении фильма.
Дело в том, что невзирая на очень позитивный настрой подавляющего большинства граждан Польши к Украине, Волынская трагедия остается одной из ключевых тем в обществе. Часть поляков до сих пор живет воспоминаниями о ней, наследники кресовян (жителей восточных регионов довоенной Польши) объединяются в союзы и ведут счет убитых, что деребит старые раны. Существуют и такие настроения — в Украине нет общественной дискуссии на эту тему, украинские историки не уделяют ей надлежащего внимания, к тому же происходят переименования улиц и мемориализация мест, раздражающих для массового сознания в Польше.
Свой вклад в решение проблемы сделала газета «День»: в 2004 году в ее Библиотеке вышла книга «Війни і мир, або Українці — поляки: брати /вороги, сусіди...», составленная известными украинскими историками — Виктором Горобцом, Владимиром Панченко, Юрием Шаповалом под общей редакцией Ларисы Ившиной. Издание сделало попытку рассмотреть украинско-польские взаимоотношения в исторической ретроспективе, не обходя острые проблемы и неприятные вопросы. Это одна из первых (если не первая) подобных инициатив, направленная не на узкий круг специалистов, а на широкую общественность, на общественную дискуссию. Собственно, сама книга — это общественная, а не государственная инициатива. Посвящалась она памяти польского общественного и государственного деятеля, одного из основателей «Солидарности» и пылкого сторонника дружеских польско-украинских отношений Яцека Куроня, а предисловие к изданию на польском языке написал не менее известный диссидент и журналист Адам Михник. По его мнению, книга рассказывает, чему мы можем научиться из истории взаимоотношений двух народов. Время этот интеллектуальный капитал взять и государству
В действительности, аргументы украинских историков, результаты их исследований Волынской трагедии неоднократно обнародовались и на конференциях, и на страницах периодических изданий. Специалисты хорошо осведомлены с выводами друг друга. Но, стоит признать, что в Польше события на Волыни освещают на порядок шире и острее, чем в Украине. Последняя в ХХ веке испытала значительно более масштабные трагедии, которые затмили в общественном сознании другие. Как следствие, действительно, размах обсуждения и внимания общественности — разный.
Свой вклад в решение проблемы сделала газета «День»: в 2004 году в ее Библиотеке вышла книга «Війни і мир, або Українці — поляки: брати /вороги, сусіди...», составленная известными украинскими историками — Виктором Горобцом, Владимиром Панченко, Юрием Шаповалом под общей редакцией Ларисы Ившиной. Издание сделало попытку рассмотреть украинско-польские взаимоотношения в исторической ретроспективе, не обходя острые проблемы и неприятные вопросы. Это одна из первых (если не первая) подобных инициатив, направленная не на узкий круг специалистов, а на широкую общественность, на общественную дискуссию. Собственно, сама книга — это общественная, а не государственная инициатива. Посвящалась она памяти польского общественного и государственного деятеля, одного из основателей «Солидарности» и пылкого сторонника дружеских польско-украинских отношений Яцека Куреня, а предисловие к изданию на польском языке написал не менее известный диссидент и журналист Адам Михник. По его мнению, книга рассказывает, чему мы можем научиться из истории взаимоотношений двух народов. Время этот интеллектуальный капитал взять и государству.
Потому что иногда создается впечатление, что мы годами ходим по кругу тех же вопросов. Понятно, что психологически трудно воспринимать вещи, которые называют «черными пятнами» в истории собственного народа: и украинцам, и полякам. Но есть некоторые полностью очевидные вещи. Украинское государство не имело никакого отношения к Волынской трагедии. Напротив, оно ее всегда осуждало. Поэтому и не может подписываться под такого рода ответственностью. Собственно, трагедия случилась именно потому, что украинской государственности тогда не существовало. Она происходила на межнациональном уровне.
На личном уровне мы все сочувствуем погибшим польским и украинским семьям. Им — вечная память и фактографическое исследование прошлого. Понятно, что убийству невинных людей нет оправданий, кто бы и почему их не делал. Новая украинская государственность должна осуждать персоналии за конкретные действия, где бы они ни случились — на Волыни, Донбассе или в Таращанском лесу. Это моральный фундамент правового государства, и необходима составляющая отказа от советского прошлого.
Но народы не виновны — когда уже дошло до крови, то остановиться трудно. Они стали заложниками геополитической игры больших мировых противостояний, которые происходили, в том числе на их поприщах.
Теперь понятно, что тогда (как и сейчас) на поприщах как Польши, так и Украины действовали враждебные обоим народам силы, которые пытались использовать ситуацию в своих целях, раздувая старые обиды. В конечном итоге, им удалось столкнуть нации, которые имели общие интересы. В этом основной смысл Волынской трагедии.
Для ее непосредственных участников резня была абсолютно бессодержательной — очень скоро они в том убедились. Результат противоборства противоречил фундаментальным интересам развития обоих народов — Волынь потеряла значительную часть своего экономического потенциала, от чего не могла опомниться долгие годы, а местность Бещады, расположенная на поприщах современной Польши, так и осталась незаселенной после выселения лемков во время операции «Висла».
Следовательно, оба народы стали жертвами, чего не должно повториться, ведь они являются естественными союзниками в центре европейского континента. Убежден: когда кто-то на политическом уровне поднимает тему Волынской трагедии, прикрываясь историей и любовью к своему народу, то стоит поискать заказчиков такого подхода за пределами наших стран.
При таком состоянии дел предложение инициативной группы «1 декабря» установить общий День памяти по жертвам нашего прошлого выглядит весьма нужным. Оно хорошо вписывается в идею Европейского Союза об историческом примирении народов как выводе из трагических страниц прошлого. Ради принципа «Прощаем и просим прощения». В настоящее время продолжается борьба между теми, кто его защищает, и теми, кто стремится к разрушению такого подхода. Среди последних самые заинтересованные сидят в Кремле.
А относительно фильма — по-видимому, украинской стороне стоит не делать вид, что его не существует, а снять собственное кино о Волынской трагедии — нашем взгляде без купюр и самоцензуры. Лучше всего — о судьбе смешанной украинско-польской семьи. Личное измерение все расставит на свои места.