У мусульман всего мира начался священный месяц Рамадан, — время, когда все верующие соблюдают пост и обращают свои мысли только к великому и чистому. Но мусульманам Крыма осуществить эти требования мешает возникший в общине раскол, повлекший серьезные «оргвыводы». Духовное управление мусульман Крыма (ДУМК) как раз в канун Рамадана приняло решение об освобождении от занимаемых должностей сразу восьми имамов крымских мечетей. Своих должностей лишились имамы центральных городских мечетей Белогорска, Джанкоя и Алушты, а также мечетей сел Ароматное Белогорского района, Луганское Джанкойского района, Разливы и Чкалово Нижнегорского района, Севастьяновка Бахчисарайского района. Причина — принадлежность к партии «Хизб ут-Тахрир», которая, по мнению муфтията, распространяет среди крымских мусульман радикальные и экстремистские идеи, не связанные с исламом. В результате «воспитательной работы» муфтията, по словам муфтия Крыма Аджи Эмирали Аблаева, три имама уже вышли из партии и письменно пообещали больше не сотрудничать с «Хизб ут-Тахрир», по-настоящему служить возрождению ислама в Крыму.
Столь уверенное решение муфтията обусловлено тем, что и состоявшийся в сентябре 2004 года курултай осудил деятельность ячеек «Хизб ут-Тахрир». По мнению лидера меджлиса, народного депутата Украины и главы Совета представителей крымских татар при Президенте Украины Мустафы Джемилева, в Крыму насчитывается 500-600 последователей партии «Хизб ут-Тахрир». Его оценка партии исключительно негативная. В докладе на курултае он говорил, что «Хизб ут- Тахрир» образована в 1953 году в Палестине и значится в международном списке террористических организаций, запрещена во многих странах, кроме Израиля и некоторых европейских стран. «Запрещена она и в большинстве мусульманских стран, — говорил Мустафа Джемилев, — как организация террористическая, антиисламская, инфильтрованная агентами спецслужб определенных стран и работающая на дискредитацию ислама в глазах мировой общественности».
Курултай в своем заявлении так объяснил причины возникновения в Крыму ростков этой организации: «Появление на территории Крыма последователей политической организации «Хизб ут-Тахрир», чья деятельность запрещена практически во всех исламских государствах, а исповедуемые ее членами формы распространения ислама признаны недопустимыми и еретическими, свидетельствует о том, что в среде противников единства и сплоченности крымскотатарского народа продолжаются поиски более изощренных попыток, способных, по их мнению, не только ослабить волю крымскотатарского народа на пути национального и духовного возрождения, но и привнести в крымское общество религиозную нетерпимость и недоверие… В то же время следует отметить, что одной из причин появления сторонников радикальных течений в среде верующих разных вероисповеданий нередко является чувство несправедливости, испытываемое людьми в реальной жизни…»
И все бы ничего, если бы это решение было однозначно воспринято самими верующими. Однако не все священнослужители, освобожденные от занимаемых должностей, как и рядовые мусульмане, согласились с решением муфтията. В частности, по сведениям газеты «Полуостров», мусульманская община «Алушта» уже направила в ДУМК свое заявление, в котором выражено несогласие с увольнением имама алуштинской мечети «Юкъары джами» Эльвина Кадырова и содержится требование восстановить его в должности. 253 человека, подписавшие данное заявление, называют решение муфтията противоречащим шариату и утверждают, что назначать и снимать имамов может только джемаат (то есть сама община). «Мы заявляем, что имам Эльвин Кадыров, нас полностью устраивает, и за ним не замечено ничего непристойного и противоречащего исламу, — подчеркивается в заявлении. — В случае отрицательного ответа на наше требование мы оставляем за собой право проигнорировать ваше решение».
С другой стороны, как известно, о политиках и партиях надо судить не по словам, а по делам их, и «хизбы» уже проявили себя в деле. После начала войны в Ираке они распространили в Крыму листовки с призывами к «джихаду» против Америки, а также с угрозами против тех, кто не разделяет их точку зрения. На фоне общей неконфронтационной политики, проводимой меджлисом, такие призывы воспринимаются как чужеродные. Не определились с отношением к «хизбам» и государственные органы Украины. Например, Геннадий Москаль, председатель Госкомнацмиграции Украины, говорил в Крыму, что «если есть в Крыму радикальные течения исламского характера, их надо снять с регистрации и распустить. Если нет — значит, надо сказать, что это идет, будем говорить, шельмование одних другими…» Не согласен с однозначным причислением «хизбов» к радикалам и глава Крымского комитета по делам религий Владимир Малиборский. По его мнению, как радикалы они нигде еще себя не проявили, а если следовать правилу о том, что государство должно оценивать политические течения по делам, а не по словам, то для негативного отношения к партии у крымских органов власти нет никаких оснований.
Не согласны с утверждением не только о «террористическом» но даже и о «радикальном» характере своей партии и ее крымские лидеры. Ридван и Абдусалям, попросившие не называть их фамилий, в интервью сайту «Крымская линия» утверждают: «Хотя бы уже потому «Хизб-ут- Тахрир» нельзя отнести к террористическим организациям, что вот уже на протяжении 50-ти лет с момента образования партия твердит о том, что не применяет физические действия в своей деятельности. Что касается терминов «радикализм» и «экстремизм», то негативность, с которой воспринимаются эти слова, также носит искусственный характер. Например, слово «радикализм» имеет безобидный, но твердый смысл: это решительность в действиях и стремление к коренным изменениям. Да, мы не скрываем, что не занимаемся реформированием, т.к. реформа предполагает сохранение основ существующего строя (системы жизни), и решительно заявляем о том, что ислам самостоятельно способен решать все существующие и те, которые появятся в будущем, проблемы и не нуждается в заимствованиях. Теперь «экстремизм» — это приверженность к крайним взглядам и мерам. Возникает вопрос: «А почему, собственно, кто-то нам, мусульманам, извне определяет границы: например, если в пределах этих границ мы думаем и действуем, то мы — «нормальные», а нет — мы «экстремисты»? Мы не нуждаемся в этих определениях. У нас есть единственно верный критерий, позволяющий выявить правильность наших взглядов и действий — это соответствие Корану и Сунне…»
Не согласны Ридван и Абдусалям и с запрещением их партии во многих странах, как и отрицают опасность идеи строительства Халифата, некоего исламского всемирного государства, у власти в котором должна стоять партия «Хизб ут-Тахрир».
«Что же касается непосредственно деятельности «Хизб-ут-Тахрир» в Украине, то ввиду отсутствия здесь необходимых условий партия ведет в Украине только просветительскую деятельность, т.е. просвещает мусульман и не- мусульман исламскими мыслями и идеями, способствуя более глубокому изучению и пониманию религии…» — говорят они.
Тем не менее, муфтий мусульман Крыма Аджи Эмирали Аблаев категорически не согласен с этим и утверждает, что муфтият не смирится с деятельностью «Хизб ут-Тахрир» в Крыму и увольнения имамов будут продолжаться и в будущем. Процесс выявления членов «Хизб ут-Тахрир» в мечетях и мусульманских общинах полуострова только начался. Более того, по его словам, некоторые священнослужители попросту скрывают свою принадлежность к этой запрещенной во многих странах мира организации. В каждом номере газеты «Хидает», издающейся крымским муфтиятом, будут публиковаться новые списки освобожденных от своих должностей имамов и председателей религиозных общин. Газета «Полуостров» уже назвала этот процесс «зачисткой». Сам муфтий убежден, что деятельность «Хизб ут-Тахрир» абсурдна сама по себе и в Крыму может привести к расколу в среде крымских мусульман: «Некая партия, появившаяся каких-то 50 лет назад, хочет изменить ислам — религию, существующую уже 1500 лет, и поставить ее на правильный путь?! — говорит он. — Мы говорим этим ребятам: возьмите в руки Коран и идите, читайте его в мечетях, объясняйте людям основы религии. Так вы будете делать хорошее дело, оказывая помощь и народу, и нам. Тем более, что нам сейчас не хватает религиозных кадров. Разве у крымских мусульман сегодня есть какие-то проблемы, ограничения? Ни меджлис, ни правительство — никто нам никаких ограничений не ставит. Тогда зачем нужно строить параллельно какую-то партию и от ее имени объяснять людям ислам? С какой целью?»
«Месяц Рамадан — святой для мусульман, — говорит Аджи Эмирали Аблаев. — Каждый должен сказать себе: я не буду говорить ничего плохого, никого не буду обижать, если мне кто-то скажет что-либо плохое, я промолчу, не стану ему отвечать. В этот священный месяц мы должны почувствовать свое единство: ведь во время Рамадана как никогда необходимо любить друг друга, уважать и понимать. Поэтому основные наши молитвы в этот месяц будут за единство мусульман Крыма и нашего народа…» Такая категоричность показывает, что, прежде чем принимать какое-то решение, государственным органам следует разобраться в сущности явления и понять смысл событий.
КОММЕНТАРИЙ
Крымский политолог Александр ФОРМАНЧУК комментирует ситуацию следующим образом:
— На первый взгляд может показаться, что партия «Хизб-ут-Тахрир» появилась в Крыму случайно и неожиданно. На самом же деле все обстоит гораздо сложнее. Прежде всего, появление подобных партий является отражением общемировых тенденций, связанных с проблемой международного терроризма. К сожалению, основным источником терроризма сегодня являются политические силы, спекулирующие на фундаментальных ценностях ислама. По существу — это реакция на вызовы глобализации. Глобализация сопровождается усилением взаимопроникновения культур и более активным взаимодействием мировых религий. В этих условиях неизбежен процесс модернизации базовых ценностей мировых религий. Естественно, что такая постановка вопроса ведет к размежеванию в религиозной среде. Определенная часть религиозных деятелей усиливает стремление к защите основ вероисповедания от модернизационных процессов… И партия «Хизб-ут-Тахрир», на мой взгляд, является прямым отражением этих тенденций. Ее название переводится как «Партия освобождения». Первый вопрос, который появляется в связи с этой партией, сводится к тому, что непонятно, от кого и в чем конкретно они собираются освобождать своих сторонников? Ответ на этот вопрос вполне ясен и понятен для стран с устоявшимися традициями ислама. Совсем по-иному этот вопрос звучит для стран, в которых ислам только возрождается. В первую очередь это касается государств, возникших на территории бывшего Советского Союза. В коммунистические времена ислам здесь существовал на чисто бытовом уровне. Идеология ислама тогда отсутствовала практически полностью. Сегодня идеологическая функция ислама в постсоветских государствах восстанавливается фактически заново, и происходит это в условиях обострения борьбы различных тенденций в идеологии современного мирового ислама…
— Приживется ли новая исламская партия на крымском грунте?
— Сейчас пока трудно говорить об исходе этой борьбы. Также преждевременно ставить вопрос о том, можно ли считать партию «Хизб-ут-Тахрир» террористической партией. Эта партия в Крыму лишь в начале своего становления. Ее активисты занимаются чисто просветительскими функциями с целью вербовки своих сторонников. Разумеется, сегодня эта деятельность не противоречит закону. Хотя возникает вопрос: почему руководители «Хизб-ут-Тахрир» в Крыму не торопятся с регистрацией партии в соответствии с действующим законодательством? Однако трудно предсказать поведение членов и сторонников этой партии в случае, если ей удастся привлечь в свои ряды значительное их количество. Это будет зависеть от многих факторов. В первую очередь, от позиции и авторитета партии «Хизб-ут-Тахрир» в исламском мире. Именно для этого в Крыму появилась эта партия. Речь идет об активном стремлении партии «Хизб- ут-Тахрир» распространить свое влияние в исламских странах. На мой взгляд, позиции этой партии в Крыму, прежде всего, будут зависеть от отношения к ней национального движения крымских татар, идеи которого выражает меджлис. Сегодня это движение переживает определенный идеологический кризис. Назрела потребность глубокого анализа и пересмотра целей, стратегии и тактики национального движения крымских татар в современных условиях, ибо многое из того, что традиционно исповедовало это движение, вступило в противоречие с новыми историческими реалиями. Пока что ясно одно: существующие традиции национального движения крымских татар не позволяют партии «Хизб- ут-Тахрир» рассчитывать на серьезную поддержку крымскотатарского населения. Меджлис пытается сохранить в своих руках политическую монополию на формирование и распространение в Крыму исламского поля, и он не нуждается в помощи здесь партий типа «Хизб-ут-Тахрир». Эта монополия, прежде всего, выражается в вопросе подбора и расстановки кадров священнослужителей. Вместе с тем, пока преждевременно говорить об окончательном выборе меджлисом тактики своих взаимоотношений с партией «Хизб-ут-Тахрир». Выбор в этом вопросе еще впереди…
— Следовательно, появление новой религиозной партии не противоречит закономерностям, в которых развивается Крым?
— В настоящее время однозначно можно говорить о том, что появление в Крыму партии «Хизб- ут-Тахрир» противоречит лишь сложившимся здесь историческим и политическим традициям. Однако ничего вечного нет. В том числе и традиций. Поэтому вопрос о том, приживется ли партия «Хизб- ут-Тахрир» в Крыму, остается открытым. Ответ на него, прежде всего, будет зависеть от того, насколько крымское сообщество будет единым в защите прав собственной автономии на существование в ближайшем будущем. Эта проблема является краеугольным камнем для формирования поведенческих настроений большинства тех, кто проживает сегодня в Крыму. Пока что отношение к этой проблеме свидетельствует о раздробленности крымского социума, что позволяет появляться в Крыму разнородным по своему идеологическому содержанию политическим партиям, включая и «Хизб-ут-Тахрир»...