Присутствующие на этом событии стали свидетелями проявления противоположных человеческих качеств: благородства и ничтожества. Но обо всем по порядку.
Владимира Жемчугова и сотрудника ООН Юрия Супруна освободили из плена боевиков «ЛНР» 17 сентября. Около города Счастье Луганской области их обменяли на сторонников «ЛНР» и «ДНР», которых раньше задержала СБУ. Юрий Супрун попал в плен 12 апреля этого года, Владимир Жемчугов — в сентябре 2015-го. Владимир, который родом из города Красный Луч на Луганщине (в настоящее время — Хрустальный), перед пленом подорвался на растяжке и потерял обе руки, а впоследствии — зрение. Его пытались обменять еще в прошлом ноябре, но процесс сорвался. Потом в Facebook вице-спикер Верховной Рады Ирина Геращенко отметила, что если бы Владимира вытянули из плена раньше, зрение удалось бы спасти.
Среди журналистов, которые снимали обмен, был фотограф, обладатель Приза Призов «Золотой День» нашего прошлогоднего фотоконкурса Александр Клименко. Журналист давно снимает войну на Донбассе, но впервые стал свидетелем такого события. «Эмоции смешаны: это и трагическое, и радостное действо, — сознается Александр Клименко. — Сами освобожденные вели себя очень мужественно. Этих людей невозможно сломать, у них есть сила духа! Жемчугов потом говорил, что в плену можно все вытерпеть: издевательства, голод. Главное — знать, что страна о тебе помнит, что за тебя борются».
Так откуда взялось ничтожество? На обмене присутствовал стрингер Грэм Филлипс, который имеет репутацию кремлевского пропагандиста. Он обругал украинских журналистов и оскорбил Владимира Жемчугова. «Это было мерзко. Наши камерамены просто снимали, никто ничего не говорил в ответ. Когда он совсем разорался, его начала оттягивать Ольга Кобцева, которая занимается обменом военнопленных со стороны «ЛНР», — вспоминает Александр Клименко. Владимира Жемчугова Грэм Филлипс спрашивал, кому он нужен без рук. Украинец ответил на провокации очень достойно: «Я патриот. Я нужен своей стране. Украина своих не бросает».
На свободе Владимира встречала жена Елена. Александр Клименко общался с ней перед обменом. «Она очень приятная и волевая женщина, сильно любит своего мужа, он — ее жизнь. Видно, что эти люди любят друг друга», — делится фотограф.
Вскоре освобожденных доставили в Киев. Там в больнице их встретил Президент Украины Петр Порошенко. «Я хотел бы, чтобы сегодня весь мир услышал — мы своих не бросаем», — теперь эти слова сказал глава государства.
В больнице Владимира Жемчугова встретила и мама, Елена Ивановна. Интересное совпадение: Александр Клименко познакомился с ней за несколько дней до освобождения Владимира. «Тогда около посольств Франции и Германии проходили пикеты людей, чьи близкие попали в плен. Среди них была и мама Жемчугова, о котором я тогда не знал. Я подошел к ней, рядом еще стояла жена Владимира, и они рассказали о своем родном человеке, я их сфотографировал, эта фотография вышла в газете «Голос Украины», где я работаю. А за пару дней я стал участником такого события, как освобождение Жемчугова!» — радуется фотограф.
Два украинца, наконец, дома, но еще нужно освободить десятки людей. В день возвращения Владимира Жемчугова и Юрия Супруна Петр Порошенко напомнил о своем поручении представителям в Трехсторонней контактной группе, а именно — продолжить работу по освобождению украинцев и «как можно быстрее вернуть домой 45 заложников, о местонахождении которых нам известно».