Лето этого года показалось знойным не только на фронте Донбасса. Стрельбу теперь услышали и в Крыму. Для НАТО давно наступило время делать выводы относительно последующих намерений России. К сожалению, не сделанная своевременно работа над ошибками позволяет РФ достаточно уверенно держать в напряжении мировое сообщество, где Украина является отдельным прицелом для реализации имперских намерений Кремля. Похоже, что далеко не во всем выводы сделала и украинская власть. 17 августа в Киеве состоялся круглый стол на тему возможности оперативного усовершенствования подготовки обороны Украины и комплексного противодействия агрессии Кремля. В мероприятии приняли участие ведущие эксперты. Основным спикером на мероприятии был представитель Украины в рабочей группе по вопросам безопасности Трехсторонней контактной группы генерал армии Евгений Марчук. Кроме того, среди выступающих были: бывший начальник Генштаба Украины Анатолий Лопата, экс-заместитель председателя СБУ Александр Скипальский, директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения Валентин Бадрак, бывший первый заместитель министра оброни Украины Леонид Поляков, президент Центра глобалистики «Стратегия XXI» Михаил Гончар и другие.
Усиление в последнее время агрессивных действий Кремля заставило заволноваться многих как в Украине, так и на Западе. Соответственно, в который раз встал вопрос: готова ли Украина к адекватному ответу агрессору в случае широкомасштабного наступления? Как отметили сами участники встречи, пока РФ не применяла на территории Украины авиацию и не привлекала широко средства артиллерии, используя ее только эпизодически в 2014 году на границе. Заявления Путина, которые фактически заблокировали «нормандский формат» переговоров, не просто настораживают, а дают понять, что от своих планов относительно последующего разворачивания оккупации Кремль не отказался. И ключевым пунктом здесь является именно намерение развивать наступление всеми способами, которых в арсенале Кремля вдоволь, — от медийных средств, дипломатических каналов, религиозных аспектов до военных провокаций и откровенного военного наступления. Для проявления своих имперских намерений у РФ сейчас наступило довольно благоприятное время — от «братания» с Эрдоганом до откровенной бравирования оружием, ведь РФ недавно использовала военные базы в Иране для нанесения авиаударов в Сирии. Есть еще ряд довольно существенных факторов, которые указывают на то, что западный мир явно недооценил Путина. Как следствие — даже комплекс санкционных мероприятий не стал препятствием для методических побед Кремля на внешнем поле. Россия постепенно выходит из изоляции.
ФОТО РЕЙТЕР
На круглом столе прозвучало мнение о возможности использования Россией даже ядерного потенциала, ведь фактически такой шаг был бы ответом в исторической перспективе США, которые в свое время сбросили ядерную бомбу на Японию. Это риторика империй. И даже недавнее масштабное байк-шоу в Крыму, которому во многих аспектах позавидовала бы даже пропаганда Геббельса, является, так сказать, неприкрытой артикуляцией о возрождении «пятой империи».
«Мне кажется, что агрессия РФ против Украины не является спонтанной, — метко подметил Анатолий Лопата. — Причины такой агрессии глубинные. Кремль отдает себе отчет в том, что случилось в XX веке. Развал СССР был охарактеризован Путиным как большая катастрофа XX века. Сущность этого конфликта в том, что государство, которое не имеет своей истории, не имеет и будущего. РФ не имеет своей глубинной истории без Украины. Это касается как российской власти, так и даже РПЦ. Поэтому война в Украине — это не случайные проблемы. Ее истоки в глобальном развитии РФ и ее претензия на реанимацию империи».
Но опять же, а что может противопоставить этому нашествию Украина? Уже прошло два с половиной года войны с оккупантом, которая забрала только официально более 10 тысяч жизней. Где наши прививки самоидентификации, на которую прежде всего посягает российская пропаганда? Где наши успехи во внешней политике, учитывая явную выигрышную игру российской дипломатии? Создана ли профессиональная украинская армия и почему мы так вяло и неохотно проговариваем курс в НАТО?
Открывая круглый стол, Валентин Бадрак отметил: «Поведение Кремля, которое он реализует через провокации, сеет панику среди украинского населения, и это может быть частью давления на руководство Украины. Создание такой паники является элементом агрессии и подталкивает к уступкам наподобие проведения выборов на оккупированной территории Донбасса. Мы должны обратить внимание украинской власти на то, что недопустимо в дальнейшем оставаться уязвимой мишенью. Поэтому я хочу обратиться к власти с целью пересмотреть взгляды на посторение обороны. Мы требуем, во-первых, запустить адекватное перевооружение украинского войска. Сегодня в армию поставляется лишь то, что Украина способна сама сделать, а не то, что нужно для обороны. Запуск оборонного производства требует также создания вертикали управления оборонной промышленностью, которая до сих пор не создана за эти годы и до сих пор управляется в ручном режиме. Второе, власти необходимо не намеками, а официально объявить о курсе на создание профессионального войска и решение вопроса войск территориальной обороны».
Безусловно, когда общество, просматривая ленту новостей, с регулярностью встречает там истории о войне между государственными структурами внутри страны, да еще и с использованием силовых методов, иногда кажется, что власть зависла в каких-то своих искаженных реалиях. «Банки Чауса» выглядят как «бомбы» в тылу, в то время как на Донбассе фактически Россия создала мощный военный анклав, и уже больше года эксперты говорят о постоянном наращивании военного потенциала РФ вдоль границы с Украиной. Не уснули ли мы (и это касается не только власти, но и СМИ) в таком случае над пропастью? Михаил Гончар в отношении информационной политики высказался резко: «У нас три медиамагната, и один из них Президент Порошенко, но почему-то нет эффективной контрпропаганды».
Выступая, Леонид Поляков отметил: «В Украине продолжается открытая и вместе с тем скрытая война. Когда мы говорим о вероятности широкомасштабной агрессии РФ против Украины, то должны исходить из четких ориентиров и осознания путей реакции по сдерживанию такой агрессии. Такая широкомасштабная агрессия против Украины не исключается, и исходит она из ряда предпосылок. Это, во-первых, военные предпосылки. Мы наблюдаем наращивание военного потенциала России на границах Украины и временной линии разграничения. Военный компонент у РФ достаточный для агрессии. Второе — разведка. Здесь мы наблюдаем не просто активизацию со стороны РФ, но и наращивание сил и средств, наподобие беспилотников, агентуры и тому подобное. Третье — усилилось давление на наших партнеров и союзников, которые в случае масштабной агрессии вряд ли нам помогут. Поэтому здесь мы должны полагаться лишь на собственные силы и быть готовыми к разному развитию событий. Наши партнеры «раскачиваются» очень долго по различным причинам, и это показал 2014 год».
Евгений Марчук, который непосредственно принимает участие в переговорах в Минске, кратко, но обстоятельно сориентировал собравшихся в мозаике не только факторов, способствующих российской агрессивной политике, но и отдельно остановился на наших внутренних слабых местах, которые нужно устранить немедленно.
«За последние 8 лет Россия обыграла по всем параметрам Запад и создала много проблем для Украины, — говорит Евгений Марчук. — Запад, его спецслужбы, политическое руководство, НАТО довольно легкомысленно отнеслись к поведению РФ. В 2008 году РФ вышла из договора об обычных вооруженных силах. Тогда РФ начала на виду у всего мира реструктуризацию западного военного округа. По сей день РФ делает то же самое, но еще более быстрыми темпами. Реструктуризация эта главным образом происходит в направлении создания всех компонентов наступательного характера. В 2008 году РФ совершила открытую, демонстративную агрессию против Грузии. Более-менее в политическом смысле у наших западных партнеров активность была проявлена, но выводы так и не были сделаны.
Спецслужбы стран НАТО расслабились. Это доказывает ряд страшных терактов, которые произошли один за другим и имели последствия не только в плане жертв, но и в плане «знаков». Проворонили три теракта во Франции, теракт в европейской столице Брюсселе, где находятся практически все европейские институты, произошла попытка переворота в Турции. Я задавал вопрос представителям НАТО, не шокировало ли их то, что они практически потеряли юго-восточный фланг? После того как РФ аннексировала Крым, она сделала из него практически военную базу, куда поставляет разные виды вооружения, в том числе и носители ядерного оружия. Попытка переворота в Турции, особенное поведение Эрдогана, встречи Путина с Эрдоганом — все это соединилось в один пазл.
Украина находится на весах с точки зрения баланса между РФ и НАТО. Я уже не говорю о том, что ни одна мощная спецслужба мира не смогла спрогнозировать ни аннексию Крыма, ни начало войны РФ против Украины на Донбассе. Для Украины это уже не теория, а жизненно важная практика, из которой нужно сделать несколько выводов. Во-первых, нам не нужно идеализировать партнеров. Мы им должны быть очень благодарны за поддержку, но мы должны рассчитывать на собственные силы, безусловно в контексте партнерства с ведущими странами мира. Во-вторых, каким должен быть наш прогноз поведения РФ по отношению к Украине? Уделили ли мы действительно нужное внимание ключевым секторам? Например, уже более года нет представителя Украины в НАТО. После того как пан Долгов оттуда уехал и стал заместителем министра обороны, там временно исполняющий обязанности представителя Украины в НАТО. У такой дипломатии есть своя символика. Если Украина более года не назначает постоянного представителя в НАТО, то какими бы мотивами она это ни объясняла, читается это так, что Порошенко, по мнению западных аналитиков, не хочет дополнительно раздражать Путина. Эта мысль докладывается западным правительственным институтам. Кроме того, более года нет посла Украины в Беларуси. Кто знает, что происходит в военном смысле в Беларуси? Что происходит возле Гомеля? Я хочу сказать, что там накапливаются очень серьезные проблемы для Украины. Притом, что Лукашенко заявлял, что с белорусской земли против Украины не будет войны. Где-то уже полгода как уволен глава внешней разведки. Мотивов его увольнения никто не объяснял, но до сих пор новый глава разведки так и не назначен. Этот факт нельзя вложить ни в какую логику. Вспомним, что Украина стала непостоянным членом Совета Безопасности. Какие были инициативы, проявленные Украиной? Нам в руки по очереди пришел такой случай и не потому, что Украина проявляла исключительную активность.
Можно продолжать перечень того, что крайне необходимо решить украинской власти, — это и кадровое обеспечение внешнеполитического сектора. Как можно оценить украинскую дипломатию? Считаю, что наша дипломатия сегодня отстает от российской фундаментально с учетом таких компонентов «гибридной войны», как медийный и внешне-дипломатический, которые сегодня приравниваются фактически к военному компоненту.
Когда говорят, что чисто военного решения проблемы российской агрессии на Донбассе не существует, то нужно также сказать, что не существует и чисто дипломатического способа решения. В дипломатическом плане у нас почти нет успехов, кроме того, что на определенном этапе благодаря Минску-1 и Минску-2 удалось остановить демонстративное наращивание российской агрессии. Но уже прошло почти два года.
АТО, а практически война, требует существенных коррекций в законодательной сфере. Вся оборонно-безопасностная законодательная база формировалась в условиях президентско-парламентской республики, а де-факто и де-юре у нас сегодня существует парламентско-президентская республика. Например, еще Янукович убрал статью из закона о СБУ, что эта структура подотчетна парламенту. Так вот у нас в настоящее время существует парламентско-президентская модель, а эту статью так и не вернули в закон, оставив только пункт о том, что СБУ подчиняется Президенту.
В Украине есть Национальный институт стратегических исследований, в котором есть большое подразделение, занимающиеся РФ. Там есть очень умные и компетентные аналитики. Я не думаю, что они не готовят прогностическую аналитику по РФ. В это поверить невозможно. Вопрос в другом. Дело в том, что практически не созданы инструменты реализации умных прогнозов и рекомендаций. Например, заявление Назарбаева прозвучало, но официальный комментарий от Украины не появился. Мы проигрываем в этом плане. Очень хромает система оперативной реакции на поведение агрессора, нет государственного механизма, который должен опираться на человеческую инициативу.
Поэтому, подводя итог, я бы предложил пересмотреть серьезно весь дипломатический сектор. Второе — это коррекция всей законодательной базы. Третье — это медийная составляющая».