30 июля 1898 года, в своем поместье недалеко от Берлина, умер знаменитый на весь мир 83-летний старик, посвятивший всю свою жизнь политической борьбе и служению своей стране (как он его, это служение, понимал — иной вопрос). Этот пожилой человек даже в предсмертном бреду не мог говорить ни о чем ином, кроме политики. «Исходя из общих государственных интересов, это невозможно!» — вот его последние слова.
Отто Эдуард Леопольд фон Бисмарк (1815 — 1898) — речь идет о нем — ушел из жизни 105 лет тому назад. Дата не очень круглая, но личность крупнейшего политического деятеля Германии (а возможно, и всей Европы) второй половины ХIX века, 28 лет(!!!) стоявшего во главе правительств Пруссии и Германской империи, столь многогранна, его политическое искусство настолько актуально для наших дней, а эволюция его взглядов так поучительна, что не будет преувеличением сказать: всем украинским государственным деятелям, если они хотят быть достойными этого высокого звания и думают о судьбе будущих поколений, а не о ближайших выборах, следовало бы внимательнейшим образом ознакомиться с жизнью, политическим наследием и трудами Бисмарка.
Что более всего удивляет в этом человеке — так это его способность, вовсе не отказываясь от прежних взглядов, так «уточнять» их (причем часто весьма радикальным образом!), что в результате образовывался качественно иной «политический продукт». Сам Бисмарк так говорил о себе в беседе с политическим оппонентом, одним из лидеров либералов, Гансом Виктором фон Унром: «Я тот же, что и десять лет назад, но я должен был бы не иметь глаз и разума в голове, если бы я не смог ясно осознать действительное положение дел». Првда, потомственный дворянин-юнкер, в начале своего политического пути яростный сторонник неограниченной власти короля и заклятый враг парламентаризма, прийдя к власти, существенно изменил свою позицию. «Я — сторонник сильного парламента, который критикует, контролирует, предостерегает, при известных условиях даже ведет за собой правительство и в состоянии установить то равновесие между правительством и народом, которое наша конституция действительно хотела создать», — таким было в последние годы жизни политическое кредо «железного канцлера».
Для отечественных лидеров особенно интересным было бы, возможно, представление Бисмарка о внешней политике. Вот его слова: «Единственная здоровая основа крупного государства — это государственный эгоизм, отвергающий романтику. Из этого вытекает, что государство не должно бороться за дело, которое не отвечает его собственным интересам». Но уж когда надо было защищать то, что канцлер считал государственными интересами — он был железно последователен. Почти не произносил длинных речей о рыночных реформах — но именно в период его правления (1862 — 1890) во многом были заложены основы современной германской рыночной экономики. Как — это длинный разговор; заметим только, что в основном — благодаря компромиссу между старой дворянской верхушкой и «новыми» предпринимателями Германии. Первые поделились властью.
На пространстве бывшего СССР (в частности, в Украине) тоже был достигнут компромисс между компартийной верхушкой и полукриминальным бизнесом. Процессы качественно разные — неизбежно разный и результат. Извлечь бы уроки...
И еще два удивительных качества Бисмарка: трезвость и воля. Умея бесстрашно глядеть в глаза правде, он говорил: «В политике прежде всего важны факты, не подлежащие игнорированию, как бы они ни были неприятны». Что же касается воли, то поразительно то презрение, с которым, «верный подданный» Бисмарк отозвался ни о ком-нибудь, а о... прусском короле Фридрихе-Вильгельме IV: «Когда за него крепко ухватывались, в руке оказывалась лишь горсть слизи!» Не кажется ли читателям, что эти слова сказаны словно сегодня и обращены ко многим нашим политикам — и во власти, и в оппозиции..