Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Финал «ингулецкого дела»: по 15 лет на брата

16 июня, 2001 - 00:00

В Днепропетровске завершился судебный процесс по так называемому «ингулецкому делу», связанному с резонансным событием, случившимся на окраине Кривого Рога во время минувшей кампании по выборам Президента Украины. Вечером 2 октября 1999 года возле здания ДК Ингулецкого ГОКа в толпе избирателей, провожавших после предвыборной встречи одного из кандидатов на пост Президента, лидера ПСПУ Наталью Витренко, прогремели взрывы гранат, от которых пострадало 44 человека. Рядом с местом происшествия правоохранительные органы задержали двух российских граждан, проживавших в Кривом Роге — Владимира Иванченко и Андрея Самойлова. По версии следствия, именно они являлись непосредственными исполнителями теракта, а его организатором — криворожский предприниматель Сергей Иванченко, бывший на то время доверенным лицам другого кандидата в Президенты Александра Мороза. Задержали С.Иванченко три месяца спустя в Москве, а за это время на усадьбе в селе Лозоватки под Кривым Рогом при обыске был найден склад оружия, в том числе и гранаты. Контрабанда и хранение оружия стали еще одним пунктом обвинения в отношении братьев Иванченко и их подельников А.Афанасьева и И.Недвиги. Следствие по делу силами милиции и СБУ длилось до мая 2000 года, а сам процесс начался в Днепропетровском областном суде лишь в ноябре.

В ходе судебных заседаний коллегии судей во главе с Валентиной Кузьменко пришлось исследовать 28 томов уголовного дела, опросить десятки свидетелей и потерпевших. Сами подсудимые начисто отрицали свою причастность к теракту, контрабанде и хранению оружия, а также поджогам в Кривом Роге, в которых их обвинили представители следствия. Уже в начале процесса В.Иванченко и А.Самойлов заявили, что вынуждены были оговаривать себя и С.Иванченко по той причине, что к ним якобы применялись побои, пытки и моральное давление. Присутствующие на процессе услышали от В.Иванченко и версию о том, что накануне 2 октября одна из доверенных лиц Н.Витренко якобы попросила его бросить в толпу обычную петарду за солидное денежное вознаграждение. Кто бросил вслед за этим гранаты — подсудимые не имеют представления, но считают все это провокацией спецслужб. Отрицал свою вину и С.Иванченко, настаивая на том, что уехал в Россию проведать попавшего в аварию отца. Провокацией он называет также историю с обнаружением склада оружия в селе Лозоватки.

Тем не менее, суд расценил эти доводы как попытку уйти от ответственности за совершенное преступление. Вину подсудимых, за исключением таинственных поджогов в Кривом Роге, он считает доказанной показаниями очевидцев, сотрудников правоохранительных органов, участвовавших в задержании, а также данными, полученными в ходе следствия — материалами экспертиз и вещественными доказательствами. По совокупности вины братья Иванченко и А.Самойлов осуждены на 15 лет лишения свободы с конфискацией имущества, причем старший Иванченко первые пять лет заключения должен ппровести в тюрьме строгого режима. Их подельники — А.Афанасьев и И.Недвига за контрабанду и хранение оружия получили 6 и 4 года соответственно.

Несмотря на суровость приговора, выглядел он несколько иначе, чем ожидалось. Суд переквалифицировал действия подсудимых на более «мягкие» статьи, в связи с чем Сергею Иванченко было назначено не пожизненное заключение, как того требовали государственные обвинители, а внушительный срок. В заключение процесса судьи вынесли и четыре частных определения, по которым еще предстоит разбирательство с действиями правоохранительных органов, не предотвративших теракт, а также с действиями одного из адвокатов, который в нарушение тайны следствия вынес на свободу известное письмо Владимира Иванченко. Пострадавшим от теракта за счет осужденных должна быть выплачена компенсация материального и морального ущерба в сумме 300 тысяч гривен. Треть этих денег надлежит получить Алле Кушниковой, которой взрывом оторвало ногу. Впрочем, уже сейчас потерпевшие высказывают сомнение в том, адекватно ли оценен их ущерб и страдания. По крайней мере некоторые из них подписали открытое письмо Президенту Украины с требованием принять закон, защищающий граждан страны от последствий терактов.

Свое удовлетворение ходом процесса и его результатами сразу же после оглашения приговора выразила Наталья Витренко. В интервью журналистам она заявила, что «судебное расследование было очень тщательным, добросовестным, а вынесенный приговор — справедливый». По ее мнению, «суд сделал максимально возможное, чтобы защитить избирателей в Украине от тех замыслов, которые могут иметь бандитские группировки». Кроме того, Н.Витренко полагает, что само решение суда в отношении бывшего доверенного лица А.Мороза Сергея Иванченко и его подельников «своего рода оценка и Морозу, оценка всей Соцпартии». «Общество, — добавила лидер ПСПУ, — само сделает вывод».

Между тем жена Сергея Иванченко — Инна Чирченко заявила журналистам, что осужденные по «ингулецкому делу» непременно обжалуют решение Днепропетровского облсуда в Верховном суде Украины и, кроме того, они уже обратились в Европейский суд по правам человека в Страсбурге. «Не исключено, сказала Чирченко, что уже вскоре будет рассматриваться дело «Иванченко против Украины».

Суд оставил много вопросов без ответа. Главный из них — кто заказчик теракта?

Вадим РЫЖКОВ, «День», Днепропетровск
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ