Минфин активизирует работу по подготовке к выпуску казначейских обязательств для населения после выборов в Верховную Раду, пообещал во вторник стране министр финансов Украины Игорь Юшко. «Мы начинаем новый проект в этом году, пытаясь установить прямые отношения с населением. Это самый надежный, самый стабильный инвестор». Такими комплиментами министр практически предварил информационную кампанию о предстоящем выпуске государственных облигаций для населения, которую его ведомство планирует развернуть после окончания выборов.
Напомним, что в первой декаде января Кабмин, обеспокоенный принятием нереального бюджета, принял постановление о выпуске казначейских обязательств (номинальной стоимостью 50 грн.) на предъявителя со сроком обращения 24 месяца на общую сумму 400 млн. грн., которые, как подчеркивалось, будут размещаться среди населения исключительно на добровольных началах. Обязательства выпускаются восемью сериями (от A до H) объемом по 50 млн. грн. Каждая следующая серия размещается только после продажи предыдущей. Каждое обязательство имеет 8 купонов, по которым каждые три месяца после даты выпуска будет выплачиваться «выигрыш» в 2 гривни, соответствующий номинальной ставке 16% годовых. Кстати, многие банки сегодня предлагают физическим лицам депозиты на таких же или даже более привлекательных условиях.
Кого выберут граждане Украины? В любом случае, их позиция продемонстрирует, сумело ли государство хоть частично вернуть утраченное за все предыдущие годы доверие. И в этом плане на Минфин ложится дело особой важности и трудности. Готово ли министерство к реализации столь сложного, причем в основном в политико-социальном плане, проекта? Общаясь с журналистами, И.Юшко сообщил, что перед ним стоят задачи по созданию прозрачного рынка и ликвидации возможных спекуляций на рынке этих ценных бумаг. Пока что у министра на этот счет, по-видимому, лишь одно решение: бороться со злоупотреблениями «за счет работы напрямую с инвесторами- физлицами». Судя по этому заявлению, можно предположить, что министерство пока что не очень готово в комплексе решать все проблемы, связанные с выпуском этого финансового инструмента.
И все же, по-видимому, не только это послужило причиной некоторой отсрочки финансового похода правительства в массы с протянутой рукой. Проект, о котором с первых же дней его существования заговорили еще и как о пробном политическом камне, запускаемом властью с целью прозондировать реальный уровень доверия общества, вероятно, приостановлен в связи с комплексом причин.
Главная из них, пожалуй, в том, что риск получить «финансовый неуд» от населения буквально перед выборами гораздо выше, чем эффект от той суммы, которую можно получить в случае успеха. Тем более, что в последнее время появились еще и надежды на помощь «заграницы». В частности, МВФ может выделить Украине кредит еще до выборов. «Есть шанс выйти на совет директоров (МВФ. — Авт. ) еще до выборов», — предсказывает вице- премьер Украины Василий Роговой, комментируя итоги визита в Киев технической миссии этой международной финансовой организации. Однако и тут не все просто. По словам вице-премьера, загвоздка по-прежнему в возврате НДС, хотя МВФ уже признал, что эту проблему «залпом и внезапно не решишь». (Долг государства по возмещению НДС на начало 2002 года составляет около 6 млрд. грн.).
Вместе с тем планы займа у населения Украины пока что не могут конкурировать с масштабами кредитов МВФ. В этом году Нацбанк страны намерен выплатить МВФ $238 млн., надеясь получить до $944 миллионов. Но механизм международных заимствований в Украине уже достаточно отработан, тогда как в отношении собственного населения, которое, по данным экспертов «Дня», могло бы существенно превзойти иностранных кредиторов, его еще нет, хотя те же международные финансовые организации настойчиво рекомендуют его безотлагательно создать. В частности, директор Всемирного банка по Украине и Беларуси Лука Барбоне настаивает на создании в нашей стране независимого госрегулятора небанковских финансовых учреждений. А И.Юшко, как бы в ответ, информирует, что такой орган в Украине формируется, правда, средства на это в бюджете не предусмотрены. Как будет решен этот вопрос, министр, судя по всему, ответить не готов. Но проблема-то в том, что именно этому органу, наряду с контролем за страховой деятельностью и предоставлением услуг накопительного пенсионного обеспечения, надлежит лицензировать услуги, предусматривающие прямое или опосредованное привлечение финансовых активов от физических лиц. Эксперты «Дня» считают, что без этого правительственный займ у населения не будет иметь успеха, поскольку участия юридических лиц избежать вряд ли удастся, да и не нужно этого делать.
По мнению генерального директора финансового агентства «Гельвекс» Андрея Загороднюка, вторичный рынок казначейских обязательств возникнет обязательно, и это, как и спекуляции на нем, по словам Загороднюка, вполне нормальное и правильное явление. Что касается пережидания выборов организаторами займа, то он считает, что во время выборов государственный аппарат как бы останавливается... Референт Президента Украины, доктор экономических наук Антон Филипенко считает, что займ у населения мог бы стать одним из реальных ручейков, наполняющих украинский бюджет, и, по его мнению, сегодня не следовало бы из-за каких-то коньюнктурных соображений его откладывать. Правда, генеральный директор ассоциации «Укрконсалтинг» Виталий Маргулис вообще считает продажу казначейских облигаций населению «бесполезной затеей», поскольку «горький опыт» наших людей не способствует, по его мнению, доверию к таким инструментам. А предвыборный «тормоз» этой акции финансист связывает с тем, что власти просто не хотят давать повод для неблагоприятных для себя выводов, что может повредить той части госчиновников, которая сегодня в составе ведущих политических блоков ведет бой за депутатские кресла.