Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Флоридский сценарий»

3 ноября, 2004 - 20:11
ЦИК ПООБЕЩАЛА НЕ ЗАТЯГИВАТЬ ОГЛАШЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ. ТЕМ НЕ МЕНЕЕ ВЧЕРА В ЭТОМ ПРОЦЕССЕ НЕ ПРОДВИНУЛАСЬ. И НА МОМЕНТ СДАЧИ НОМЕРА ОСТАВАЛИСЬ НЕОБРАБОТАННЫМИ 2,3% БЮЛЛЕТЕНЕЙ / ФОТО МИХАИЛА МАРКИВА / «День»

Сразу же по окончании первого тура свое слово об итогах голосования сказали социологи, представив результаты экзит-полов. Ночью 1 ноября неравнодушный избиратель смог ознакомиться с предварительными подсчетами голосов Центральной избирательной комиссией. Теперь — слово за политологами, которые 2 ноября в ходе «круглого стола» в Российском клубе дали свои оценки результатам первого тура выборов.

ТЕХНИЧЕСКАЯ НИЧЬЯ

Владимир МАЛИНКОВИЧ, директор украинского отделения Международного института гуманитарно-политических исследований:

— Вопрос о победителе в первом туре решит «фотофиниш». Именно решит, потому что сейчас «пленки» проявляются. И не важно, у кого будет 1% в ту или иную сторону или будет ничья. Очевидно одно: паритет. И это замечательно. Потому что только в этих условиях кандидаты в президенты станут мягче, поймут, что нужно договариваться, где-то уступать.

Александр ЛИТВИНЕНКО, первый заместитель Национального института стратегических исследований:

— Первый тур является большой победой для Украины. Потому что хватило нервов, выдержки, как у представителей политических сил, так и правоохранителей, не пойти на провокацию, не осуществить обещаемые революционные варианты.

Владимир ФЕСЕНКО, глава правления Центра прикладных политических исследований «Пента»:

— Финальная часть первого тура прошла в режиме второго тура. Это был режим прямого противостояния, режим выгребания всех резервов и ресурсов, которые обычно используют во втором туре. И это создает определенные трудности обеим командам для обновления и оживления кампании во втором туре.

Я считаю, что Янукович не выиграл первый тур выборов. Предвыборные опросы показывали, что он лидировал в начале и середине октября с достаточно весомым отрывом. На финише кампании он провалился. Произошел, на мой взгляд, тот же феномен, который случился и на финише кампании 2002 года с «Женщинами за будущее» и «зелеными». Рейтинг Януковича был сильно раздут — социальными выплатами и активной информационной кампанией. И этот рейтинг нужно было удержать, а этого сделать не удалось в полной мере. Поэтому результат, который зафиксировали ЦИК и разнобой в данных экзит-пола, я бы оценил как техническую ничью, но в пользу Ющенко. Потому что она дает ему несомненные моральные и политические преимущества. Этим результатом им в значительной мере удалось нейтрализовать прессинг и огромный админресурс. Главное, чтобы не произошло головокружение от успехов, что вполне возможно. Ведь сейчас идет борьба за каждую десятую. Почему? Потому что символический перевес в десятую — это сигнал региональным элитам, бизнес-элитам, на кого ставить во втором туре.

Евгений МИНЧЕНКО, генеральный директор агентства «Нью-Имидж» (Россия):

— Я считаю, что в первом туре победила Украина. Глобальный перевес одного из кандидатов несомненно расколол бы страну.

Вадим КАРАСЕВ, директор Института глобальных стратегий:

— Если кратко, то Янукович не выиграл, но и не проиграл. Ющенко не проиграл, хотя и не выиграл. Янукович не выиграл, потому что не получил тот отрыв, на который рассчитывали его сторонники, а также потому, что миф «президентом, несмотря ни на какие голосования, станет Янукович» уже не будет работать. Ющенко не проиграл, потому что он все-таки добился довольно сильного результата, учитывая противодействие со стороны власти, и учитывая то, что полтора месяца он не участвовал в избирательной кампании. Не выиграл же он потому, что сторонники Ющенко на полном серьезе утверждали, что он имеет все шансы выиграть уже в первом туре.

Если избежать пафоса, и не говорить о том, что на этих выборах выиграл украинский народ, то нужно сказать, что выиграл в первом тайме тренер, который когда-то тренировал Ющенко, а теперь является тренером-консультантом действующего премьера — то есть Леонид Кучма. Выиграл он с двух точек зрения — имиджевой (сохранен имидж Украины как достаточно прогнозируемой и демократической страны, для которой силовые сценарии различных посткоммунистических стран не подходят) и политической (любые расклады на второй тур невозможны без участия Президента, ему также обеспечено участие во всех поствыборных раскладах). В этом смысле выигрыш Кучмы олицетворяет победу внутриэлитного статус-кво, что увеличивает шансы на политическую реформу, на менее рисковый и более приемлемый результат исхода президентской гонки для ряда провластных и оппозиционных политических групп.

«ЭТО БЫЛИ НЕ ИХ ВЫБОРЫ»

В. МАЛИНКОВИЧ: — Можно говорить о катастрофическом поражении коммунистов на этих выборах. Это партия прошлого, партия пенсионеров, и когда пенсионерам что-то дают, то КПУ теряет свой электорат. Я думаю, что коммунисты во втором туре в большинстве своем проголосуют за Януковича, и не потому, что им скажет Симоненко — он уже не владеет своим хозяйством. А потому что, с их точки зрения, выбор будет выглядеть так: и тот олигарх, и тот олигарх, но это — наш олигарх, он за Россию, за русский язык.

Что касается социалистов, то говорить о поражении Мороза трудно. Безусловно, Мороз будет настаивать на политреформе. Это его «конек». И он, и Литвин могут выступить инициаторами подписания соглашения между всеми фракциями и группами о проведении политреформы сразу после выборов. Но это соглашение вряд ли подпишет Ющенко. И в этом случае Мороз не отдаст публично свой электорат Януковичу, но его электорат может быть нейтрализован. И тогда добавка от коммунистов, Витренко и Мороза Януковичу может сыграть свою роль.

А. ЛИТВИНЕНКО: — Эти выборы были сугубо неидеологическими. Была задана драматургия выбора: между стабильностью и надеждой. И это во многом объясняет проигрыш левых. Это просто были не их выборы. Другое дело, что проигрыш, в первую очередь, КПУ я считаю чрезвычайно позитивным, потому что это заставит их дрейфовать от ностальгических левых в сторону формирования нормальных европейских левых партий.

В. ФЕСЕНКО: — В первую очередь, это, конечно, провал Компартии. У Мороза от выборов к выборам идет снижение результатов. В спорте есть такое выражение — «вечно второй». Так вот Мороз — вечно третий. Похожая тенденция есть и у коммунистов. Конечно, продолжается естественный уход левого электората. Но я бы хотел обратить внимание, что кризис Компартии произошел одновременно и в России, и в Украине. И одна из базовых причин — это изменение социально-экономической ситуации. Оно повлияло на традиционный электорат коммунистов, и он стал уходить в пользу правящей бюрократии, особенно если в этой бюрократии появляется достаточно приемлемая фигура, которая может оттянуть на себя этот электоральный ресурс.

В. КАРАСЕВ: — Первый тур кампании продемонстрировал электоральный кризис левых сил. Однако здесь до конца не ясно: либо это электоральный кризис Симоненко как политика, либо электоральный кризис КПУ, либо кризис левых в целом. Парадокс ситуации заключается в том, что, несмотря на электоральный кризис, у левых как у политической силы и участников парламентского поля, находится очень существенная часть «золотой акции». Кому отдадут голоса левые политики, за кого проголосует левый электорат — все это оставляет за левыми пока широкое пространство для маневра в период между первым и вторым турами.

Е. МИНЧЕНКО: — Сегодня интересы лидеров коммунистов и их электората расходятся. По сути, в интересах коммунистов — чтобы Янукович проиграл. Потому что если Янукович победит, он просто доест коммунистический электорат. А в ситуации проигрыша Януковича сборная солянка, которая голосовала за него в первом туре, развалится. Приход же Ющенко к власти может позволить коммунистам взять на себя роль основной оппозиционной силы, потому что подавляющая часть центристов будет договариваться с новым президентом. Я смотрел прямую трансляцию из Верховной Рады 2 ноября, и там депутат Гмыря замечательно сказал: «Оба они преступные кандидаты — и Виктор Янукович и Виктор Федорович». И вот эта фрейдистская оговорочка показывает, кто является наиболее опасным кандидатом для номенклатуры КПУ.

РЕВОЛЮЦИЯ ОТМЕНЯЕТСЯ?

В. ФЕСЕНКО: — Я думаю, что кризис отложен до второго тура. При примерном паритете голосов (а он, скорее всего, сохранится и во втором туре) вполне возможны долгие подсчеты, и решать все будут несколько десятков тысяч голосов в пользу одного или другого кандидата. Это «флоридский сценарий». Но в случае появления этого сценария вполне возможен и «абхазский сценарий». Потому что в случае, если после «флоридского подсчета» победителем все-таки будет объявлен Янукович, оппозиция не признает этих результатов.

В. КАРАСЕВ: — Каштановых и прочих цветочных революций не произошло и уже не произойдет в Украине — и это главный итог первого тура. Все те сценарии, которые гуляли по интернету, среди экспертной элиты — о силовом, грузинском, белградском сценариях — не реализованы и вряд ли будут реализованы. Во-первых, Ющенко удовлетворен результатом. Во-вторых, в первом туре не был задействован масштабно административный ресурс. В-третьих, уже не будет работать запущенная ранее идея, что если Ющенко — рейтинговый лидер, значит он должен победить на выборах. А если не победит, то народ имеет право выйти на улицу. Эта мифология «рейтингового непобедителя» себя уже практически исчерпала.

ВНЕШНИЙ ФАКТОР

А. ЛИТВИНЕНКО: — Эти выборы продемонстрировали чрезвычайную вовлеченность в украинские дела внешних факторов. Для России эти выборы стали ее внутренним делом. И возможный проигрыш Путина в случае победы Ющенко приведет к активизации внутрипутинской оппозиции. Победа же здесь Януковича приведет к очень неприятным результатам для других внешних сил. Во втором туре принципиально изменятся характеры поддержки: западная поддержка станет более публичной, российская — более теневой.

РЕАНИМАЦИЯ ПОЛИТРЕФОРМЫ

В. МАЛИНКОВИЧ: — Влиятельные политические силы не ставили жестко вопрос о политреформе, потому что боялись, что победит Янукович. А сейчас видно, что Янукович может и не победить. Шансов на это стало меньше, и партии стали свободнее. Никто из них не хочет попасть в вариант «Единой России», и сейчас, когда вырисовалась ничья, все заговорили о политической реформе. И слава Богу. Я верю, что политическая реформа пройдет. Вряд ли это случится между турами. Потому что Ющенко все еще рассчитывает на победу. В таком случае нужно, на мой взгляд, идти на подписание соглашения различными политическими силами между турами о проведении политреформы в первые же дни после выборов.

А. ЛИТВИНЕНКО: — То, что выборы прошли мирно, открывает уникальный шанс для реформ, для создания широких коалиций. Об этом перед первым туром заявили оба кандидата и сейчас приходит время для реализации, пусть непубличных, но договоренностей об основных направлениях будущего развития. Очень важно для будущего, на основе чего будет достигаться компромисс. Будет ли это «деребан постов» или это будет согласие вокруг каких-то реальных изменений. К примеру, можно говорить о возможности проведения до выборов «малой политической реформы»: принятия законов о президенте, о кабинете министров.

В. ФЕСЕНКО: — При всей важности политической реформы — это объективная общественная потребность, в том числе и с точки зрения, что это может состояться путем выхода из политического кризиса, связанного с избирательной кампанией — я, честно говоря, слабо верю, что это удастся сделать в межтуровый период. Потому что «Наша Украина» в силу эйфории от результатов первого тура не поддержит политреформу. Но переговоры по процессу политической реформы начать можно и нужно. И здесь есть широкое общественное поле для достижения компромисса и разного рода торгов. В том числе одна из площадок переговоров — это процедура реформы. Ведь не обязательно голосовать «в целом». Можно голосовать постатейно — это тоже форма компромисса. И в этой связи, мне кажется, политреформа будет более актуальной после второго тура, но не сразу. Должна будет схлынуть психологическая, эмоциональная волна неприятия, должны начаться переговоры и поиски путей выхода из политического кризиса.

ГДЕ ЧЕРПАТЬ РЕСУРСЫ ДЛЯ ВТОРОГО ТУРА?

В. МАЛИНКОВИЧ: — Оба кандидата исчерпали свой ресурс. Но вот «русская карта» (не путать с российской) Януковичем еще не разыграна. Я имею в виду права русскоязычного населения в Украине, а не взаимоотношения Украины с Россией. И ее можно разыграть. Конечно же, не приданием статуса государственного российскому языку — менять Конституцию нельзя. Но принять мягкий закон, повышающий статус русского языка при государственном украинском, можно. Ющенко не проголосует за такой закон, и тем самым Янукович выиграет часть горожан центра Украины.

Ющенко же свой ресурс исчерпал полностью. Вся его кампания — это создание конфликта по любому поводу. И сейчас он опять попытается создать конфликт. Это очень хорошо, что люди не вышли на улицу с объективной точки зрения, и это очень плохо для Ющенко. Люди верили в то, что Ющенко придет к власти в первом туре, верили, что он — мессия. Но мессия не только 60% не получил, но и победа «фотофинишем» — это не победа.

В. ФЕСЕНКО: — Я согласен с теми, кто говорит, что явка — это самый большой ресурс во втором туре. Говорят, что с точки зрения формальных показателей при мобилизации избирателей Юга и Востока Украины — это ресурс Януковича. Формально это так, но реально — нет. Потому что традиционно на Востоке уровень голосования ниже — там на порядок выше уровень политического отчуждения, на порядок ниже уровень политической мобилизации. Поэтому с точки зрения ресурсов для политической мобилизации населения этих регионов, этих ресурсов у Ющенко гораздо больше. Ресурс политической мобилизации у Януковича практически ограничен Донбассом. Во всех остальных областях — другая ситуация.

В плане ресурсов следует учитывать еще такую вещь как антирейтинг (доля избирателей, которые заявляют, что ни при каких обстоятельствах не будут голосовать за этого кандидата). У обоих кандидатов он очень высокий — на уровне 40%. Но все- таки несколько выше антирейтинг у Януковича. И во втором туре будут голосовать не столько за Ющенко, сколько против Януковича. Сможет ли прибавить команда Януковича, усилив неприятие Ющенко, сказать сложно. Потому что этот ресурс они исчерпали почти полностью.

В. КАРАСЕВ: — У Януковича есть две стратегии — либо дожимать электоральное поле Востока и Юга Украины, либо перейти на стратегию «разжатия пружины», то есть идти от Востока в Центр, на Запад Украины, в село и Киев. Поэтому для Януковича может быть выгодным стать менее пророссийским между первым и вторым туром, больше «сельским». Ведь может случиться так, что село будет «колискою перемоги» для того или иного кандидата.

Шансы Ющенко заключаются в том, что его реальный и потенциальный избиратель будет меньше бояться, меньше бояться будет также средний слой административных и политических элит. А равенство сил дает возможность тем, кто привычно голосует за власть, все-таки переориентироваться на Ющенко.

Е. МИНЧЕНКО: — Единственный ресурс Януковича — это транслировать все то, что говорится для западного избирателя, на Восток: «мол, ребята вас держат за козлов».

Мобилизационная же проблема Ющенко заключается в том, что он и его команда вывели электорат на пик к моменту первого тура. Эмоциональный пик кампании у Ющенко уже пройден. И дальше он будет спадать. Невозможно удерживать человека в состоянии оргазма несколько часов. И точно также невозможно держать в состоянии такого подъема мобилизованности еще три недели электорат, который и так уже разогревали и возбуждали, как могли.

ПРОГНОЗЫ

В. МАЛИНКОВИЧ: — Мой прогноз на второй тур: 3:2 в пользу Януковича. Но здесь два разных варианта: Янукович с политреформой и Янукович без реформы. Если Янукович побеждает без реформы, то есть, если она не проходит до второго тура и Янукович не обещает провести ее сразу же по окончании выборов, то мы будем иметь режим, тяготеющий к тому режиму, который мы сейчас видим в России. Это худший из всех возможных вариантов для Украины. И совершенно другой, возможно, оптимальный вариант для Украины — если проходит реформа, если премьером станет Тигипко, способный на компромиссы. Если все-таки политические партии останутся автономными, будут создаваться и получат шанс формировать правительство. Поэтому вариант «Янукович плюс политическая реформа» — не страшен.

А. ЛИТВИНЕНКО: — Кто бы ни победил, мы не проснемся в другой стране. Страна останется той же, возникнут другие возможности, другие направления. Но мы не должны сами создавать завышенные ожидания и впоследствии чувствовать себя разочарованными. Разочарование будет в любом случае, но давайте его сами не провоцировать.

В. ФЕСЕНКО: — Второй тур зафиксирует примерное равенство голосов. И в этом смысле решающей будет позиция Президента, позиция части центристских фракций в парламенте, которые сейчас демонстрируют поразительное миролюбие, позиция региональных элит.

Наталия ТРОФИМОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ