Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Форма без содержания

Виктория ПОДГОРНАЯ: «В любых странах иногда возникают коррупционные скандалы, но в Украине они выполняют скорее функцию пиара...»
24 июня, 2015 - 12:24
Игорь Шевченко
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

В Украине разгорается очередной скандал в высших ступенях власти. В этот раз причиной стали публичные выяснения отношений между премьером Арсением Яценюком и министром экологии Игорем Шевченко. Последний вчера выступил с «обращением к народу Украины», в котором заявил, что руководство Правительства пытается совершить над ним «политическую расправу» за его антикоррупционную деятельность. «Неоднократно ко мне обращались члены команды Арсения Яценюка, представители «Народного фронта» с предложениями о назначении на должности в министерстве коррумпированных людей, — говорит Шевченко. — Так, вопреки Закону и моей позиции, на должность был назначен руководитель Геологической службы. В то же время назначение специалистов, которых я официально вносил, до сих пор блокируется». По мнению министра экологии, премьер будут иметь моральное право требовать его отставки «только после того, как исключит из «Народного фронта» и лишит депутатского мандата своего друга Николая Мартыненко, который отвечает за коррупцию в «Энергоатоме» и против которого возбуждено уголовное дело в Швейцарии; а также своего однопартийца Сергея Пашинского, который, по сообщениям СМИ, причастен к краже государственных нефтепродуктов на 1,5 млрд грн., которые должны были пойти на потребности армии».

Предшествовали этому заявлению требования народного депутата Олега Ляшко уволить Шевченко с должности, который, по словам лидера «РПЛ» находился в Монако, когда пылал пожар в Василькове. Ляшко отметил, что министр вернулся из-за границы на частном самолете депутата от группы «Воля народа» Александра Онищенко. Шевченко не стал отвергать обвинения, однако отметил, что он хотел как можно скорее вернуться в Украину, а поэтому попросил об услуге Онищенко, который в тот момент находился в Монако. В прошлый же понедельник советник премьер-министра Данила Лубкивский попросил ВО «Батьківщина», по квоте которого прошел Шевченко, пересмотреть целесообразность его пребывания в правительстве. «Как считает премьер-министр, обстоятельства, которые содержат такие признаки, составляют прямые политические, управленческие и этические риски для коалиции парламентских фракций», — заявил Лубкивский.

Однако это не первый скандал в правительстве Яценюка. В мае этого года возник конфликт с бывшим первым заместителем министра экономики Сашей Боровиком с последующим его увольнением. В марте  экс-председатель Госфининспекции во время выступления в Верховной Раде заявил, что глава правительства возглавил коррупционные схемы времен Януковича. До этого были конфликты с экс-министрами Павлом Шереметой и Олегом Мусием. 

Ситуацию комментирует политолог Виктория ПОДГОРНАЯ:

— Этот конфликт свидетельствует о том, что не все в порядке с командным духом в Кабмине Яценюка. Это не консолидированная команда, а потому нечего ожидать от них красивых решений или существенных реформ, ведь они не могут найти общую ценностную рамку. Каждый занимается собственным направлением, независимо от других. За этим стоят серьезные вопросы относительно качества Коалиционного соглашения, политических договоренностей, способности формировать действенные правительственные команды, которые могут придерживаться новых публичных стандартов. Но мы ожидаем от правительства реформ, о которых они говорят, а также вообще изменений в политике и подходах, которых они не демонстрируют.

Не хочется говорить, кто прав, а кто нет в этих скандалах, потому что все это с точки зрения общественности, внешних игроков, международных финансовых структур и инвесторов выглядит очень некрасиво. Ведь как им тогда вкладывать миллиарды долларов в украинскую экономику, если они не видят консолидированную политическую волю во власти? А она нужна для проведения реформ, ведь волевые параметры являются ключевыми, если нужно что-то изменить. И чуть ли не основная роль в этом — у лидера команды. Поэтому вся ситуация свидетельствует о том, что, возможно, Яценюк сам не демонстрирует достаточно волевых качеств и делает вещи, которые не устраивают членов его команды, в результате чего возникают подобные скандалы. Личность и стиль Яценюка не обеспечивают командной игры в Кабмине, а он — первый человек, который склонен к популистским и демонстративным формам политики. И это провоцирует других правительственных должностных лиц использовать такие же методы.

У нас в политике до сих пор осталось слишком много волюнтаризма, а сами деятели не двигаются в сторону цивилизованного формата политики, в котором не фигуры министров играют ключевую роль. Члены Кабмина не могут найти новые форматы деятельности, ориентированные на общественное мнение, но не для личного пиара, а для сотрудничества с обществом. Для этого были созданы разные общественные инициативы «Реанимационный пакет реформ», «Новая страна» и др., которые работают в разных направлениях. Поэтому формировать политику следует вместе с обществом и его интересами, тогда таких конфликтов вообще не будет, ведь деятельность должностных лиц будет исходить не только из их собственного представления о реформах. И оценку деятельности чиновников тоже должно давать гражданское общество, а не они сами.

Хотелось бы также увидеть существенные изменения на уровне политического содержания, а их нет. Без содержания форма выходит на первый план — эта форма конфликтная, ведь правительство все-таки более либерализованное, чем во времена Януковича. В Кабмине Азарова преобладал авторитарный и централистский стиль, однако не следует считать это его достижением. Но скандалы и конфликты не являются проявлением демократии и их нельзя назвать соблюдением демократических принципов политики, которые есть в цивилизованных странах. Наоборот, скандалы приводят к власти авторитарных деятелей, потому что люди разочаровываются в конфликтных политиках, от которых нет реальных результатов деятельности.

Конечно, в любых странах иногда взрываются коррупционные скандалы, но в Украине они выполняют скорее функцию пиара. Ведь заявлений делается много, а фактически нет никаких расследований, доведенных до логического завершения. Причина — правоохранительная система, которая так и осталась наименее реформированной. Если политики хоть как-то ориентированы на точку зрения избирателей, то органы внутренних дел, прокуратура абсолютно не зависят от нее, не существует механизмов контроля их действий, а потому они менее всего заинтересованы в изменениях. У нас нет сбалансированной «третьей силы» — нормальной судебной и правоохранительной системы — она осталась наиболее советской и в нынешней форме не может быть балансатором между обществом и властью. Они даже еще больше тянут представителей власти от ответственной и открытой политики к ее нынешнему состоянию.

Дмитрий КРИВЦУН, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ