— Анатолий Семенович, а какова статистика по нелегальным мигрантам?
— Приведу такие цифры. Если за период с 1991 года по 1996 на границах Украины было задержано немногим больше 38 тысяч нелегальных мигрантов, то за один только 1997 год их число составило уже 10776 человек! Особую тревогу вызывает тот факт, что миграция происходит из стран, в которых активно действует международная наркомафия и различного рода террористические организации: Афганистана, Ирана, Китая, Шри-Ланки, Бангладеш и т.д. За последние годы значительно увеличился поток мигрантов и из государств кавказского региона, Молдовы, Югославии, Румынии, Болгарии. В большинстве своем это люди с низким уровнем образования, у них отсутствует какая-либо квалификация.
Надо заметить, что нелегальный путь пересечения государственных границ не столь уж легок и безопасен, как может показаться. Вот один из нашумевших случаев задержания на границе нелегальных мигрантов. Недалеко от села Барвинок, что на окраине Ужгорода, стоял рефрижератор со словацкими номерами и без водителя. Долго стоял. Первыми неладное заподозрили местные жители: рефрижератор с включенным морозильником опечатан таможенными пломбами, а изнутри кто-то стучит!
Прибывшие пограничники и таможенники вскрыли двери рефрижератора... Увиденное превзошло все мыслимые предположения: 42 обмороженных граждан Китая были чудом спасены из этого ледового гроба на колесах, десять из них сразу же попали в больницу с различной степенью обморожения.
— Но, несмотря на тысячи задержанных соплеменников, нелегалы продолжают идти через территорию Украины. Значит, они знают о слабости наших правоохранительных органов?
— Не слабость нашу они чувствуют, а отсутствие хорошего, в смысле жесткого законодательства по этому вопросу. Смотрите, что получается: проблема существует уже семь лет, а у нас до сих пор нет четкой государственной миграционной политики. Нелегалами занимаются все «по чуть-чуть». А когда семеро нянек крутятся вокруг одного ребенка — тут уж и вовсе не до него, между собой бы разобраться.
— И что же нужно предпринять в такой ситуации в первую очередь?
— Хотя бы элементарное, что является железным правилом почти во всех европейских странах. Ввести квоту на въезд иностранных граждан из стран, являющихся основными поставщиками в Украину нелегальных эмигрантов. Иностранец, въезжая в Украину по туристической или служебной визе, обязан иметь на покрытие расходов не менее 50 долларов на каждый день, независимо от срока пребывания. Легализовать тех иностранных граждан, которые находятся в Украине на незаконных основаниях. Для этого следует разработать специальный документ, по которому иностранца в случае потери паспорта (а они, как правило, теряют их поголовно) можно было бы вернуть в его страну. Ввести в действующее законодательство положение об «административной визе» (по примеру Польши), которая применялась бы к иностранным гражданам, нарушающим режим пребывания в Украине и транзитного проезда по ее территории, и т.д. Предложений, которые разрабатывались нашим Госкомитетом и подавались в различные инстанции много, но, к сожалению, практической их реализации пока нет.
— Анатолий Семенович, изменилось ли что-то в деятельности самих Пограничных войск? Тем более, что все силовые структуры сегодня переживают сложную пору реорганизации.
— Летом прошлого года в Госкомграницы открылся Центр автоматического учета и контроля иностранцев, пересекающих границу Украины. Созданная на основе нескольких мощных компьютеров, которые в рамках технической помощи предоставила Германия, автоматизированная система информационного обеспечения (АСИО) Пограничных войск Украины позволяет все процедуры прохождения паспортного контроля проводить на безбумажной основе. К этой системе подключено уже десять пунктов пропуска на западной границе и аэропорт Борисполь. Сейчас мы стремимся, чтобы наиболее интенсивные по пассажиро- и грузопотоку пункты пропуска через границу завести в одну автоматизированную сеть. Прорабатываем возможность подключения к системе и обмен информацией в режиме реального времени с МИДом, МВД, Таможенной службой, иностранными посольствами. Полностью закончить охват системой все Пограничные войска планируем к 2005 году. Что же касается реорганизации, то мы пошли по принципу: от количества — к качеству. В войсках сокращаются управленческие звенья, тыловые подразделения, а высвобождающиеся штатные должности переносятся в части, непосредственно занимающиеся охраной границы. А если говорить в целом о перспективе развития Пограничных войск Украины, то мы постепенно будем отходить от войскового метода охраны госграницы, ориентируясь при этом на пограничную политику развитых европейских стран.