Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Геополитическая судьба Украины

17 июля, 2001 - 00:00

Самостоятельное Украинское государство должно строиться, опираясь на собственный народ, а вовсе не на внешние силы. Последствием ориентации Хмельницкого на Москву, а Мазепы — на Швецию стала полная гибель национальной государственности

Владимир Винниченко, «Заповеди»

Украина — самое протяженное государство Европы, и «фактор географии», как и в евразийской России, играет своеобразную роль индикатора, определяющего социальное развитие через конфликт Севера и Юга, Запада и Востока. «Географическую судьбу» державы задает ее месторазвитие в многомерном (геополитическом, мифологическом, религиозном, геоэкономическом, социокультурном и др.) коммуникационном пространстве, на раскаленных рубежах которого образуется созидательная или разрушительная энергетика.

ВЫБОР ПУТИ


За годы независимости Украины предлагались различные геополитические концепции, среди которых доминируют прозападная (вступление в ЕС), пророссийская, компромиссная «и Россия и Запад».

В прошлом «географический фактор» сыграл важную роль в стремительном восхождении Киевской Руси на политической карте Европы. Экономический подъем Византии вызвал необходимость формирования нового пути — «из варяг в греки». Географическое разделение труда усиливало не только специализацию на производстве тех или иных товаров, предназначенных для внешнего рынка, но и обеспечивало функционирование торговых коммуникаций. Для этого требовалась консолидация местных племен вокруг единого центра. Так началось становление великого Киева, ставшего «матерью городов русских». Географическое положение Киева на рубежах леса и степи в месте сходимости речных торговых путей с Верхнего Днепра, Припяти, Березины, Сожа, Десны, Тетерева, где, кроме днепровского направления на Царьград (торговый мировой центр), начинались ответвления на Волгу и Дон, превратили город в стратегический центр, контролирующий торговлю обширного региона.

Этноприродные рубежи явились важным фактором объединения восточнославянских племен и консолидации Киевской Руси вдоль торговой коммуникации «из варяг в греки», которая в Черноморье пересекалась с Великим Шелковым путем. В период наивысшего расцвета стольный Киев считался третьим по величине европейским городом, после Константинополя и Кордовы. Установление экономических и культурных связей с Византией ввело Киевскую Русь в круг передовых евразийских держав. Важнейшим итогом русско-византийских отношений было принятие христианства в качестве государственной религии Руси. Одним словом, географическая судьба была благосклонна. Но и география порой бывает бессильна перед разрушительной энергией человека.

Междоусобицы и потеря контроля над торговыми путями подрывают экономику, и страна распадается на несколько княжеств. По мнению Льва Гумилева, Киевская Русь погибла из-за эгоизма и «шкурных интересов» правящей элиты, неспособной к самопожертвованию ради бескорыстного патриотизма. В результате дезинтеграции восточных славян Киевская Русь распалась на Залесскую, Поднепровскую, Червонную, Черную и Белую Украину. Залесская Украина стала ядром Московской Руси, а Поднепровье — этнических украинцев. В эпоху Руины Украина была разделена между Польшей и Россией. Это усилило этнокультурные различия между восточными и западными украинцами, которые проявляются в многовековом выборе пути.

И с тех пор скачет по широкой украинской степи гоголевский казак с сыновьями, олицетворяющими разную геополитическую судьбу.

ПРИРОДА БОГАТСТВА


Если абстрагироваться от современного политического ландшафта, имеются неоспоримые предпосылки для уверенного взгляда в будущее Украины. Европейская страна с компактной и освоенной территорией, с благоприятными природными условиями для жизни людей. Страна трудолюбивых и образованных людей, умеренных природных стихий, плодородных почв, богатых минеральных и других ресурсов. Высокий коэффициент транзитности территории и выход к морям создают благоприятные условия для мирохозяйственной интеграции. Но есть одно — потаенное богатство, открытие которого может проложить путь к процветанию общества.

Украина — рубежная страна, что отражено не только в ее названии, но и в положении на западе Великой Евразийской степи, на суперэтнических рубежах западноевропейской, славянской и исламской цивилизаций. Рубежная биполярность проявляется в наличии на территории страны географического центра Европы в Карпатах и евразийского геополитического полюса в Крыму. На протяжении веков мировые империи Запада, Востока, Юга и Севера формировали на этноприродных рубежах Евразийской степи и Черноморья геополитические форпосты вражды и мира, обеспечивающие как военный паритет, так и комплиментарные отношения между народами, включая свободную торговлю.

Социокультурная рубежность Украины проявляется в этноконфессиональных традициях, национальной элите, в русскоязычном мире больших городов. После падения Киевской Руси восточнославянские земли становятся рубежом противостояния католического Запада и православного Востока. Крупные средневековые рубежные государства — Великое княжество Литовское и Речь Посполита — объединили славянские народы в борьбе против агрессии Тевтонского ордена, открыли путь западному культурному влиянию на восточнославянские народы. В украинские, литовские и белорусские города пришло самоуправление на основе магдебургского права (собственный суд, право земельной собственности и освобождение от большинства феодальных повинностей).

Усиливающееся противостояние Запада и Востока привело не только к этноконфессиональным конфликтам на суперэтническом уровне, но и к расколу в восточнославянских землях, где наряду с католической и православной образовалась маргинальная униатская, или греко-католическая церковь. Православно-католическая конфронтация послужила углублению культурно-исторических различий между восточными и западными украинцами, что дает о себе знать через триста лет. Этноконфессиональные конфликты, раскол в Украинской православной церкви ныне используются в борьбе за светскую власть и не способствуют консолидации нации.

Социокультурные особенности украинского этноса формировались в условиях военной демократии (самоуправления) казачества. Запорожская Сечь сыграла выдающуюся роль в консолидации народа. Отсюда истоки важной национальной традиции — украинцы более усердные служаки, чем русские. Земли на границе леса и степи находились под постоянной угрозой набегов кочевников. Здесь на рубежах Запада, Востока и Юга сформировался субэтнос казаков. Тюркское по происхождению слово «казак» означает людей, не признающих власть организованного степного общества. У славян — это люди границы, пограничники русского православия. Людям границы принадлежат основные заслуги в колонизации новых земель, освоении Причерноморья, Сибири и Дальнего Востока. Они смелые воины и землепроходцы, но у них больше развито не стратегическое, а тактическое мышление. Образ жизни и труд украинских казаков сочетался с обороной и набегами на степные орды. Днем совершил набег, вернулся с добычей и отметил с товарищами победу, а на завтра опять повторяется цикл. Но что хорошо для казаков, не всегда приемлемо для главы государства. Тактическое мышление без стратегического видения представляет угрозу национальным интересам. Не случайно в независимой Украине рождаются сиюминутные «судьбоносные программы» возрождения.

Природный фактор также наложил отпечаток на местном хозяйственном укладе. В отличие от Московской Руси, где природно-климатические условия требовали объединения крестьян, обрабатывающих землю общиной, в Украине было распространено единоличное хозяйство.

Следующая особенность украинского этноса — малочисленность и незавершенность формирования национальной элиты, что представляет большую опасность для становления государственности. Нации без образованной элиты, способной на бескорыстный патриотизм и самоотдачу на благо государства, нежизнеспособны. Историческая маргинализация украинской аристократии проявилась в ее полонизации и русификации. Отсюда истоки острых противоречий по поводу выбора пути общественного развития между украинофилами и русофилами, либералами, консерваторами и радикалами.

Устарела концепция украинской нации, основанная на мировоззрении времен Великой французской революции и немецкого философа Иоганна Гердера, отмечавшего важность крестьянской культуры, местных языков и фольклора. Современное государство — это не национальный ансамбль песни и пляски, а комплиментарные отношения всех проживающих в нем народов. Государство обязано быть гарантом защиты свободы личности и прав конкретного человека.

Социокультурная рубежность отражается в политическом пространстве Украины. Здесь характерна территориальная клановость элиты. В первые годы независимости в государственной политике доминировала идеология «самостийности» в духе западноукраинского почвенного этноцентризма. Затем к власти пришла преимущественно русскоязычная элита — выходцы из промышленных районов Восточной Украины (днепропетровские и другие кланы). Для большинства крупных городов характерна активность представителей торгово-финансового капитала.

Социокультурная биполярность и рубежность украинского народа делает невозможным консолидацию общества на одной из культурно-исторических традиций — западноевропейской или пророссийской. Отсутствует политическая партия или движение с реальной консолидирующей программой. Раскачивание «качелей» между сторонниками разных социокультурных традиций уже привело к «троянским» завоеваниям украинской независимости, среди которых деиндустриализация, моральная деградация и деинтеллектуализация общества. Игнорирование социокультурной рубежности стало исторической трагедией для одного из крупнейших европейских народов, длительное время не обладавшего государственностью.

ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛАНДШАФТ

Украинское общество формировалось преимущественно на западноевропейских и восточноевропейских социокультурных рубежах. С Запада пришли традиции индивидуализма и самоуправления, а от России — общинные традиции и достижения индустриализации. Рубежность традиций коллективизма и индивидуализма, неприятие «духа капитализма» для большинства людей с советским менталитетом затрудняют выбор «чисто» социалистического, капиталистического или традиционалистического путей развития.

Многомерное коммуникационное пространство Украины как независимого государства никогда не планировалось. Поэтому геополитическая и социокультурная рубежность отразилась в формировании исторических областей, представляющих своеобразные геостраты (геополитические острова), обладающие собственной энергетикой развития. В мощном геополитическом и геоэкономическом полях они объединялись, и наоборот, в период войн, смут и анархии распадались на самостоятельные страты (гуляй-поле).

Территория Украины в современных границах сложилась в результате длительного развития на рубежах Запада и Востока, где под воздействием различных геополитических пространств сформировались три «плиты»: Западной, Восточной и Южной Украины с социокультурными особенностями исторических областей. Исторический срок пребывания Западной Украины в западноевропейском геополитическом пространстве насчитывает 700 лет, Восточной и Южной Украины в российском геополитическом пространстве, соответственно, 300 и 200 лет. Причерноморье более двух тысячелетий пребывало в средиземноморском пространстве.

Геополитические «плиты» имеют разную природу рельефа и климата. Запад занят Карпатами, Подольской и Приднепровской возвышенностями, а восток и юг, соответственно, Приднепровской и Причерноморской низменностями. На западе преимущественно лесная зона и лесостепь, на востоке — степь, лесостепь и лес, на юге — ковыльные степи. Географический север и «полюс» холода не совпадают, наиболее холодные территории расположены на северо-востоке. Не случайно в этом направлении шла миграция в период татаро-монгольского нашествия и в эпоху Руины, когда заселялись буферные земли между Московской Русью и Степью. На северо-востоке зимы снежные, и животным трудно добывать корм, поэтому степные орды предпочитали кочевать южнее.

Каждая «плита» имеет транспортно- коммуникационные особенности. В лесной зоне основные пути проходили по рекам, а в Диком Поле — сухопутные военные и торговые шляхи по водоразделам (суходолам). В советском геопространстве три «плиты» были известны как крупные экономические районы: Юго- Западный, Донецко-Приднепровский и Южный с определенной специализацией во всесоюзном разделении труда.

В микрокосмосе молодых государств естественно проявляются старые геополитические, геоэкономические, социокультурные, конфессиональные рубежи и границы. В зависимости от государственной политики они могут стать стратегическим ресурсом развития или причиной упадка. Геополитическая судьба Украины зависит не только от трансформации внутренних геополитических «плит», но и от событий в России, на Балканах и на Кавказе. Но об этом речь пойдет в других статьях.

Владимир ДЕРГАЧЕВ, профессор, доктор географических наук
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ