Государственной службе Украины исполняется 95 лет. При том, что современному украинскому государству лишь двадцать два, и то в августе. Несложные подсчеты выводят нас на неожиданный для большинства граждан Украины результат — конец мая 1918 года. А это ни что иное как Украинское Государство и период правления Павла Скоропадского.
Об этом и многом другом шла речь в Чернигове на научной конференции «Украинское государство гетмана Павла Скоропадского: проблемы исследования (к 95-й годовщине провозглашения)», которая прошла 16 мая 2013 года, то есть на следующий день после малозаметного празднования в Украине 140-годовщины со дня рождения ее неординарного общественного и государственного деятеля. Инициатором стал Институт истории Украины НАН Украины (прежде всего отдел истории Украинской революции 1917—1921 года), его поддержали Черниговская облгосадминистрация и областной совет. Выбор места — неслучаен. Ведь в Тростянце (нынешний Ичнянский район Черниговщины) было расположено родовое имение Скоропадских (ныне известен прежде всего своим дендропарком), а учился будущий гетман на севере Сиверщины — в Стародубской гимназии. Рядом с Черниговом расположено другое памятное место — поселок Седнев: семейное гнездо старинного казацкого рода Лизогубов, в том числе председателя Совета Министров Украинской Державы Федора Лизогуба. Поэтому, как подчеркивалось на конференции, можем говорить о значительном персонифицированном вкладе Черниговщины в развитие института государственной службы Украины. В исторической ретроспективе, конечно.
Пять лет назад на основе длительного взаимодействия Главгосслужбы Украины и Института истории Украины НАН Украины было доказано, что именно следует считать началом государственной службы в Украине как отдельной, определенной законодательством, институции для управления государством, функции которой выполняют уполномоченные на это служащие за счет средств государственного бюджета. Выяснилось, что речь идет не о 1993 г. как дате принятия действующего Закона Украины «О государственной службе», а о событиях периода Украинской революции начала ХХ в. Если уже быть совсем точным — отрезке, когда консервативные силы попытались создать государство по собственным представлениям, вопреки воле доминировавших тогда сторонников левых идей. Что из этого вышло — известно, о последствиях взаимной вражды — тоже. Для современников же важно, что новая постановка вопроса принципиально расширила хронологические пределы существования государственной службы Украины, а главное — открыла возможности для привлечения до сих пор исследуемого исключительно узким кругом специалистов опыта, ведь речь идет о территории, где история государственного управления тесно взаимодействует с его практикой, способствуя друг другу в достижении своих целей.
Как администратор Павел Скоропадский считал построение профессиональной государственной службы одной из своих основных задач. Другой вопрос, что удалось, а что не сработало и почему. Кстати, на конференции прозвучало мнение — возможно, государственная служба Украины — наибольшее достижение Гетманата. Собственно, вспоминаются прежде всего три нормативно- правовых акта, которые положили начало соответствующей традиции в Украине.
Закон о торжественном обете чиновников и судей и присяге военных на верность Украинской Державе от 30 мая 1918 года определил обязательность принесения государственным служащим присяги, которая была условием получения статуса государственного служащего. Таким образом гетману впервые в украинской истории удалось очертить круг должностных лиц.
Законом о нормальной росписи содержания служащих в центральных правительственных учреждениях гражданских ведомств от 26 июня 1918 года устанавливалась система классов должностей и рангов пенсий правительственных чиновников, фактически — это аналог нынешних категорий и рангов. Также глава Украинской Державы утвердил схему должностных окладов.
Закон о порядке назначения на правительственную службу от 24 июля 1918 года определял различные процедуры назначения на должности, которые зависели от их класса. Причем гетманские назначения на высшие должности государственных служащих (заместители министров, директора департаментов) должны были предварительно согласовываться с Советом Министров.
Непосредственно конференция состояла из двух частей: в первой свои доклады делали известные киевские ученые, а во второй — их черниговские коллеги из местных высших учебных заведений. Поэтому получилось сочетание исследований, так сказать, общегосударственного характера и близких к историко-краеведческой тематике. Среди прочего участники (приглашались представители учебных заведений Чернигова) смогли услышать о взглядах Сергея Ефремова на политический режим Гетманата, или же, по словам этого известного украинского ученого и общественного деятеля, — Скоропадщину; подебатировать — кого можно считать политической опорой гетманского режима и имел ли он хоть какие-то исторические перспективы, как это случилось, при подобных ситуациях, в Болгарии или, скажем, Румынии; узнать новое о том, как будущий украинский гетман, а в 1917 году — русский генерал формировал военные кадры 1-го Украинского корпуса Русской армии, подтвердив своими действиями сверхпрагматичные подходы к боеспособности войска, часто — без учета национальной идеи (последняя, по мнению докладчика, понималась им в соответствии с типичным воспитанием и образованием); еще раз взглянуть на очень интересные и значительно большие, чем нынешние, границы Украинской Державы 1918 года, вспомнить о повседневной жизни Черниговской губернии при Гетманате.