«Под занавес» очередной сессии Житомирского областного совета, состоявшейся в конце прошлой недели, лидер фракции «Нашей Украины» депутат Ярослав Долгих неожиданно внес предложение о созыве в конце ноября внеочередной сессии, на которой следует рассмотреть вопрос о выполнении облгосадминистрацией делегированных полномочий. Губернатор Юрий Андрийчук, который сидел в президиуме, словесно на такой поворот никак не отреагировал, но сразу как-то напрягся, и было заметно, что это предложение ему явно не по душе. И большинство местных обозревателей сразу расценили шаг нашеукраинцев как попытку «подкопа» под него. В этой связи стоит вспомнить такой существенный момент — несмотря на то, что Ю. Андрийчук заявлял, что является выдвиженцем «НУ» (очевидно, не местной, и «День» об этом уже писал. — В.К. ) и человеком Президента Виктора Ющенко, у нового губернатора с первых дней назначения возникли напряженные отношения с житомирскими партийцами. И недоверие ему пытались объявить тоже сразу. Тогда многие видели в этом определенную игру председателя новоизбранного облсовета, одного из главных фигур в областной организации «НУ» Ирины Синявской, которая до того занимала должность председателя облгосадминистрации и была не очень довольна новым партнером по областной власти в лице Ю. Андрийчука. Политические основания для этого были, поскольку тот под лозунгом необходимости привлечения профессионалов начал возвращать на должности некоторых руководителей из обоймы последнего губернатора времен президентства Леонида Кучмы, а нынче члена парламента от Партии регионов Сергея Рыжука. В частности, на должность заместителя председателя ОГА был назначен Анатолий Величук, который является заметной фигурой в местной организации ПР, а начальника Главного финансового управления — Анна Емченко. Последняя действительно является «суперпрофи» в финансовой сфере. Но в наших условиях любой профессионализм в сфере власти имеет две стороны — он может быть использован как в пользу общества, так и для умелой маскировки работы на частные интересы тех или иных групп или лиц. Несколько неожиданным оказался и результат голосования — почти две трети депутатского корпуса, включая практически полный состав фракции Партии регионов, высказался за проведение внеочередной сессии с предложенной повесткой дня.
В комментарии для «Дня» Я. Довгих сослался на пункт 28 части 1 статьи 43 Закона «О местном самоуправлении в Украине», которым обусловлено право облсовета заслушивать отчеты председателя облгосадминистрации на своих пленарных заседаниях. По его словам, поводом для действий «НУ» стала неудовлетворительная, на взгляд фракции, подготовка к сессии со стороны служб и управлений ОГА. В то же время на вопрос нашей газеты, не является ли председатель облсовета инициатором рассмотрения данного вопроса, И. Синявская ответила отрицательно, хоть и подтвердила, что проголосовала за созыв внеочередной сессии. Она также сказала, что за последние три месяца ее совместную работу с председателем облгосадминистрации можно определить как нормальную, но одновременно охарактеризовала ее высказыванием «мы не мешаем друг другу». И в этом она увидела позитив, который, по ее словам, заключался в том, что «лучше не мешать, чем разрушать». Что пани Ирина очертила более четко, так это свое недовольство вопросом утверждения отчета о выполнении областного бюджета. «Я до сих пор не поняла, — это ее прямая речь, — куда делись 38 миллионов, которые составили разницу между доходной и расходной частью... И, надеюсь, когда мы будем рассматривать делегированные советом полномочия... мы сможем отыскать и эту сумму». Собственно, с точки зрения автора, именно здесь может проявиться профессионализм как тех, кто, по всей вероятности, пытался что-то спрятать, так и тех, кто будет искать. «День», однако, задал еще один вопрос, а именно: просчитаны ли все политические последствия возможного выражения на следующей внеочередной сессии недоверия действующему главе облгосадминистрации или даже попыток это сделать, поскольку по Конституции Украины (эти положения были и до введения изменений к ней) представление на назначение нового губернатора должен сделать Кабинет Министров. То есть первое слово будет за премьером Виктором Януковичем. В ответ Синявская отметила, что рассмотрение выполнения полномочий не является еще вопросом выражения недоверия. И добавила, что в соответствии с упомянутым Законом «О местном самоуправлении» областные советы имеют право выдвигать кандидатуру на свободную должность председателя облгосадминистрации. (Но, согласно пункту 31 части 1 статьи 43 этого закона, свои предложения они вносят в Кабмин, то есть в правительство «антикризисной» коалиции. — В.К. ). Чем опосредованно подтвердила, что, может, такой вариант по меньшей мере обдумывался или обдумывается. Но у него есть и обратная сторона: чтобы объявление недоверия губернатору имело последствием его отставку, нужно две трети голосов депутатов облсовета. Без поддержки регионалов, БЮТ и «НУ» тут обойтись практически невозможно. Таким образом, фракция Партии регионов получает хорошую возможность для собственной игры вокруг как оставления Ю. Андрийчука на должности, выторговывая у него новые преференции для себя и для его смещения. Во втором случае целью ПР может быть только освобождение этой должности для собственного выдвиженца. О своем горячем желании видеть в этом кресле своего человека ее представители говорят практически открыто, и с большой долей уверенности можно спрогнозировать, что В. Янукович предложит на эту должность то ли уже упомянутого С. Рыжука, то ли лидера региональной организации ПР, тоже депутата Верховной Рады Николая Присяжнюка. Маловероятно, что нашеукраинцы этого не учитывают. Тогда цель их демарша может быть более приземлена, а именно — стремление достичь того, чтобы действующий губернатор почувствовал свою зависимость от депутатского корпуса и, в частности, от фракции «НУ».