То ли весной повеяло, то ли недавние протесты в братской Болгарии так вдохновили лидеров оппозиции, но несколько дней назад Яценюк и Турчинов объявили всеобщую народную мобилизацию. «Мы сейчас начинаем переносить наш разговор на площади больших городов. Нам нужно защитить Украину от сползания к диктатуре», — подчеркнул Александр Турчинов на брифинге в парламенте накануне женского праздника. А уже во время празднования годовщины со дня рождения Тараса Шевченко лидер объединенной оппозиции Арсений Яценюк также поддержал лозунг коллеги и призвал украинцев подниматься: «Мы как оппозиция приняли решение, что нужно идти в народ, нужно просить вас подниматься. На будущей неделе мы поедем проводить народные вече, поднимать людей и обращаться к ним с одним: «Никто нас никогда не переборет. Мы сильные, и идем вперед к победе».
Эти призывы утонули в праздничных букетах тюльпанов и мимозы. Но могло ли быть иначе, ведь никакого близкого «рядовому гражданину» лозунга оппозиция не придумала. «Паны дерутся, у мужиков чубы трещат» — это мы уже хорошо усвоили. Вряд ли кто-то серьезно думает, что ситуация в стране кардинально изменится к лучшему, если сбросят «диктатора» Януковича или освободят «заключенную №1» Тимошенко. Может ли возвращение мандата Власенко решить все проблемы страны? Желающих на своих плечах внести одного диктатора вместо другого не найдешь. Народ всегда умнее своих правителей: «Белые пришли грабят, красные пришли — тоже грабят». Украинцы прислушались к совету Николая Азарова и взяли лопаты, окопались и до минимума свели свои контакты с государством. Каждый сам решает свои проблемы: копают колодцы, потому что в кранах нет воды, утепляют стены своих домов, потому что нет отопления, работают нелегально и получают зарплату в конвертах, потому что государство не предложило альтернативы. До политики ли тут? Тем более что вместо реальной политической борьбы нам предлагают веселую карусель блокирований. Только закончилась эпопея с сенсорной кнопкой, как интернет снова запестрел фотографиями улыбающихся блокировщиков в сессионном зале. И снова не понятно, как оппозиция будет выходить из этой ситуации. Если досрочных выборов не будет и новый майдан не соберется — тупик. Останется только признать, что оппозиция не имеет того уровня поддержки среди граждан, о котором всегда говорит. А ее результат на парламентских выборах в какой-то мере аванс доверия, в какой-то мере выбор меньшего зла. В то же время Николай Томенко озвучил важный для блокировщиков сигнал: «Мы все чаще получаем информацию из провластной среды, которая задумывается над уникальным, по их мнению, вариантом новейшей трактовки модного в бурный период Российской империи лозунга «Ни мира, ни войны». Так что власть может пойти на вариант, когда Президент распустит нынешний парламент, а решение о проведении внеочередных выборов в ВР будет отложено». Своими действиями оппозиция приближает этот сценарий к реальности.
С другой стороны, перед глазами стоит пример недавних протестов в Болгарии. Болгария, которая в исследовании компании GFK названа самой бедной страной Евросоюза, во многом напоминает Украину. На год здесь человек в среднем получает 2,8 тыс. евро. В Украине — в пересчете на евровалюту приблизительно 3,6 тысячи. Так же, как и в Украине, государство в Болгарии слабо финансирует медицину, науку, образование. Население Болгарии, как и Украины, все чаще попадает в банковскую кабалу. Энергогенерирующие компании обеих стран перешли к частным собственникам, что сделало потребителей беззащитными перед прихотями хозяев этих предприятий. В феврале терпение болгар лопнуло, когда многие из них получили счета за коммунальные услуги, суммы в которых превышали доходы. Десятки тысяч граждан вышли на улицы с протестами и требованиями ликвидировать монополии, рассекретить энергетические контракты и национализировать энергетические компании. Украина в социально-экономическом развитии идет за Болгарией след в след. Вполне вероятно, что, взяв пример со своих братьев-славян, украинцы тоже выйдут на улицы и поддержат оппозицию.
Итак, сложилась ли в Украине революционная ситуация, поддержат ли украинцы призывы оппозиции выходить на улицы?
«ЧТОБЫ НАЧАЛОСЬ ШИРОКОЕ ПРОТЕСТНОЕ ДВИЖЕНИЕ — ДЛЯ ЭТОГО ЕЩЕ НЕТ ПРЕДПОСЫЛОК»
Виталий КУЛИК, директор Центра исследования проблем гражданского общества:
— Сегодня такая революционная ситуация, когда «низы не хотят, верхи не могут», в обществе не сложилась. Есть разочарование граждан, даже протестно настроенных, в оппозиционных силах. Существует так называемая «кухонная революционность», когда люди готовы говорить об акциях протеста, о том, что нужно демонстрировать свою позицию, но принимать непосредственное участие в протестах не будут. Эту «кухонную революционность» кто-то почему-то воспринял как готовность людей выйти на улицы. Растет индекс деструктивного протеста, все больше людей, неудовлетворенных существующим положением вещей. В то же время готовность к радикальным действиям декларирует незначительный процент граждан. Такая картина сложилась потому, что гражданам есть что терять. Есть амортизационные запасы на черный день, имеется теневая экономика, которая создает ситуацию, когда уровень декларируемых доходов не соответствует действительности. Во-вторых, оппозиция коррумпировала протестные акции, платила за них деньги. Возможно, если бы этого не было, было бы больше людей, искренне готовых выйти на протесты.
То, что мы видим сегодня, — кризис оппозиции. Оппозиция не понимает людей, так же и люди не понимают оппозицию. Все это в совокупности свидетельствует о том, что оппозиции не удастся вывести на улицы большое количество людей.
В Болгарии не было такого уровня коррупции в протестных акциях. В социальном плане ситуация в Болгарии хуже, чем в Украине. Но там существуют традиции массовых акций протеста, которые не были похоронены, в частности профсоюзы и политические силы могут вывести массы, и это влияет на ситуацию в стране. У нас же произошла деформация протестного движения.
Действительно, проходят региональные акции протеста, люди перекрывают дороги, выходят на митинги, чтобы помешать незаконному строительству и т.п. Как правило, семь из десяти таких акций достигают своей цели. На местах численность и результативность протестных акций растет. Но чтобы началось широкое протестное движение — для этого еще нет предпосылок.
«У ВЛАСТИ ЕСТЬ КОНТЕНТ, НО НЕТ ПИАРА, У ОППОЗИЦИИ, НАОБОРОТ, — ЕСТЬ ПИАР, НО НЕТ КОНТЕНТА»
Евгений КОПАТЬКО, руководитель компании Research & Branding Group:
— В обществе есть высокий уровень недовольства как действиями власти, так и действиями оппозиции. С другой стороны, если есть недовольство, то оппозиция должна идти в фарватере интересов общества, а не наоборот, общество не должно отстаивать интересы оппозиции. Парламентский кризис, который налицо сегодня, не приводит к решению политических проблем, а провоцирует политический кризис. Если кризис выльется в легитимную плоскость, то есть состоятся досрочные парламентские выборы, я не уверен, что люди пойдут голосовать. От выборов к выборам явка становится все меньше. Оппозиция не стала абсолютным моральным лидером. В обществе есть запрос на консолидацию, но элиты не могут договориться, наталкиваются на противоречия. Возьмем в качестве примера ситуацию вокруг сенсорной кнопки. Никто не станет отрицать, что депутат должен голосовать персонально, но фетишизация этого вопроса ничего не говорит о возможностях последующего развития. Решился вопрос с кнопкой, а законопроектов, за которые нужно голосовать, нет. Огромные усилия расточаются на внутренние конфликты всех со всеми. Ключевой вопрос в том, чтобы найти компромисс. Ни одна из политических сил сегодня не способна самостоятельно решить проблемы, стоящие сегодня перед страной. Власти сегодня не хватает коммуникации с обществом, хотя им есть что сказать. У власти есть контент, но нет пиара, у оппозиции наоборот — есть пиар, но нет контента.